Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание

Одной из базовых задач формирования в современной России эффективной инновационной экономики является развитие сильного потребительского рынка. По уровню развития потребительского рынка Россия существенно отстает от ведущих западных стран мира. Прежде всего, это касается объема потребительского рынка, что представляет препятствие для экономического развития и производства. Слабость российского потребительского рынка негативно влияет на положение России в мировой экономике и в системе международных политических отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39

Работа состоит из  1 файл

курсовая build 3.docx

— 126.54 Кб (Скачать документ)

РЫНКА РОССИИ 
 

2.1. ПРОБЛЕМА  НАСЫЩЕНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА: ДЕФИЦИТ

КАЧЕСТВЕННЫХ  И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 
 

Для анализа  сегодняшнего потребительского рынка  и выявления причин изменения  структуры товарного предложения  в России ниже представлены исследования рынка потребительских товаров  Красноярского края, так как обстановка в целом по России примерно та же. В ходе работы было исследовано 98 предприятий розничной торговли и ряд организованных рынков; опрошено 100 торговых работников, осуществлено анкетирование 200 покупателей.

     Анализ  розничной реализации продовольственных  товаров в разрезе производителей показал высокую степень проникновения  импортных товаров. В ассортименте реализуемых продовольственных  товаров преобладают такие зарубежные товары, как йогурты (91%), сыры (89%), колбасы  полукопченые и сырокопченые (68%), масло кукурузное (95), масло подсолнечное (82%) и т.д. Следует отметить, что на продовольственных рынках насыщенность импортными товарами выше, чем на предприятиях розничной торговли.

       Вместе с тем в последнее  время наблюдается расширение  предложения отечественных производителей. Широко представлены такие виды  товаров, как майонез, мясные  консервы, куры и др. По данным  товарам отечественные производители  представляют широкий ассортимент  и достаточно высокое качество.

     На  непродовольственном рынке товаров  доля иностранной продукции телевизоры составляют 96% от общей массы, видеомагнитофоны – 100%, холодильники – 82% и т.д. Более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства был в магазинах, а не на рынках.

     Опрос специалистов показал, что при реализации продуктов питания более половины торговых агентов (59%) отдают предпочтение товарам отечественного производства, но при продаже непродовольственных  товаров они предпочитают импортные  товары (76%). Большая часть специалистов считает более выгодной торговлю импортными непродовольственными товарами.

     Опрос потребителей показал, что большинство  из них (82%) отдает предпочтение импортной  продукции (непродовольственные товары). При покупке же продовольствия  62% потребителей предпочитают отечественные товары.

     По  мнению работников торговли основными критериями при выборе товара являются цена, качество, упаковка. Покупатели стали меньше обращать внимание на упаковку, а больше – на экологическую безопасность и срок годности.

       При выборе потребителями продовольственных  товаров основными критериями  являются цена и качество, однако, при выборе непродовольственных  товаров – внешний вид изделия и торговая марка

[20, С.42].

     Рассмотрим  подробнее проблему насыщения качественной продукцией. Возьмем, к примеру, продовольственные  товары. Как правило, отечественные  продовольственные товары обладают большим качеством, чем импортные. Этот факт объясняется временем транспортировки, большинство продуктов имеет  не очень большой срок годности. В этом смысле отечественные товары гораздо качественнее и, что немало важно, гораздо безопаснее  импортных  товаров. Но отсюда не стоит делать вывод, что вся без исключений отечественная продукция имеет  хорошее качество. Как и в случае с импортной продукцией, большое  количество товаров имеет ограниченный срок годности (кисломолочные продукты, фрукты, овощи и т.д.). И как же быть в данной ситуации производителю? Понятно, что ему любым путем нужно реализовать свою продукцию, даже если придется прибегнуть к обманным путям, но есть одно но - потребители не хотят быть обманутыми.

     Научить потребителя  распознавать те или иные способы  обмана, подделок и фальсификаций, дать им необходимые знания о потребительских  свойствах тех или иных продуктов - вот главная цель законодательных актов по защите прав потребителей.

 
 

2.2. ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 
 

     Закон о защите прав потребителей имеет  длинную историю, которая начинается еще с древнейших времен. Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консьюмеризме - общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консьюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю за продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. Первый протест потребителей, имеющий документальное подтверждение, зафиксирован в 1775 году в штате Массачусетс, когда продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. После этого на проблему защиты прав потребителей стало реагировать государство, для чего и стало формировать законодательную базу.

     Но  как массовое явление движение потребителей получило свое распространение в 20 веке. Сначала внимание потребителей было обращено на продукты питания, в  это же время была написана книга  «Джунгли», в которой говорилось о стандартах безопасности при производстве мясных продуктов. Она вызвала большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что в 1906 году было принято решение о создании государственного органа «Администрация по надзору за питанием и медикаментами». В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Джон Ф. Кеннеди, который заявил: «Потребители, по определению, это мы все. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен»

     15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди  произнес в Конгрессе США речь, в которой он назвал шесть  основных прав потребителя:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.
  5. Право на возмещение ущерба.
  6. Право на потребительское образование.

     Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:

  1. Право на удовлетворение базовых потребностей.
  2. Право на здоровую окружающую среду.

Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно, начиная с 1983 года 15 марта отмечается как всемирный день защиты прав потребителей [8, С.29].

     Защита  прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений , возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

     «Защита прав потребителей» — исторически  сложившееся понятие, введенное  Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным  Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно  должно было указывать на начало перестройки  российского общества, ориентацию экономики  на нужды потребителя, поскольку  все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов  изготовителя и продавца, представленного  преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон  Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).

     Закон «О защите прав потребителей» —  так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав.

     Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих  прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее  законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

     Теперь  закон значительно повысил ответственность  производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей, установил для них ряд новых обязанностей.</h4>

     Любой потребитель имеет право на: гарантированный  уровень потребления; свободное  приобретение товаров, использование  работ и услуг;  надлежащее качество продукции; полную и достоверную  информацию о продукции; безопасность продукции; обращение в суд и  другие уполномоченные государством органы; объединение в общественные организации  потребителей; возмещение причиненного ущерба.

     В целях защиты своих  прав и законных интересов граждане имеют  право обращаться по собственной  инициативе с претензией к производителю или  продавцу продукции ненадлежащего качества, либо реализуемой по завышенным ценам, в случае отказа устранить нарушения и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд [14, С.25].

     И вроде бы есть закон, и государство  стоит на стороне потребителя, но без участия самих потребителей, закон просто не будет действовать.

Статистика  безрадостная: права каждого потребителя  в России нарушаются, в среднем, четыре раза в год.

Потребитель, купивший некачественный товар, предпочитает не связываться с продавцами, видимо полагая, что правды все равно  не добиться. При том, что у потребителя есть все права, определяемые Законом. С жалобами по качеству товаров или услуг обращается всего 20% от недовольных своей покупкой потребителей.

Из всех, этих 20%, обратившихся к продавцам  с жалобой на качество товара, в  случае, если претензии по качеству не удовлетворяются, всего 4 % обращаются в суд.

     Как видно из приведенной статистики, продавцы могут себе позволить нарушать наши права, ведь мы, потребители, сами предоставляем им такую возможность. Происходит это либо из-за незнания своих прав, либо из-за кажущейся  экономической нецелесообразности - не хочется влезать «во все тяжкие» из-за каких то пары тысяч. Лень или робость, так же, не исключаются. Вот и носим раз в неделю свои новые сапоги в ремонт; покупаем новый мобильник, потому что «старый», не проработав и года, сгорел без видимой причины или же  выкидываем только что купленное нами просроченное молоко - перечислять можно долго. Данная ситуация меняется очень медленно и без активного участия в защите прав потребителей самих потребителей и непосредственно государства добиться заметных положительных изменений в положении потребителя не удастся. 
 
 

2.3. ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  РЫНКА 
 

     Известно, что абсолютно безопасных товаров  просто не существует, к тому же попытки  создания только абсолютно безопасных товаров резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.

     Защита  прав потребителя должна опираться  на полную информацию о качестве производимых товаров и услуг. Однако можно ли получить такую информацию и кто должен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение),

законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован и почему? Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше: информации или дезинформации, правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории, она по-разному интерпретируется различными категориями граждан. Чем шире аудитория — тем выше коэффициент расщепления информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значительными отклонениями, пропустив важные «куски информации».

Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей