Ответы по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:04, шпаргалка

Описание

Ответы на 46 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и метод экономической теории.docx

— 358.75 Кб (Скачать документ)

36. Сущность фирмы и ее виды.

Фирма – организационная единица бизнеса, осуществляющая производство товаров и оказание услуг с использованием собственных и привлечённых ресурсов с целью получения прибыли.

Свойства  фирмы: 1. Фирма – покупатель ФП. Организуя про-во, она приобретает труд, капитал, оборудование и т.д. 2. Фирма использует приобретённые ФП для изготовления благ и выступает в качестве продавца своих товаров и услуг. 3. Стремясь получить максимальную прибыль, фирма принимает самостоятельные решения, связанные с про-вом.

Виды  фирм. Фирмы различаются по форме собственности - частные, гос-ные и общ-ные; по размеру – малые, средние и крупные. Малые (до 5-100 чел.) и средние предприятия образуются в форме индивидуального предпринимателя или товарищества, крупные – в виде АО.

Малый бизнес. 1. Малые предприятия – динамично развивающийся сектор эк-ки, т.к. во многих отраслях min издержек достигается при небольших объёмах про-ва. 2. Низкие издержки внутри фирмы, т.е. затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. 3. Динамичны, гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимых товаров, быстро перевооружаются технически. Малый бизнес – наиболее изменчивый сектор эк-ки. Формы организации малого бизнеса.  1. Индивидуальное предприятие – небольшая фирма, владелец кот. одновременно явл-ся и её главным служащим. Он и работник, и бухгалтер, и управленец. Фирма явл-ся для него осн. источником дохода. По всем обязательствам несёт личную ответственность, имуществен. ответственность распространяется на всё имущество предпринимателя, в том числе и личное. Формы в РФ – Индивидуальной Трудовой Деятельности (основано на собственной трудовой деятельности) и Индивидуальный Частный Предприниматель (используется труд наёмных работников). 2. Товарищество – деятельность основана на объединении паёв участников предприятия. В зависимости от степени имущественной ответственности различают: полное товарищество (участники отвечают по обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным); товарищество с ограниченной ответственностью (участники отвечают по обязательствам предприятия только в пределах пая); смешанные товарищества (включают в себя полных и ограниченных участников).  

Крупный бизнес. Доля крупных компаний в развитых странах относительно невелика, но их производительность до 50 % от общей. Формы организации крупного бизнеса. 1. Акционерное общество – деятельность основана на объединении капиталов его участников. Свидетельство вложения денег в фирму – акция. Она даёт право на получение дивидендов и управление. Такая форма управления даёт возможность привлекать крупные финансовые рес-сы. Это общество является обществом с ограниченной ответственностью, при ликвидации предприятия акционер теряет только вложенную сумму. Выход акционеров не ведёт к остановке производства. Наиболее устойчивая форма. 2. Закрытое акционерное общ-во – предприятие, капитал кот. распределяется среди замкнутого круга лиц, как правило, членов трудового коллектива и учредителей. Эта форма собственности защищена от захвата со стороны скупкой акций. 3. Открытое акционерное общ-во – акции свободно продаются любому.

Гос-во в рыночной экономике выступает как предприниматель. Оно занято в отраслях, жизненно важных для безопасности страны и в тех предприятиях, которые должны быть сохранены, хотя мало рентабельны.

37. Основные направления антимонопольной политики.

Антимонопольная политика – комплекс мер, разработанных  гос-вом, по ограничению власти монополий  на рынке. Во многих странах  в XIX в. монополизм был квалифицирован как преступление, были приняты законы против монополизации рынка. Основанием для юрид. преследования монополий явл-ся снижение про-ва или повышение цен. Впервые антимонопольное зак-во появилось в США – был принят антитрестовский закон Шермана (1890г.) Это закон в защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополизации. Под действие закона попадала орг-ция, использующая неэкон. методы борьбы. 

Антимонопольное регулирование проводиться  по таким направлениям:. 1. Ограничивается монополизация торговли. Монополизация – обладание рыночной долей более 60 %. 2. Запрещение слияния конкурирующих компаний. На практике это нередкое явление. 3. Запрещение установления монопольных цен. 4. Меры по сохранению и поддержанию конк-ии в её цивилизованных формах.

Антимонопольные меры  в России:  "Закон о  конкуренции и ограничении монополий  на рынках (1991г.), предусмотрены меры против образования крупных компаний. Создан Госкомитет по антимонопольной  политике. В 2001 г. рассмотрено более 1700 дел. Новый закон (2002г.) внёс ряд улучшений. Дано понятие монопольно-высокой цены (устанавливается доминирующим на товарном рынке субъектом). Ограничение конкуренции признаётся злоупотреблением. Понятие недобросовестной конкуренции – любые направленные на приобретение прибыли действия фирмы, противоречащие действительному закон-ву, кот. могут причинить убытки. Проявляется в нашей стране в необоснованно завышенных ценах и широкой фальсификации товара. 2004г. – ФАС (федеральная антимоноп. служба). 2006г. – закон о защите конкуренции

38. Рынки факторов про-ва. Отличие рынка факторов про-ва от рынка товаров и услуг.

Рынок ФП – рынок, где продаются труд, капитал, природные рес-сы. Это рынок экон. рес-сов, т.е. всех рес-сов, используемых в про-ве товаров и услуг: 1. Природные рес-сы (земля и её недра, водные рес-сы). 2. Трудовые рес-сы (люди). 3. Средства про-ва (оборудование, сырьё и др.), или про-ный капитал. 4. Предприн-кая способность людей. Цены на ФП определяются соотношением спроса и предложения.

Особенности: 1. Спрос на ФП и уровень их цен  явл-ся производными от потребительского спроса, т.е. отражает спрос на продукт, произведённый с помощью этих рес-сов.             2. Зависит от уровня цен на др. ресурсы. Объясняется тем, что все экон. рес-сы взаимосвязаны, не могут быть использованы раздельно. 3. Для соб-ков  экон. рес-сов цена на них будет  явл-ся доходом. Цена природных рес-сов принимает форму ренты, цена труда – зарплата, цена про-ного капитала - %, цена предприн-кого таланта – предприн-кий доход. Вводя доп. рес-с, фирма получает доп. продукцию и доход. Прирост дохода фирмы за счёт доп. единицы данного рес-са наз-ся предельной доходностью данного ресурса. Рес-сы взаимозаменяемы, например, можно или внедрить более новую технику, или увеличить кол-во рабочих, занятых в про-ве. Для выбора рес-сов надо учесть цену и предельный продукт, получаемый с помощью данного рес-са.

39 Спрос и предложение на рынке труда.

Спрос и предложение  на рынке раб. силы зависит от цены продаваемого товара, т.к. действует закон спроса и закон предложения.

З/п – цена за использование раб. силы: номинальная з/п (кол-во денег, кот. работник получает за результаты своего труда); реальная з/п (кол-во товаров и услуг, кот. работник может купить за з/п). Реальная зависит от номинальной, от суммы выплачиваемых налогов и уровня цен на товары и услуги. Средняя з/п – дает возможность проводить анализ и сравнить различные условия формирования з/п. Уровень з/п, т.е. цена труда, зависит от уровня произ-ти. Реальная з/п растет с про-тью, и наоборот.

Конкурентный  рынок труда – предполагает большое кол-во фирм, многочисленных квалифицированных работников, полная независимость цены от той и др. стороны. Рыночный спрос опр-ся спросом всех фирм, а предложение – совокупным предложением всех рабочих, ищущих работу. Кривая предложения будет плавно подниматься, т.к. фирмам придется увеличивать з/п, если они хотят нанять больше работников и если нет безработицы. По сути данная кривая – кривая издержек упущенных возможностей. На пересечении кривых предложения и спроса на труд опр-ся равновесная ставка з/п и равновесный уровень занятости.

OW – ставка з/п

OQ – кол-во труда

W1- уровень з/п; Q1- кол-во нанятых работников.

Монопсония –  один покупатель раб. силы => решение о кол-ве нанимаемых рабочих связано с размером цены данного рес-са.

Уровень з/п у всех разный, т.к. работники отличаются друг от друга уровнем образования, квалификацией, здоровьем,… неконкурирующие группы: люди разных профессий, специальностей, квалификации практически не пересекаются во время поиска работы.

Инвестиции в  чел-кий капитал включают в себя расходы на: образование, здравоохранение, мобильность (перемещение по стране).                                  

Инвестиции в  человеческий капитал выгодны. Для  общ-ва: квалифиц. про-ль дает большую  массу про-ного валового нац. прод-та. Для пред-ля: он обеспечивает меньшие издержки и большую прибыль. Для отдельного чел-ка: более высокие доходы в течение всей жизни. 

40. Роль процентной ставки на рынке вещественных факторов.

   

Вещественное  богатство – реальные активы, имеющие  ценность и оказывающие услуги на протяжении длительного периода  времени. Это  физический капитал  и земля. Их можно купить или взять  в аренду. Различают понятия величина актива и услуга актива. Соответственно, цена актива – цена за владение, и  цена услуги актива – стоимость  использования. Для вещественных фак-ов цена их услуги – рентная оценка (Rk, Rt), в соответствии с ней определяется суммарный доход – рента – доход соб-ка данного актива, предоставляющего услуги в пользование др. лицу. Для арендатора рента – часть издержек (арендной платы). Процентная ставка – величина, в соответствии с кот. получает доход владелец денежного капитала.

   

Формула наращивания  процентов Kt=K0(1+r)t, где Кt – деньги, полученные после, К0 – первоначальная сумма, r – ставка процента, t – период времени. Дисконтирование – обратная операция K0=Kt : (1+r)t. Рост денежного капитала определен увеличением номинальной процентной ставки rn – она показывает на какую величину возрастет денежная сумма в будущем.  Реальная процентная ставка определяет кол-во товаров и услуг, кот. можно  приобрести на соответствующий процентный доход с учетом изменения цен. rr = rn – темпы инфляции. Именно она интересует владельца капитала при инвестировании – вложения финансовых средств, кот. требуются фирме для того чтобы обеспечить себя необходимыми про-ными фондами.

41. Рынок капиталов и его равновесие.

Ни одно дело нельзя начать без капитала. Если его  нет, то можно купить на рынке право  пользования денежным капиталом  в течении опред. времени. Цена денег  взятых в долг – ссудный процент. Деньги не явл-ся про-ным рес-сом, но на них можно купить обор-е, материалы, труд и др. рес-сы исп-емые в про-ве. Ставка ссудного процента – процент от взятой суммы. Ее уровень зависит от спроса на кредит, но он дифференцирован. На уровень процента влияет: степень риска (чем она больше, тем выше %), срок ссуды (долгосроч. более дорогие), кол-во ссужаемых денег (на меньшую сумму выпл-ся более высокий процент), конкуренция на рынке капиталов. Рынок кап-лов существует в условиях большей или меньшей инфляции => в ставке процента различают номинальную (процентная ставка, определенная при получении кредита) и реальную (номинальная ставка минус уровень инфляции) ставку. При меньшей ставке процента увел. вложения в про-во и объемы про-мого продукта и доходы в общ-ве. При помощи ее диф-и можно стимулировать развитие отраслей.

Процедура соотношения  сегодняшнего значения любой суммы  с той, кот. будет получена в будущем – дискантирование.

 

Vpres – сегодняшняя стоимость

Vfuture – будущая стоимость

r – ставка %

n – кол-во лет

Капитал будет приносит доход при сочетании с предприн. деятельностью. Доход пред-ль получает виде предприн. дохода (денежная реализация экон. интереса пред-ля – внут. затраты). Работа пред-ля приносит доход в форме нормальной прибыли (сумма оплаты за деят-ть в данной сфере). После изъятия нормальной прибыли остается чистая прибыль. Для пред-ля это плата за риск. Риск делится на страхуемый (пожар, наводнение, кражи…) и нестрахуемый (непредсказуемые изменения в спросе и предложении, влияющие на положение фирмы). Прибыль пред-ля – стимул для развития про-ва. она стимулирует увеличение объема про-ва. Доп. затраты на совершенствование процесса и продукции несут пред-лю доп. прибыль.

Рынок ФП обеспечивает необходимыми рес-ми функционирующих  про-лей, а соб-ки различных ФП получают доходы в виде з/п, ренты, ссудного процента и прибыли.

42. Рынок земли, особенности  спроса и предложения.

Земля (сама земля  и все природные богатства) –  один из главных рес-в про-ва. Особенности: ограниченность, невозможность воспро-ва =>       соб-сть на землю  – самый доходный вид соб-ти. Экон. реализация – продажа, а ч/з сдачу  в аренду и получение дохода в  форме ренты (плата за пользование  землей и др. ограниченными прород. рес-ми)

Особенности рынка земли и  ренты:

DDспрос на землю, S – предложение земли. Предложение не эластично, т.к. кол-во всегда одинаково => фактор, определяющий ренту, спрос на землю. Он зависит от цены прод-и и произ-ти самой земли. Точки, устанавливающие размер ренты, лежат на пересечении кривых спроса и предложения. При нормальном спросе (кривая DD) рента устанавливается примерно на уровне 3 (т.R); при увеличении спроса и сдвиге кривой спроса до уровня D1D1 рента будет рента будет равна 4; при увеличении спроса и сдвиге кривой до уровня D2D2 рента составит 2. Изменение величины экон. ренты не окажет влияние на кол-во предлагаемой земли, т.е. цена не будет выполнять ф-ю стимулятора предложения.

Информация о работе Ответы по экономической теории