Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:04, шпаргалка
Ответы на 46 вопросов.
Ф-и рынка:
14. Преимущества и недостатки рынка. Функции гос-ва в рыночной экономике.
Преимущества рынка:
Рыночный механизм не явл-ся самодостаточным, в некоторых случаях рынок не в состоянии координировать экон. процессы и обеспечивать эффективное использование рес-в - фиаско рынка:
«Болезни» рыночного механизма: монополизм, инфляция, безработица, если они превышают допустимый уровень для нормального функционирования рынка. Чрезмерное вторжение гос-ва в экономику тормозит экон. рост.
15. Спрос и величина спроса. Закон спроса.
Спрос – платежеспособная потребность (желание и способность потребителя приобрести товары и услуги в опред. месте в опред. время). (D)
Объем спроса – ф-я от цены: Qd = f(Р)
Закон спроса:
Чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот.
Кривая спроса:
Обратная зависимость м/д ценой и объемом спроса вполне объяснима:
Неценовые факторы:
Qd = f(Р, нецен. ф-в)
Закон спроса не действует (связано с поведением индивидов):
16. Предложение и величина предложения. Закон предложения.
Предложение – желание и готовность про-ля произ-ти опред. кол-во товара и предложить его на рынке в зависимости от возможной цены. (S)
Закон предложения: Чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот.
Qs = f(P)
Прямая связь предложения и уровня цен объясняется законом убыв. произ-ти ФП. Изменение цен приводит к изменению величины предложения.
Неценовые факторы:
17. Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия.
в т. Е интересы совпадают спрос = предложению.
Равновесие означает такое состояние рынка, кот. хар-ся равенством спроса и предложения при данной цене.
Ф-и равновесной цены:
В реальности спрос
и предложение постоянно
Понижении цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены – повышение предложения над спросом. Если спрос превышает предложение и он не удовлетворяется, образуется избыточный спрос, или дефицит. Осн. признаками дефицита явл-ся сокращение товарных запасов и появление очередей в отраслях, не имеющих товарных запасов (сфера услуг). Товарные запасы – фонды товаров, уже про-ные и готовые к продаже. Продавцы держат часть товара в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменение спроса. Когда запасы умен. ниже запланированного уровня, продавцы пытаются заполнить их, наращивая выпуск. К этому их стимулируют высокие цены, установившиеся на дефицитный товар. Увеличение объемов про-ва и предложения несколько снижает рыночную цену и позволяет потр-лям приобрести большее кол-во товара. В результате рынок приходит в равновесие.
18. Общественные блага и их особенности.
Экон. блага делятся на частные и общ-ные.
1. Частные блага – каждая единица кот. может быть продана по рыночной цене, и будучи потреблены одним лицом не могут быть потреблены другим. Потребители конкурируют за приобретение таких благ – чистые частные блага. 2. Общ-ные блага – предоставление их одному лицу невозможно без предоставления их другим, причем без доп. затрат. Они делятся на: 1) Чистые общ-ные – потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет, оно неконкурентное в потреблении. 2) Исключаемые – не очень конкурентные, те, на кот. можно назначить цену и ограничить доступ (ВУЗ). 3) Перегружаемые – могут потребляться всеми, если они имеются в достаточном кол-ве (дороги). 4) Ограниченные – не являются ни чисто общ-ными, ни чисто частными. Оптимальный объем про-ва чистого общ-ного блага достигается тогда, когда предельная общ-ная выгода от потребления объема блага равна предельным издержкам его пр-ва MSB=MC. Если рынок не может обеспечить предложение общ-ных благ в соотношении с потребностью, то это делает гос-во.
19. Эластичность предложения.
Эластичность предложения отражает степень реакции про-ля на изменение цены.
>1 S - эластично
<1 S – неэластично
=1 S – имеет единичную эл-ть
Рис. 1 – краткосроч. период, предложение абсолютно не эластично.
Рис. 2 – краткосроч. период (период в рамках кот. нельзя изменить про-ные мощности, но можно изменить интенсивность их использования), предложение не эластично.
Рис 3 – долгосроч. период (период, в рамках кот. можно изменить про-ные мощности), чем дольше период, тем эластичней предложение.
Значение эластичности в микроэкон. анализе:
В хоз-ной практике анализ элас-ти позволяет:
определять размеры
про-ва отдельных товаров услуг;
изучать поведение
20. Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
Полезность – показатель степени удовлетворения, вызванная потреблением какого-либо набора товаров и услуг или отдельным товаром.
Подходы к измерению полезности:
Кардинализм опирается на 2 взаимоисключающих начала:
Этот подход не отражает реальности.
2. Ординалистский означает, что каждый чел-к может ранжировать (выстраивать в опред. порядке) свои потребности. Основано на 3 предпосылках:
С точки зрения ЭТ потребителя интересуют 2 оценки полезности: Общая полезность – мера общего удовлетворения от потребления товаров и услуг за данный период. Предельная полезность – изменение общей полезности, вызванное изменениями в потреблении данного товара или услуги на единицу при условии, что потребление др. товаров остается неизменным.
, где
MU – предельная полезность; ∆TU – приращение общей полезности; ∆Q – приращение кол-ва товара.
Уменьшающаяся предельная полезность – увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности (первая единица товара приносит больше удовлетворения, чем вторая).
Закон уменьшающейся предельной полезности:
Если потребление всех др. товаров остается фиксированным, то предельная полезность товара будет умен-ся по мере увеличения его потребления.
Кривая предел. полезности имеет отрицательный наклон. Изучение теории полезности логически обуславливает познание зависимости м/д ценой товара и купленным его кол-вом. Желание приобрести доп. единицу товара опр-ся не только потреб. предпочтением, но и суммой получаемого дохода.