Ответы по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:04, шпаргалка

Описание

Ответы на 46 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и метод экономической теории.docx

— 358.75 Кб (Скачать документ)

Ф-и рынка:

    1. связующая (связывает продавцов и покуп-лей).
    2. инф-ная (ч/з биржи, инфраструктуры можно получить много инф-и).
    3. регулирующая (регулирует пропорции про-ва)
    4. стимулирующая (цены отражают желания покупателя => про-ль снижает цены)
    5. санирующая (очищение) (рынок может сам освободиться от неэффективных про-лей).

14. Преимущества и недостатки рынка. Функции гос-ва в рыночной экономике.

Преимущества  рынка:

  • эффективное распределение рес-в (конк-я распределяет рес-сы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребителей, т.е. издержки общества становятся минимальными)
  • способность удовлетворять разнообразные потребности населения (рес-сы достаются более сильным про-лям => конк-я заставляет повышать кач-во товаров, расширять ассортимент)
  • свобода действия всех субъектов (легкий вход и выход)
  • гибкость и адаптированность к изменяющимся условиям
  • способность рынка сделать экономику бездефицитной (любая платежеспособность удовлетворяется)

Рыночный  механизм не явл-ся самодостаточным, в  некоторых случаях рынок не в  состоянии координировать экон. процессы и обеспечивать эффективное использование  рес-в - фиаско рынка:

  • Рынок не может регулировать денежное обращение (обеспечение экономики нужным кол-вом денег явл-ся монопольной ф-ей гос-ва)
  • Про-во общ. благ и услуг (неудовлетворение потребностей необходимых для общ-ва в целом – в основе некоммерческий интерес: расходы на гос. управление, правопорядок, нац. оборону, сис-му коммуникаций,…)
  • Наличие «внеш. эффектов» (эф-ты направленные на 3-х лиц, могут быть положительными (строится дом – территория облагораживается) и отрицательными (выбросы вредных веществ в атмосферу)).
  • Рынок обеспечивает действенной мотивации для развития фундаментальной науке (пред-ль вкладывает деньги в развитие таких проектов, кот.  имеют небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности)
  • Дифференциация доходов и уровня жизни в общ-ве (рынок отбирает только сильных про-лей и квалифицированную раб. силу)

«Болезни» рыночного механизма: монополизм, инфляция, безработица, если они превышают  допустимый уровень для нормального  функционирования рынка. Чрезмерное вторжение  гос-ва в экономику тормозит экон. рост.

15. Спрос и величина спроса. Закон спроса.

Спрос – платежеспособная потребность (желание и способность потребителя приобрести товары и услуги в опред. месте в опред. время). (D)

Объем спроса – ф-я от цены: Qd = f(Р)

Закон спроса:

Чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот.

Кривая  спроса:

Обратная зависимость м/д ценой и объемом спроса вполне объяснима:

  • Здравым смыслом (по низкой цене больше спрос)
  • Принципом убыв. предел. полезности (каждая последующая единица блага приносит меньше удовольствия – цену нужно снижать)
  • Эффектом замещения (при уменьшении цен на товар и сохранении прежних цен на др. товары покупатель будет стремиться заменить этим дешевым товаром потребления др. более дорогие товары)
  • Эффектом дохода (цена снижается – спрос расширяется, при снижении цены покупатель чувствует себя более состоятельным и может расширить спрос на этот или др. товары)

Неценовые факторы:

Qd = f(Р, нецен. ф-в)

  • Вкусы, предпочтения, реклама,…
  • Доходы покупателей
  • Ожидания потребителей
  • Кол-во покупателей
  • Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняемые)

Закон спроса не действует (связано  с поведением индивидов):

  • Повышение цен на товары первой необходимости. Эффект Гиффена – с ростом цены спрос на товар возрастает.
  • Ажиотажный спрос, вызываемый ожиданием повышения цен.
  • Повышение цен на дорогие товары, когда покупатель покупает престиж.
  • Для некот. редких и дорогих товаров (золото), кот. явл-ся средством вложения денег.

16. Предложение и величина предложения. Закон предложения.

Предложение – желание и готовность про-ля произ-ти опред. кол-во товара и предложить его на рынке в зависимости от возможной цены. (S)

Закон предложения: Чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот.

Qs = f(P)

Прямая связь  предложения и уровня цен объясняется  законом убыв. произ-ти ФП. Изменение цен приводит к изменению величины предложения.

Неценовые факторы:

  • Число продавцов на рынке
  • Ожидания производителей
  • Цены на рес-сы
  • Технология про-ва
  • Цены на др. товары, удовлетворяющие одну и туже потребность
  • Налоги и дотации (то, что дается про-лю из бюджета)

17. Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия.

в т. Е интересы совпадают спрос = предложению.

Равновесие означает такое состояние рынка, кот. хар-ся равенством спроса и предложения при данной цене.

Ф-и равновесной цены:

  • инф-ная
  • распределительная
  • уравновешивающая
  • стимулирующая

В реальности спрос  и предложение постоянно колеблются вокруг цены и равновесия, и если цена складывается выше равновесной, то на рынке избыток => конкуренция  заставляет про-ля снижать цены. Если цена складывается ниже цены равновесия величина спроса превышает величину предложения => дефицит товара.

Понижении цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены – повышение предложения над спросом. Если спрос превышает предложение и он не удовлетворяется, образуется избыточный спрос, или дефицит. Осн. признаками дефицита явл-ся сокращение товарных запасов и появление очередей в отраслях, не имеющих товарных запасов (сфера услуг). Товарные запасы – фонды товаров, уже про-ные и готовые к продаже. Продавцы держат часть товара в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменение спроса. Когда запасы умен. ниже запланированного уровня, продавцы пытаются заполнить их, наращивая выпуск. К этому их стимулируют высокие цены, установившиеся на дефицитный товар. Увеличение объемов про-ва и предложения несколько снижает рыночную цену и позволяет потр-лям приобрести большее кол-во товара. В результате рынок приходит в равновесие.

18. Общественные блага и их особенности.

Экон. блага делятся  на частные и общ-ные.

1. Частные блага – каждая единица кот. может быть продана по рыночной цене, и будучи потреблены одним лицом не могут быть потреблены другим. Потребители конкурируют за приобретение таких благ – чистые частные блага. 2. Общ-ные блага – предоставление их одному лицу невозможно без предоставления их другим, причем без доп. затрат. Они делятся на: 1) Чистые общ-ные – потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет, оно неконкурентное в потреблении. 2) Исключаемые – не очень конкурентные, те, на кот. можно назначить цену и ограничить доступ (ВУЗ). 3) Перегружаемые – могут потребляться всеми, если они имеются в достаточном кол-ве (дороги). 4) Ограниченные – не являются ни чисто общ-ными, ни чисто частными. Оптимальный объем про-ва чистого общ-ного блага достигается тогда, когда предельная общ-ная выгода от потребления объема блага равна предельным издержкам его пр-ва MSB=MC. Если рынок не может обеспечить предложение общ-ных благ в соотношении с потребностью, то это делает гос-во.

19. Эластичность предложения.

Эластичность  предложения отражает степень реакции про-ля на изменение цены.

 

>1      S - эластично

<1      S – неэластично

=1      S – имеет единичную эл-ть

Рис. 1 – краткосроч. период, предложение абсолютно не эластично.

Рис. 2 – краткосроч. период (период в рамках кот. нельзя изменить про-ные мощности, но можно изменить интенсивность их использования), предложение не эластично.

Рис 3 – долгосроч. период (период, в рамках кот. можно изменить про-ные мощности), чем дольше период, тем эластичней предложение.

Значение  эластичности в микроэкон. анализе:

В хоз-ной практике анализ элас-ти позволяет:

определять размеры  про-ва отдельных товаров услуг; изучать поведение потребителей; планировать ценовую политику фирмы; формировать стратегию фирм в  краткосрочном и долгосрочном периоде  для max-ии прибыли и min-ии убытков; прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах про-лей в связи с изменением цен на товары и услуги.

20. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.

Полезностьпоказатель степени удовлетворения, вызванная потреблением какого-либо набора товаров и услуг или отдельным товаром.

Подходы к измерению полезности:

  1. Кардиналистский предпологает абсолютно точное кол-ное определение величины полезности («ютиль» - единица измерения полезности).

Кардинализм опирается  на 2 взаимоисключающих начала:

  • Связи с абсолютно точным измерением полез-ти.
  • С крайне субъективной трактовкой полезности.

Этот подход не отражает реальности.

2. Ординалистский означает, что каждый чел-к может ранжировать (выстраивать в опред. порядке) свои потребности. Основано на 3 предпосылках:

  • Потребитель знает и сформировал свои потр-ти и ранжирует их по степени значимости.
  • 2 набора благ всегда можно сопоставить с 3-им.
  • Большее кол-во товара предпочитается меньшему, даже если оно не предназначается потребителю, его можно обменять на др. благо.

С точки зрения ЭТ потребителя интересуют 2 оценки полезности: Общая полезность – мера общего удовлетворения от потребления товаров и услуг за данный период. Предельная полезность – изменение общей полезности, вызванное изменениями в потреблении данного товара или услуги на единицу при условии, что потребление др. товаров остается неизменным.

, где 

MU – предельная полезность; ∆TU – приращение общей полезности; ∆Q – приращение кол-ва товара.

Уменьшающаяся предельная полезность – увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности (первая единица товара приносит больше удовлетворения, чем вторая).

Закон уменьшающейся предельной полезности:

Если потребление  всех др. товаров остается фиксированным, то предельная полезность товара будет  умен-ся по мере увеличения его потребления.

Кривая предел. полезности имеет отрицательный наклон. Изучение теории полезности логически обуславливает познание зависимости м/д ценой товара и купленным его кол-вом. Желание приобрести доп. единицу товара опр-ся не только потреб. предпочтением, но и суммой получаемого дохода. 

Информация о работе Ответы по экономической теории