Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности инфляционного процесса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1) Рассмотреть определение, причины, виды инфляции.
2) Дать характеристику антиинфляционных мер государства
3) Изучить факторы и последствия инфляционных процессов в России.
4) Оценить современное состояние инфляционных процессов.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов» предусматривалось снижение инфляции в 2011 г. до 6–7%. В течение первого полугодия инфляция в скользящем годовом выражении менялась незначительно и составляла 9,4–9,6%. В первые месяцы 2011 г. ее уровень формировался прежде всего удорожанием продовольственных товаров вследствие неурожая 2010 года. Рост экономики РФ в 2011 г. будет умеренным и составит 4,8%, инфляция к концу года снизится до 8%. Об этом говорится в сообщении Международного валютного фонда, распространенном по итогам консультаций исполнительного совета МВФ с Россией, передает РИА «Новости». Оценка фонда по приросту российского ВВП заметно оптимистичнее недавно сниженного прогноза Минэкономразвития до 4,1%.41
Цены на непродовольственные товары и услуги, в условиях роста потребительского спроса, увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года.42
C февраля 2011 г. наблюдалось замедление роста цен на продовольствие, которое в июле сменилось удешевлением данного вида товаров. Такая динамика в значительной мере обусловлена снижением цен на плодоовощную продукцию во II квартале и особенно в июле 2011 года. Все это может свидетельствовать о том, что влияние падения предложения продукции сельского хозяйства на цены уменьшается.
При продолжении текущих тенденций и в отсутствие шоков инфляция по итогам 2011 г. может приблизиться к верхней границе установленного на год интервала. Динамика цен производителей в первой половине 2011 г. характеризовалась ускорением роста цен производителей промышленных товаров (в том числе производящих продукцию для потребительского рынка), замедлением роста цен производителей строи тельной продукции, связи, на грузовом транспорте, низким ростом цен производителей в сельском хозяйстве.
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за первое полугодие 2011 г. потребительские цены повысились на 5,0%, что больше соответствующего показателя в предыдущем году на 0,6 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в июне 2011 г. за скользящий 12-месячный период составил 9,4%, в декабре 2010 г. аналогичный показатель был равен 8,8%.
Ускорение инфляции в январе-июне 2011 г. произошло главным образом за счет роста цен на товары и услуги, входящих расчет базовой инфляции, которая составила 3,8% против 2,0% за сопоставимый период 2010 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 3,0 процентного пункта, или 60,1% уровня инфляции (за январь-июнь 2010 г. – 1,6 процентного пункта, или 37,2%).
Цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции за первое полугодие 2011 г. повысились на 4,5% (за шесть месяцев 2010 г. – на 2,4%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 1,6 процентного пункта, или 31,1% уровня инфляции (за первое полугодие предыдущего года – оценочно 0,8 процентного пункта, или 19,0%). Среди основных групп продуктов питания без плодоовощной продукции в первом полугодии 2011 г. более всего подорожали крупа и бобовые – на 19,9%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 7,6%, рыба и морепродукты – на 7,2% (в первом полугодии 2010 г. соответствующие показатели составляли 4,5; 0,9 и 0,5%). Темпы прироста цен на ряд других основных групп продовольственных товаров по итогам января-июня 2011 г. также были выше, чем в соответствующий период предыдущего года. Вместе с тем снизились цены на сахар-песок и яйца.
За январь-июнь 2011 г. цены на плодоовощную продукцию выросли на 8,7%, что на 25,1 процентного пункта меньше, чем за аналогичный период предыдущего
года.
По оценкам, вследствие удорожания плодоовощной продукции общий уровень потребительских цен повысился на 0,4 процентного пункта и составил 7,3% общего прироста потребительских цен. В 2010 г. соответствующие показатели были равны 1,2 процентного пункта и 27,7%.
Цены на продовольственные товары в целом за январь-июнь 2011 г. повысились на 5,0%. В предыдущем году аналогичный показатель был равен 5,4%.
В первом полугодии 2011 г. темп прироста цен на непродовольственные товары повысился до 3,5% против 1,9% в соответствующий период 2010 года. По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлено 1,2 процентного пункта, или 24,6% уровня инфляции. В январе-июне 2010 г. эти показатели составили 0,7 процентного пункта и 15,8%. В наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 12,4% и бензин автомобильный – на 10,6% (за январь-июнь 2010 г. – на 9,4 и 2,3% соответственно). По оценкам, вклад прироста цен на бензин в общее удорожание непродовольственных товаров за январь-июнь составил 0,7 процентного пункта, или 21,0%. Темпы прироста цен на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь не превышали 3,5%. Подешевели телерадиотовары – на 0,6% (в первом полугодии 2010 г. – на 1,7%).
За январь-июнь 2011 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 7,2% (за соответствующий период 2010 г. – на 6,4%). По оценкам, прирост цен и тарифов на платные услуги в первом полугодии текущего года обеспечил 1,9 процентного пункта, или 37,1% общего прироста цен на потребительском рынке (за январь-июнь 2010 г. – 1,7 процентного пункта, или 37,5% уровня инфляции).
Темп прироста регулируемых цен и тарифов на платные услуги по итогам января-июня 2011 г. был равен оценочно 10,3%, что на 0,6 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2010 году. Темп прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составил 10,9% против 11,9% в первом полугодии 2010 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 9,5% (в соответствующий период 2010 г. – на 7,0%).
В первом полугодии 2011 г. ускорился темп прироста цен на большинство видов услуг, учитываемых при расчете базовой инфляции. В наибольшей степени подорожали санаторно-оздоровительные услуги – на 11,7% и услуги дошкольного воспитания – на 9,5%. В январе-июне 2010 г. аналогичные показатели были равны 8,1 и 4,5%.43
Темп повышения цен и тарифов на платные услуги населению в первом полугодии текущего года превысил темп общего прироста цен на товары на 3,0 процентного пункта (в аналогичный период 2010 г. – на 2,7 процентного пункта).
По информации Росстата, в первом полугодии 2011 г. во всех федеральных округах России, за исключением Северо-Кавказского округа, темп прироста потребительских цен был больше, чем в соответствующий период предыдущего года.
По оценкам, в июне 2011 г. наблюдалось сокращение различий между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Федеральной службой государственной статистики в целях межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. Так, коэффициент региональных различий снизился до 39,8% против 42,5% в сентябре предыдущего года.
В первом полугодии 2011 г. темпы прироста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции по федеральным округам заключались в диапазоне от 3,5 до 5,1%. Соответствующий интервал темпов изменения цен на непродовольственные товары составил 3,2–4,1%.
Для темпов прироста цен на плодоовощную продукцию был характерен значительный разброс по субъектам Российской Федерации. В частности, в Приволжском федеральном округе этот вид продовольствия подорожал на 6,2%, а в Уральском федеральном округе – на 13,1%.
В январе-июне 2011 г. темпы удорожания платных услуг населению изменялись по федеральным округам в пределах 6,5–8,4% и, за исключением Северо-Кавказского и Уральского округов, были выше, чем по итогам такого же периода предыдущего года.
В июне 2011 г. по отношению к декабрю предыдущего года жилье на первичном рынке стало дороже на 3,1%, на вторичном рынке – на 2,4%. В сопоставимый период 2010 г. цены на жилье на первичном рынке повысились на 0,1%, на вторичном рынке – на 1,4%.
Цены производителей промышленных товаров в январе-июне 2011 г. повысились на 7,9% (на 5,5% в соответствующий период предыдущего года). Ускорение темпов роста цен производителей произошло главным образом за счет удорожания добычи полезных ископаемых. За шесть месяцев цены производителей в этом виде деятельности выросли на 14,4%, тогда как за первое полугодие 2010 г. отмечалось их снижение на 2,7%. В добыче топливно-энергетических полезных ископаемых цены увеличились на 14,6% (за январь-июнь 2010 г. – снизились на 4,8%). По итогам первого полугодия 2011 г. прирост цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 8,6%. В соответствующий период 2010 г. данный показатель был на 2,6 процентного пункта выше.
Ускорился рост цен производителей продукции для потребительского рынка. Так, темпы прироста цен производителей пищевых продуктов, включая напитки, и табака увеличились по сравнению с первым полугодием 2010 г. на 1,0 процентного пункта – до 2,1%; в текстильном и швейном производстве аналогичные показатели составили 8,0 процентного пункта и 12,0%. В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви цены повысились на 9,2%, что больше соответствующего показателя по итогам первого полугодия 2010 г. на 6,9 процентного пункта.
Цены производителей в обрабатывающих производствах в первом полугодии 2011 г. увеличились на 5,5% (в соответствующий период 2010 г. – 8,6%). В обрабатывающих производствах наиболее интенсивно подорожало текстильное и швейное производство – на 12,0% и производство кокса – на 9,9%. Рост цен производителей нефтепродуктов был умеренным – 6,7% (год назад – 8,5%).44
Последние данные опросов (июнь 2011 г.), проводимых Институтом экономической политики им. Е. Гайдара, о фактической и планируемой динамике цен предприятий, показали, что замедление роста цен предприятий, регистрировавшееся опросами с февраля, прекратилось (в июне баланс оценок перестал снижаться). По мнению аналитиков института на изменение ценовой политики повлияло увеличение объемов сбыта.
Темп прироста тарифов на грузовые перевозки за январь-июнь текущего года был равен 11,0%, на железнодорожном транспорте – 7,5%. За аналогичный период 2010 г. эти тарифы повысились на 30,4 и 9,4% соответственно.
Тарифы на услуги связи для юридических лиц за первое полугодие 2011 г. выросли на 3,8% (за шесть месяцев 2010 г. – на 6,9%).
За первое полугодие 2011 г. цены производителей строительной продукции увеличились на 3,4% (за сопоставимый период 2010 г. – на 3,6%).
По итогам первого полугодия 2011 г. цены производителей сельскохозяйственной продукции повысились на 1,2% (за соответствующий период предыдущего года они снизились на 0,3%). Продукция растениеводства подорожала на 8,3% (за январь-июнь 2010 г. – на 0,9%). При этом наблюдался рост цен на зерновые культуры – на 10,7%, семена подсолнечника стали дороже на7,0% (в январе-июне 2010 г. цены производителей зерновых культур снизились на 2,1%, а производство подсолнечника подорожало на 14,7%). Продукция животноводства стала дешевле на 4,5% (за январь-июнь 2010 г. – на 1,0%). В то же время цены производителей крупного рогатого скота выросли на 3,2%, производство молока и яиц подешевело на 8,6 и 30,6% соответственно. По итогам января-июня 2010 г. производство крупного рогатого скота стало дешевле на 1,7%, цены производителей на молоко повысились на 6,4%, а на яйца – снизились на 17,7%.45
В проекте федерального бюджета на 2011 г. и прогнозе социально-экономического развития на предстоящие три года в отличие от предыдущих лет ценовой раздел представлен более обстоятельно. Правда, по-прежнему даются лишь оценки предполагаемого роста цен по отдельным видам продукции и услуг. Ситуация же требует принятия государством системы мер, направленных на сдерживание инфляции.46
В апреле-июне 2011 г. и в еврозоне, и в США вклад прироста цен на продукты питания в повышение общего уровня потребительских цен уменьшился по сравнению с январем-мартом. Уровень цен на топливо в еврозоне за II квартал несколько снизился; в США его рост значительно замедлился. Вклад роста цен на товары и услуги, входящие в «базовую» часть потребительских корзин (исключающую энергоносители и продукты питания), в еврозоне заметно возрос, в США уменьшился. По оценкам МВФ, ВВП Германии в текущем году достигнет потенциального уровня, тогда как в американской экономике разрыв выпуска остается отрицательным, а ее среднесрочные перспективы – неопределенными.
Причиной некоторого повышения агрегированного индекса прироста цен в странах – торговых партнерах во II квартале по сравнению с I кварталом был резкий скачок цен в Республике Беларусь после девальвации в мае 2011 г. белорусского рубля. На Украине и в Казахстане инфляционное давление во II квартале уменьшилось вследствие замедления роста цен на продовольственные товары и административно регулируемых тарифов (обусловленного, в том числе, сезонным фактором). В Китае прирост цен за апрель-июнь также был меньше, чем за январь-март. Однако эффект статистической базы отразился в повышении темпов инфляции из расчета «месяц к соответствующему месяцу предыдущего года».47
Информация о работе Особенности инфляционного процесса в России