Особенности инфляционного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности инфляционного процесса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1) Рассмотреть определение, причины, виды инфляции.
2) Дать характеристику антиинфляционных мер государства
3) Изучить факторы и последствия инфляционных процессов в России.
4) Оценить современное состояние инфляционных процессов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

     Подавленная инфляция лишает производителей стимулов, так как цены ограничены и не зависят  от спроса, что препятствует расширению производства и предложения. Поскольку зависимость между ценой и спросом исчезает, то инвесторам неясно, куда лучше направить капиталы.

     Потребители реагируют на открытую инфляцию формированием  адаптивных инфляционных ожиданий. Когда  инфляция подавлена, возникает другой тип ожиданий, который можно назвать дефицитным.

     Дефицитные  ожидания усиливают ажиотажный спрос, который продиктован опасениями, что товаров не будет совсем. Чем  основательнее дефицитные ожидания, тем больше размеры текущего спроса, тем меньше товарные запасы и острее дефицит. Ощутив его, потребители приобретают еще большую уверенность в правильности своих действий. Следует очередной всплеск спроса и т. д. Как видно, возникнув на почве дефицита, подобные ожидания объективно способствуют его ускорению, воспроизводству. Все это придает механизму подавленной инфляции дополнительную устойчивость.

     Таким образом, рассмотрев определение, причины  и виды инфляции перейдём к изучению антиинфляционных мер государства. 

     1.2. Антиинфляционные меры государства 

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает большое количество денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

     Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с  ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь:

     -сокращение  инфляционного потенциала

     -предсказуемость  динамики инфляции 

     -снижение темпов инфляции

     -стабилизация  цен

     Стратегическая  цель антиинфляционной политики —  привести темпы роста денежной массы  в соответствие с темпами роста  товарной массы или реального  ВВП (Валового внутреннего продукта) в краткосрочном плане, а объем  и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.26

     В рамках первого предусматривается  активная бюджетная  политика –  маневрирование государственными расходами  и налогами в целях воздействия  на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.27

     Второй  подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается  денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Если мероприятия бюджетной  политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюктуру через  изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

     1) Операции на открытом рынке  ценных бумаг. 

     Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.28

     2) Учетно-процентная или дисконтная  политика.

     Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ (Российской Федерации) – ставка рефинансирования).

     Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом, получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.29

     Россия  должна принять дополнительные меры для борьбы с инфляцией. Об этом заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин в интервью BBC. По его мнению, сейчас наступил оптимальный момент для  повышения Центральным банком РФ учетной ставки.30

3) Норма  обязательного резервирования.

     Обязательные  резервы – это та часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки  обязаны хранить в виде беспроцентных  вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

  1. Валютная политика (валютное регулирование).

     Целевые показатели валютного курса (фиксированные  или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ (Центральный банк) самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

  1. Таргетирование инфляции.

     Таргетирование  инфляции стало в последние годы достаточно популярным среди центральных  банков мира - в настоящее время  данный метод антиинфляционной политики применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся).

     Проведение  данной политики является актуальным и для России. В этой связи интересен опыт развивающихся стран.

     Среди развивающихся стран Чили первой прибегла к инфляционному таргетированию. Прежде чем провести таргетирование инфляции, в Чили провели несколько подготовительных мероприятий. В 1989 г. был разработан новый Закон о Центральном банке Чили, вступивший в силу в 1990 г. Закон наделил центральный банк независимостью и сделал одной из его конечных целей ценовую стабильность. Была достигнута сбалансированность налогово-бюджетной политики: с 1991 по 1997 г. государственный бюджет сводился с профицитом. После череды банковских кризисов в 80-х годах были введены новые стандарты банковского регулирования и надзора, по качеству сопоставимые со стандартами промышленно развитых стран. На инфляционные ориентиры стали полагаться только после успешного начального сокращения инфляции.

     В результате снижения инфляции с двухзначных до однозначных цифр инфляционный ориентир приобрел статус цели денежно-кредитной политики. Антиинфляционная политика была разбита на два этапа: первый этап состоял в сокращении инфляции, второй – в удержании её на постоянном уровне. Официальный переход произошел только на втором этапе в 1999 г. Помимо инфляционного ориентира проводился мониторинг и таргетировалось несколько показателей:

     – гэп между фактическим и потенциальным ВВП, который отражал текущий и проектный деловой цикл;

     – гэп в совокупных доходах и расходах (или дефицит текущего счета платежного баланса);

     – темп прироста ВВП, безработицы, а также реальной и номинальной заработной платы;

     – денежное предложение и временная структура рыночных процентных ставок;

     – бюджетный дефицит.

     Кроме того, был введен жесткий контроль над движением капитала, действовавший на протяжении всех 90-х годов. Это позволило снизить волатильность иностранных инвестиций, увеличить их срок, сделало страну более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.

     Таргетирование  предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.31

     Переход к политике таргетирования должен быть постепенным. Риск слишком быстрого перехода заключается в возможной потере контроля денежных властей над инфляцией.

     Проведение  таргетирования означает публичное  объявление целей по инфляции, за соблюдение которых ЦБ несет ответственность. В подавляющем большинстве случаев эти цели и правила страны объявляются самим ЦБ, а не устанавливаются законами страны, т.е. денежные власти отвечают за их соблюдение своей репутацией.

     Денежную  эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже  функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

     - Валютный канал эмиссии. 

     Увеличение  денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует  как инфляционный фактор. Данный канал  эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

     - Фондовый канал эмиссии. 

     Этот  канал активно используется в  некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает  и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ,  который обменивает их на деньги.

     - Кредитный канал эмиссии. ЦБ  РФ непосредственно кредитует  коммерческие банки или гибко  управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.32

     Монетарные  методы воздействия на инфляцию могут  быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.33

Информация о работе Особенности инфляционного процесса в России