Ответы по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:04, шпаргалка

Описание

Ответы на 46 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и метод экономической теории.docx

— 358.75 Кб (Скачать документ)

21. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений. Кривая безразличия и бюджетная линия.

Анализ потребительского спроса основан на теории общей и  предельной полезности.

Современный вариант  модели потребительских предпочтений основывается на следующих предпосылках:

    1. потребитель знает и сформировал свои потребности и может их ранжировать. Способность ранжировать товары не определяет решение об их покупке. Ранжирование не означает выбор и не зависит от цен.
    2. Транзитивность предложений, т.е. 2 набора товаров и услуг всегда можно косвенно сопоставить с 3-им .

Основным элементом  анализа потреб. выбора служат кривые безразличия и бюджетная линия.

Кривые  безразличия –  совокупность всех точек кривой, на кот. расположена комбинация 2-х товаров приносящих одинаковое удовлетворение и к выбору из кот. покупатель безразличен.

набор А В
  c

d

i

f

12

6

4

3

2

4

6

8

Особенности кривых безразличия:

  1. Отражает субъективный подход, т.е. оцен-ся предпочтения отдельного покупателя.
  2. Чем дальше от начала координат, тем большую полезность она отражает.
  3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
  4. Кривая всегда нисходящая, вогнутая во внутрь, это значит, что потребитель получает удовлетворение от 2 товаров при условии, что он увеличивает потребление товара А и отказывается от товара В, сохраняя общий уровень полезности.
  5. Отрицательный наклон отражает величину предельной нормы замещения.

, т.е. готовность замещать А на В

На индив. выбор  оказывают влияние доходы, т.к. наши покупки ограничены бюджетом.

Бюджетная линия – линия, показывающая разные комбинации 2 товаров, кот. покупатель может приобрести на свой фиксированный доход.

доход А, Р=1,5 В, Р=1
12

12

12

12

12

8

6

4

2

0

0

3

6

9

12

 
 
 

Особенности бюджетной линии:

  1. отражает объективные возможности потребителя, обусловленные доходами и ценами.
  2. чем дальше линия от начала координат, тем выше доход.
  3. наклон бюджетной лини зависит от соответствия цен на 2 товара.

Потребитель должен отказаться от 2 единиц товара А для потребления 3 единиц товара В.

Путем наложения  карты безразличия на бюджетную  линию выбираем тот набор товаров, где бюджетная линия касается кривой безразличия. Именно в этой точке  потребитель максимизирует свою полезность.

 Оптимальный выбор должен  удовлетворять следующим условиям:

  1. Потреб. выбор находится на бюджетной линии, т.е. весь доход должен быть истраченным.
  2. выбранный набор 2 товаров должен приносить максимально возможную полезность.
  3. в т. касания (т. X) наклон КБ = наклону БЛ.

т. W не доступна потребителю, у него нет такого дохода. т. Z и Y отражают наборы 2 товаров, приносящих меньшее удовлетворение. т. X отражает оптимум потребителя в статике, когда доходы неизменны. На самом деле доходы возрастают бюджетная линия смещается и оптимум достигается в точках на др. кривых безразличия, т.е. повышается уровень жизни и уровень потребления. Все точки оптимального выбора в динамике отражают кривую уровня жизни и закон Энгеля: с ростом дохода повышается уровень потребления и прежде всего растет спрос на товары повышенного качества.

22. Эластичность спроса.

Эластичность  спроса по цене степень реакции потр-ля на изменение цены, - отношение %-ого изменения спроса к %-ому изменению цены на него

- спрос эластичный, т.е. даже  при незначительном изменении  цены, объем продаж изменяется  значительно. (рис 1)  

- спрос имеет единичную эластичность. %-ные изменения в цене соответствуют %-ому изменению спроса.  (рис 2).

- спрос не эластичен, т.е.  значительное изменение цены  не приведет к значительным  изменениям в спросе.

Вне зависимости от цены величина спроса не меняется. В этом случае спрос  абсолютно неэластичен (рис 4). Абсолютно  эластичный спрос – при падении  цены ниже опред. уровня нет предела  процессу реализации товара (рис 5). 

Факторы неценовой эластичности спроса:

  1. Наличие заменителей данного товара. При повышении цены на осн. товар, покупатель может перейти на более дешевый аналогичный товар.
  2. Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, эластичен.
  3. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место продукт занимает в доходе потребителя, тем при прочих равных условиях эластичность спроса на него будет выше.
  4. Временные рамки, временные рамки в пределах которых принимается решение. Спрос на коротком пром-ке времени менее эластичен, чем за длительные периоды. Это связано с медленной и постоянной адаптацией к новому спросу потребителей и про-лей.

Эластичность  спроса по доходу:

  1. Если с  ростом дохода растет спрос на товар, то эластичность спроса по доходу положительна спрос эластичный, а товар нормальный.
  2. Если с ростом дохода спрос снижается, то эл-сть спроса по доходу отрицательная спрос не эластичен, а товар – низшее благо.
  3. товар – предмет роскоши – высшее благо.

Перекрестная  эл-ть – позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на товар x при изменении цены на товар y.

  1. Если Еxy > 0, то x и y взаимозаменяемые товары.
  2. Если Еxy < 0, то x и y взаимодополняемые товары.
  3. Если Еxy = 1, то товары незавичимы.

Значение  эластичности в микроэкон. анализе:

В хоз-ной практике анализ эластичности позволяет:

определять размеры  про-ва отдельных товаров услуг; изучать поведение потребителей; планировать ценовую политику фирмы; формировать стратегию фирм в  краткосрочном и долгосроч. периоде  для max-ии прибыли и min-ии убытков; прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах про-лей в связи с изменением цен на товары и услуги.

    23. Кругооборот капитала: основной и                              оборотный капитал. Амортизация.

Капитал, вкладываемый в про-во, начинает свое движение с  авансирования опред. суммы денег (Д) на приобретение ср-в про-ва (СП) и  раб. силы (РС), кот. исп-ся с целью про-ва (П) опред. товаров, включающих прибавочную стоимость к товарной форме (Т1). После реализации созданных товаров капитал возвращается к владельцу, принося прибавочную стоимость в денежной форме (Д1). Описанное движение капитала, включающее аван-ние, применение в про-ве, реализацию товаров и возврат к исходной денежной форме, образует кругооборот:

Д – Т –  СП  … П … Т1 – Д1

         \-  РC

Оборот  капитала – кругооборот капитала, расм-емый как постоянно повторяющийся процесс.

Время оборота капитала – время, в течении кот. первоначально авансированная стоимость, проходя сферу про-ва и обращения, возвращается к исходной форме, возросшей на величину прибавочной стоимости.

Скорость  оборота кап-ла – число оборотов  за год.

Основной  кап-лчасть произ-ого капитала (здания, сооружения, машины, оборудование и др. ср-ва труда), кот. целиком участвует в про-ве и переносит стоимость на вновь создаваемый продукт по частям.

Оборотный капитал – часть произ-ого капитала (предметы труда и раб. сила), кот., целиком участвуя в про-ве, переносит всю стоимость на вновь создаваемый продукт сразу.

В процессе исп-я  осн. капитал подвергается физическому (процесс утраты элементами осн. капитала своей потребительской стоимости. Опр-ся продолжительностью и интенсивностью исп-я оборудования, происходит под воздействием сил природы) и моральному износу (утрата основным капиталом части своей стоимости, кот. не успевает переносится на стоимость создаваемого продукта вследствие ускорения научно-технич. прогресса).

Амортизация – процесс постепенного перенесения на производимую продукцию стоимости капитала по мере его износа. Нормальная амортизация - отношение суммы амортизационных отчислений к стоимости осн. капитала, выраженного в процентах. К моменту износа вещественных элементов осн. капитала в амортизационном фонде накапливается сумма денег, обеспечивающая замену износившегося осн. капитала или его капит. ремонт.    

24. Теории фирмы: традиционная, поведенческая, эволюционная.

Фирма – субъект  рыноч. эк-ки. В своей деят-ти руководствуется интересами, определяющими её поведение для достижения целей. Эти цели по-разному рассматривают различные теории фирм.

Традиционная  теория. Она объясняет поведение фирмы стремлением к max-ии прибыли. Основывается на: 1. Соб-ник осуществляет операционный контроль и управляет фирмой. 2. Желание фирмы – max-ть прибыль путем равенства предельных издержек и предельного дохода. Обычно не используется марджинальный подход к оценке своей деятельности, т.к. подсчёт предельных издержек и дохода сложен, сложно выяснить динамику кривой спроса на продукцию фирм под воздействием эластичности спроса по ценам и доходам. В современной рыноч. эк-ке соб-ник привлекает для управления менеджеров. Поэтому теория не в состоянии в соответствии с реалиями объяснить поведение фирмы.

Поведенческая Управление осуществляется не соб-ком, а профессиональным менеджером. Цель менеджера – max-я объема продаж и поступающего дохода. Такой подход отражает современную реальность, т.к. в условиях АО владельцы акций явл-ся лишь формальными соб-ками, а управление перепоручается менеджерам. Эта теория реалистична, т.к. зарплата менеджера прямо зависит от выручки. С ростом выручки статус менеджера повышается, т.к. это позволяет внедрять новые методы, расширять её штат.

Эволюционная Целью фирмы явл-ся max-я роста фирмы. Соб-ники преследуют цели личного обогащения, стремятся к росту активов. Норма нераспределённой прибыли: вся прибыль фирмы распадается на две части, одна выплачивается в виде дивидендов, др. остаётся нераспределённой и образует фонд развития про-ва. Отношение нераспределённой части прибыли к распределённой образует норму удержания прибыли. Если распределить большую долю прибыли в виде дивидендов, акционеры будут довольны, рыноч. курс акций будет расти, что предохранит фирму от скупки акций конк-тами. Низкая норма накоплений не будет давать возможности для роста фирмы. Если осн. часть прибыли оставить нераспределённой, то дивиденды будут низкими, акционеры недовольны, но возможность для роста фирмы увеличивается. В этом случае акционеры могут начать продавать акции, их курс начнёт падать, появится угроза поглощения фирмы конкурентами. Задача – удерживать max прибыль при достаточной выплате дивидендов.

Информация о работе Ответы по экономической теории