Понятие и содержание рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:10, реферат

Описание

В условиях товарно-денежных отношений основным показателем, характеризующим конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является прибыль. Однако конечные результаты деятельности характеризуются не одним этим показателем, а группой их. Наряду с прибылью показателем конечных результатов предприятия являются доход и рентабельность.

Содержание

Введение.

1. Суть и виды дохода предприятия.

2. Прибыль: суть и виды.

2.1. Максимизация прибыли.

2.2. Виды прибыли.

2.3. Распределение прибыли предприятия.

3. Понятие и содержание рентабельности .

3.1. Показатели рентабельности, их расчет и методы анализа.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсяк.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Содержание 

     Введение.

     1. Суть и виды дохода предприятия.

     2. Прибыль: суть и виды.

     2.1. Максимизация прибыли.

     2.2. Виды прибыли.

     2.3. Распределение прибыли предприятия.

     3. Понятие и содержание рентабельности .

     3.1. Показатели рентабельности, их расчет  и методы анализа.

     Заключение.

     Список  использованной литературы.

 

      Введение. 

     В условиях товарно-денежных отношений  основным показателем, характеризующим  конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является прибыль. Однако конечные результаты деятельности характеризуются не одним этим показателем, а группой их. Наряду с прибылью показателем конечных результатов предприятия являются доход и рентабельность.

     С доходами и прибылью предприятия связано решение важных социальных, экономических, политических, этических проблем общества как на микро-, так и на макроуровне. Все это придает этим хозяйственным понятиям повышенную актуальность и значимость.

 

      1. Суть и виды дохода предприятия. 

     Доходы  — важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом  которой выступает производственная и реализованная продукция (оказанные  услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком. Доход — это деньги, которые продавец надеется получить за проданную единицу изготовленной продукции.

     Соответственно  видам издержек фирмы подразделяются и доходы:

     Средний доход AR (average revenue). Теория спроса  утверждает, что количество продукции, которую хочет приобрести потребитель, является функцией ее цены. Кривая спроса показывает, сколько может заплатить потребитель за разные количества продукта. Цена на кривой спроса показывает, сколько потребитель может заплатить за каждую единицу произведенного продукта. Относительно производителя цена покупателя является тем доходом, который ожидается продавцом от каждой проданной единицы выпущенной продукции. Кривая спроса на продукцию предприятия есть одновременно и кривая дохода. Цена за единицу продукции и есть доход от единицы продукции (или средний доход) для продавца. Цена и средний доход — это одно и тоже, но рассмотренное с разных точек зрения:

     AR = P,

     где Р — цена товара;

     AR — средний доход.

     Общий доход  TR (total revenue) — это денежная сумма, получаемая от продажи определенного количества товара (выручки). Он равен цене товара, умноженной на это количество товара:

     TR = AR *  Q.

     Так как AR = Р, то TR = P * Q.

     Предельный  доход MR (marginal revenue) — это приращение общего дохода за счет малого увеличения количества произведенной и проданной продукции (приращение общего дохода при увеличении продаж на единицу продукции).

     Предельный  доход рассчитывают по формуле:

      MR = ,

     где TR — изменение общего дохода;

      Q — изменение количества проданной  продукции.

     Предельный  доход позволяет оценить возможность  окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. И в сочетании с показателем предельных издержек служит стоимостным ориентиром возможностей расширения предприятия. 

     Таблица 1.

     Расчет  общего, среднего и предельного дохода (данные условны), грн.

 Цена  единицы продукции,

 Р

 Количество  проданного товара, единицы,

 Q

 Общий доход,

 TR

 Предельный  доход,

 MR

 Средний доход,

 AR

 6

 5

 4

 3

 2

 1

 0

 1

 2

 3

 4

 5

 0

 5

 8

 9

 8

 5

 

 5

 3

 1

 -1

 - 3

 

 5

 4

 3

 2

 1

 

     Из  таблицы видно, что общий доход  является нулевым, если продается ноль единиц товара. Первая проданная единица  увеличивает общий доход с 0 до 5. Предельный доход — увеличение общего дохода, который является результатом продажи первой единицы продукции, — равен 5. Третья проданная единица увеличивает TR с 8 до 9, то есть предельный доход равняется 1. Четвертая проданная единица по цене 2 грн. уменьшает общий доход и поэтому MR = -1.

     Наибольший TR дают 3 проданные единица товара, а оптимальной ценой является цена 3 грн. за единицу.

     Итак, в зависимости от спроса или среднего дохода предприятия формируется  общий доход.

 

      2. Прибыль: суть и виды. 

     Экономисты  используют понятие “прибыль” для  выражения разницы между доходом  предприятия и его затратами. Прибыль выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

     Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (фирм).

     Прибыль выполняет две важнейшие функции:

     1) характеризует конечные финансовые  результаты деятельности предприятия,  размер его денежных накоплений;

     2) является главным источником  финансирования издержек на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль — важнейший элемент доходов государственного бюджета).

     Основной  принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к  максимизации прибыли. По этой причине  прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

     С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания  прибыли, сводившегося к разнице  между доходами и издержками. В  экономической теории и хозяйственной  практике различают экономическую прибыль, бухгалтерскую прибыль и нормальную прибыль (рис. 1). 

 
Общий

 доход =

 Экономическая прибыль

 +

 Экономические издержки = явные + неявные издержки, включая нормальную прибыль

 Бухгалтерская прибыль

 +

 Бухгалтерские издержки =

 явные издержки 

 
 

     Бухгалтерская прибыль — разница между общим  доходом и явными издержками. Экономисты называют такую прибыль бухгалтерским (или иначе хозрасчетным), так  как она учитывает при расчете  только явные (денежные) платежи, которые  фиксируются в бухгалтерской  отчетности предприятия.

     BP = TR — EC,

     где ВР — бухгалтерская прибыль;

     TR — общий доход;

     ЕС  — явные издержки.

     Экономическая прибыль — разница между общим  доходом и общими издержками фирмы, явными и неявными.

     EP = TR — TC,

     где ЕР — экономическая прибыль;

     ТС = ЕС + IC;

     IC — неявные издержки.

     Нормальная  прибыль — это та минимальная  прибыль, которую должен заработать предприниматель, если он хочет остаться в своем бизнесе и продолжать деятельность. Это — плата за исполнение предпринимательских функций.

     Понятие “нормальная прибыль” часто используют для обозначения альтернативных (неявных) издержек капитала фирмы. Нормальная прибыль — это прибыль, от которой собственник фирмы отказывается, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую он мог бы получить, вкладывая свои ресурсы в другое дело.

     Экономисты  включают нормальную прибыль в неявные  платежи (издержки), чтобы получить ресурсы предприятия в данной отрасли. Нормальная прибыль должна быть довольно высокой, чтобы существующие предприятия оставались в данной отрасли, и достаточно низким, чтобы новые предприятия не входили в эту отрасль. Она отражает неявный фактор издержек, который производитель определяет себе за возможность управлять. Этот фактор отображает собственную стоимость исполнения управленческого труда в данной отрасли.

     Итак, NP — экономические издержки и  часть общих экономических издержек фирмы. NP — это плата менеджеру  за то, чтобы не допустить оттока его капитала из данной отрасли в  другую. Нормальная прибыль является неявным фактором издержек, предназначенных для оплаты на управленческий труд. Любое превышение прибыли над общими экономическими затратами отражают экономическую, или чистую, прибыль. Экономическая прибыль не входит в издержки, так как это доход, полученный свыше нормальной прибыли.

     Пример, приведенный ниже, иллюстрирует понятия  экономической, бухгалтерской и  нормальной прибыли.

     Общий доход:      50000

                 За минусом явных  издержек:

     Зарплата       20000

     Стоимость сырья и минералов   10000

     Бухгалтерская прибыль     20000

                 За минусом неявных издержек

     Потерянная  зарплата     10000

     Альтернативные  издержки капитала

     (нормальная  прибыль)     2000

     Экономическая прибыль:    8000

     В конкретных отраслях предприятия могут  получать прибыль только определенное время. Прибыль работает как сигнал. Если бы все отрасли были конкурентными, то предприятия могли бы постоянно вступать в новую для себя отрасль, или покидать ее в ответ на изменение прибыльности. В длительный период времени ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получать больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неминуемо уменьшится до нуля, как только новые производители вступят в данную отрасль. Это называется парадоксом прибыли: экономическая прибыль порождает межотраслевую конкуренцию, которая сводит ее к нулю.

     Аналогично убытки являются также временными. Если предприятие работает с убытком в конкретной отрасли, то, в конце концов, оно ее оставит. Так как предприятие оставит отрасль, то цены вырастут, и убытки в отрасли, в конечном счете, исчезнут. В долгосрочном периоде времени ни одна фирма не может надеяться на прибыль большую, чем нормальная. 

     2.1. Максимизация  прибыли. 

     Максимизация  прибыли достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности прибыли. Основное требование максимизации прибыли — прибыльность каждой единицы выпуска. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход — на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом повышается, ее предельная максимизация еще не достигнута, и предприятие может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного дохода, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Информация о работе Понятие и содержание рентабельности