Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа
Одной из базовых задач формирования в современной России эффективной инновационной экономики является развитие сильного потребительского рынка. По уровню развития потребительского рынка Россия существенно отстает от ведущих западных стран мира. Прежде всего, это касается объема потребительского рынка, что представляет препятствие для экономического развития и производства. Слабость российского потребительского рынка негативно влияет на положение России в мировой экономике и в системе международных политических отношений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Костанайский
филиал
Кафедра
экономики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Специальность | 080105-Финансы и кредит | |
Дисциплина | «Экономическая теория» | |
Автор курсовой работы | _______________ | М.Б. Плюшко |
Группа ФиК-201 | ||
«___»_______ 2011 г. | ||
Научный руководитель | ________________ | Т.А. Фёдорова, |
старший преподаватель | ||
|
«___»_______ 2011 г. |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
РЫНОК: ПРОБЛЕМА НАСЫЩЕНИЯ
И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Оценка
«_________________»
«____» ___________2011
г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ….......................
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка …………………
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной
из базовых задач формирования в
современной России эффективной
инновационной экономики
В
экономической жизни России возникает
множество проблем
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.
В
развитых странах признается приоритетность
интересов потребителей по сравнению
с другими субъектами рынка. В
условиях насыщенности рынка товарами
и услугами современный потребитель
имеет все возможности для
того, чтобы поднять уровень своих
требований к товарам, услугам и
качеству обслуживания. Торговля, являясь
посредником между
Разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов являются не только социально-экономической, но и политической функцией государства. За последние годы в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Совокупность всех правил и составляет те нормы, которые устанавливают обязанность и ответственность торговой организации, индивидуального предпринимателя - продавцов перед потребителем и защищают его права. Но его недостаточно знают сами продавцы, потребители и контролирующие органы. Производители и торговые предприятия зачастую пытаются навязать потребителям выгодные для себя и не выгодные для него условия приобретения товаров. Значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасной для жизни и здоровья людей. В наши дни рынок наводнен подделками и продукцией низкого качества. В погоне за большой прибылью изготовители забывают о потребностях человека в качественном товаре, продавая некачественную продукцию по цене продукции хорошего качества. Поэтому для каждого потребителя необходима поддержка государства, которое законодательно отстаивает права граждан-потребителей, заставляя производителей выпускать товары высокого качества. Такое законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяя права потребителей и механизм их реализации.
Защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.
Основными
нормативно-правовыми
Актуальность этой темы обусловлена тем, что каждый человек является участником потребительского рынка и с вышеуказанными проблемами сталкивается повседневно. Мы – потребители и в наших интересах, чтобы рынок удовлетворял все наши потребности.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие на потребительском рынке.
В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
Целью данной работы является: выявление основных проблем потребительского рынка на современном этапе экономической жизни Российской Федерации.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Структура
работы: курсовая работа состоит из введения,
трех глав, объединяющих девять пунктов,
заключения, списка использованной литературы
и приложения.
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Для того, чтобы осознать, оценить и правильно понять значимость такого понятия, как «потребительский рынок», необходимо рассмотреть такие понятия, как «потребности», «потребление», «потребитель» и «рынок»
[24, С.41].
Рынок — это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, то есть равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров [2, С.32].
Современный
рынок — многогранное явление
со сложной структурой, подчиняющееся
закону спроса и предложения. Действие
рыночного механизма
Существует множество классификаций рынков. И. Беляевский дифференцирует рынки, прежде всего по признаку потребительского назначения и в соответствии с этим выделяет следующие их типы:
Остановимся подробнее на понятии потребительского рынка.
Потребительский рынок представляет собой одну из самых важных областей рыночной экономики, являясь индикатором уровня социального развития общества, поскольку здесь непосредственно пересекаются экономические и социальные составляющие народного хозяйства.
Потребительский рынок – рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления. Он включает в себя магазины розничной торговли, предприятия общественного питания, розничные рынки и т.д. [13, С.40].
Потребительский рынок – значимая сфера экономической деятельности, в которой выявляются и устанавливаются общественно необходимые затраты труда на производство товара, а также реализуется конечная продукция. Эта сфера связывает потребителя с продуктами и товарами, без которых невозможны ни поддержание его жизнедеятельности, ни удовлетворение запросов и интересов. О значимости потребительского рынка свидетельствует, например, тот факт, что его расширение традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения [4, С.10].
По числу участников этот рынок самый крупный в любой стране. По существу каждый житель страны является потенциальным покупателем независимо от возраста, ибо в данном случае важно, ни кто идет в магазин, а для кого совершается покупка. Из этого следует, что покупатели отличаются, друг от друга по возрасту, уровню доходов, образованию, склонностью к перемене мест, вкусам, особенностям поведения и другим параметрам.
Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей