Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:04, шпаргалка
Ответы на 46 вопросов.
MR = MC = Р – условие равновесия для совер. конкур. фирмы в краткосрочный период.
Случай
min-ии убытков:
убытки = TC – TR = SMOQeK – SPeOQeE = SMPeEK
И в случае min-ии убытков условием равновесия совер. конкур. фирмы явл-ся MR = MC = Р.
Фирма объявляет себя банкротом если цена меньше AVC. На основании этого можно определить вид кривой предложения для совер. конкур. фирмы. Это кривая MC, кот. проходит выше min кривой средних переменных издержек.
31. Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция.
Рынок монополии: 1. Фирма – единственный про-ль и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. 2. Продукт явл-ся уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экон., юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное про-во может быть тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это отрасли, где при современном уровне технологий низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме про-ва. Мелкие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль может быть ограничено гос-вом путём выдачи лицензии.
Рынок монополистической конк-и: 1. Большое число мелких фирм. Черты, характерные для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно ограниченным контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме про-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость м/д ними, поэтому каждая из них проводит независимую экон. политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности одного продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относительная легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.
Общие черты:
Индекс Лернера
ЕD – эластичность спроса
Индекс Герфиндаля-Гиршмана
он рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка для каждого из фирм и суммирование этих показателей.
Ihh = S12+S22+… +Sn2
Индекс концентрации
Он показывает объем продаж в %-ах от общего объема товаров отрасли приходящихся на долю 3 крупнейших компаний.
70%<CR3<100% - высококонцентрированный
45%<CR3<70% - среднеконцентрир. рынок
CR<45% - низкоконцентрир.
32. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Отличия от краткосрочного:
В долгосроч. периоде число фирм изменяется, т.е. массово вступление в отрасль ликвидирует прибыльность, а массовый отток – убытки. Цена покрывает средние издержки.
Процесс входа и выхода прекратится, когда экон. прибыль будет = 0 (P = min ATC) – долгосрочные средние издержки (LAC) – это издержки про-ва единицы продукции в долгосрочном периоде.
Условие равновесия фирмы в долгосрочном периоде - P = min LAC.
Про-во при минимальных средних издержках – про-во при наиболее эффективной комбинации рес-в, т.е. фирмы используют ФП и технологию наилучшим образом (максимальный объем продукции по минимально низкой цене).
Если кривая предложения LMC опускается ниже т. Е, фирма не покрывает всех своих затрат.
Рыноч. кривая предложения
получается суммированием объемов
долгосрочного предложения
В долгосроч. периоде кривая предложения более полога, чем в краткосроч., поскольку:
т. минимума цены долгосроч. предложения отрасли выше по сравнению с т. минимума краткосроч. Предложения, т.к. все издержки переменные и должны быть возмещены.
33 Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли.
Монополия - рыночная структуру, в кот. одна фирма явл-ся поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. У монополии нет соперников, поэтому фирма-монополист имеет возможность сильно влиять на цену. Доступ на монопол. рынок затруднен или вовсе невозможен из-за существования барьеров. Моносопия - один покупатель. Один продавец и один покупатель - двусторонняя монополия. В чисто монопольной рыноч.ной структуре только одна фирма реализует предложение опред. продукта или услуги, а появление новых фирм невозможно.
Анализ чистой монополии необходим в силу 2 причин: большой объем экон. деятельности осуществляется в условиях близких к чистой монополии; изучение чистой монополии дает возможность лучше понять др. рыночные структуры, относящихся к несовершен. конк-и.
Равновесие монополии в краткосроч. периоде:
MR = MC – условие равновесия.
TR = SPmOQmB
TC = SAOQmC
Приб. = SPmOQmB – SAOQmC = SPmACB
Монополист, стремясь к max-ии прибыли, в краткосроч. периоде будет наращивать про-во продукции до такого объема, при кот. предел. доход = предел. издержкам: MR=MC. Поскольку фирма – монополист это отрасль, то равновесие в краткосроч. периоде остается равновесием и в долгосроч. периоде. Это равновесие сохраняется до тех пор, пока существуют непреодолимые барьеры.
Существуют разные точки зрения влияния монополии на эффективность. С одной стороны, объем монополиста всегда ниже, а цена всегда выше, чем в условиях совер. конк-и. Это значит, что рес-сы исп-ся эффективно, а часть необходимой общ-ву прод-и недопроизводится. Но с др. стороны, монополия имея высокие прибыли стремиться сохранить свое положение и осуществляет инвестиции в разработку новых технологий. Также монополия стимулирует конк-ю, т.е. привлекает в отрасль новые фирмы.
34. Монополистическая конкуренция и ее признаки.
Монопол. конк-я - смешение монополии и конк-и. Хар-но большое число про-лей, предлагающих дифференцированную продукцию. Относятся: розничная торговля, про-во парфюмерии, бытовой техники и электроники, верх. одежды…
Кривая спроса на продукцию монопол. конкурента: эластична, но до опред. пределов. Эластичность зависит от числа конкурентов и уровня дифференциации продукта.
Фирма – монопол. конк-т в краткосроч. периоде (рис 1) будет max-ть прибыль и min-ть убытки при MR = MC, т.е. в т. Е. При этом цена продукции (Р) устан-ся выше общих средних издержек P > minATC и выше предел. издержек.
Фирма может столкнуться с убытками, но продолжать функционировать, пока они меньше постоянных издержек (рис 2). Если фирма поучает экон. прибыль - новые фирмы вступают в отрасль, если фирмы терпят убытки – отток из отрасли.
В долгосроч
периоде устанавливается
В условиях монопол. конк-и не достигается ни эффективное распределение рес-в, ни про-ная эффективность.
Достижение экон. и произ-ной прибыли:
P = ATC (цена покрывает средние общие издержки – про-ная эффективность) и P = MC (цена = предельным издержкам – эффективное распределение рес-в).
Из условия max-ции прибыли и min-ции убытков следует, что цена превышает как средние общие, так и предел. издержки. P > minATC – произ-ная эффективность не достигнута (продукт продан не по min-ой цене).P > MC – недораспределение рес-в на про-во данного продукта.
Плюсы: Высокоэластичная кривая спроса гарантирует наличие конк-и. Дифференциация продукта позволяет потр-лям выбирать продукты подходящие им по цене.
35. Олигополия, ее место в рыночной экономике.
Олигополия – рыночная структура, при кот. в реализация товара доминируют несколько продавцов, а появление новых затруднено или невозможно. Главный признак – господство относительно малого числа фирм. Примеры олигополии: автомобильная пром-ть, про-во стали, пива, комп. про-во. Степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм опр-ся коэф-том концентрации (процент продаж от общего объема товаров, приходящихся на 4 крупнейшие компании) и Индексом Герфиндаля (степень влияния доминирующей фирмы, расчит-ся путем возведения в квадрат %-ых долей рынка каждой из фирм и суммированием результатов). Основная причина существования – значительный эффект масштаба, т.е. эффективность требует, чтобы про-ная мощность фирмы занимала большую долю совокупного рынка => доступ к такому про-ву затруднен, т.к. нужны большие инвестиции. Особенностью рыноч. поведения олигополии явл-ся взаимозависимость решений фирм об объемах про-ва и ценах. Существует ряд моделей, описывающих поведение олигополии на рынке:
Существует при отсутствии тайного сговора с конк-тами, поэтому принимая решение об изменении цен необходимо знать реакцию др. фирм. Типичное поведение олигополии – снижение цены вслед за понижением цены конк-ом и не реагирование на повышение им цен. Используют неценовые методы.
Типична для олигаполии, выпускающей однородную продукцию. Сговор возможен, если фирмы сталкиваются с практически одинаковыми издержками про-ва. в результате сговора опр-ся оптимальная цена и объем выпуска.
Фирма, кот. охватывает большую долю рынка, явл-ся лидером и ее цена ориентир для всех др. конк-в. Цена лидера изменяется крайне редко.
Хар-на для олигополии с дифференцированным товаром. Фирма определяет уровень сред. издержек, а затем прибавляет к ним плановый уровень прибыли (обычно 10-15 %).
Эффективна ли олигополия? Одна точка зрения: олигополия похожа на монополию. Др.: олигополия способствует НТР, поэтому имеет лучшую прод-ю, более низкие цены и большие уровни выпуска.