Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа
Одной из базовых задач формирования в современной России эффективной инновационной экономики является развитие сильного потребительского рынка. По уровню развития потребительского рынка Россия существенно отстает от ведущих западных стран мира. Прежде всего, это касается объема потребительского рынка, что представляет препятствие для экономического развития и производства. Слабость российского потребительского рынка негативно влияет на положение России в мировой экономике и в системе международных политических отношений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39
РЫНКА РОССИИ
2.1. ПРОБЛЕМА НАСЫЩЕНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА: ДЕФИЦИТ
КАЧЕСТВЕННЫХ
И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Для анализа
сегодняшнего потребительского рынка
и выявления причин изменения
структуры товарного
Анализ
розничной реализации продовольственных
товаров в разрезе
Вместе с тем в последнее
время наблюдается расширение
предложения отечественных
На
непродовольственном рынке
Опрос
специалистов показал, что при реализации
продуктов питания более
Опрос потребителей показал, что большинство из них (82%) отдает предпочтение импортной продукции (непродовольственные товары). При покупке же продовольствия 62% потребителей предпочитают отечественные товары.
По мнению работников торговли основными критериями при выборе товара являются цена, качество, упаковка. Покупатели стали меньше обращать внимание на упаковку, а больше – на экологическую безопасность и срок годности.
При выборе потребителями
[20, С.42].
Рассмотрим подробнее проблему насыщения качественной продукцией. Возьмем, к примеру, продовольственные товары. Как правило, отечественные продовольственные товары обладают большим качеством, чем импортные. Этот факт объясняется временем транспортировки, большинство продуктов имеет не очень большой срок годности. В этом смысле отечественные товары гораздо качественнее и, что немало важно, гораздо безопаснее импортных товаров. Но отсюда не стоит делать вывод, что вся без исключений отечественная продукция имеет хорошее качество. Как и в случае с импортной продукцией, большое количество товаров имеет ограниченный срок годности (кисломолочные продукты, фрукты, овощи и т.д.). И как же быть в данной ситуации производителю? Понятно, что ему любым путем нужно реализовать свою продукцию, даже если придется прибегнуть к обманным путям, но есть одно но - потребители не хотят быть обманутыми.
2.2. ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Закон о защите прав потребителей имеет длинную историю, которая начинается еще с древнейших времен. Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консьюмеризме - общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консьюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю за продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. Первый протест потребителей, имеющий документальное подтверждение, зафиксирован в 1775 году в штате Массачусетс, когда продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. После этого на проблему защиты прав потребителей стало реагировать государство, для чего и стало формировать законодательную базу.
Но как массовое явление движение потребителей получило свое распространение в 20 веке. Сначала внимание потребителей было обращено на продукты питания, в это же время была написана книга «Джунгли», в которой говорилось о стандартах безопасности при производстве мясных продуктов. Она вызвала большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что в 1906 году было принято решение о создании государственного органа «Администрация по надзору за питанием и медикаментами». В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Джон Ф. Кеннеди, который заявил: «Потребители, по определению, это мы все. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен»
15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он назвал шесть основных прав потребителя:
Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:
Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно, начиная с 1983 года 15 марта отмечается как всемирный день защиты прав потребителей [8, С.29].
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений , возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
«Защита
прав потребителей» — исторически
сложившееся понятие, введенное
Законом «О защите прав потребителей»,
который был принятым Верховным
Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно
должно было указывать на начало перестройки
российского общества, ориентацию экономики
на нужды потребителя, поскольку
все ранее действующее
Закон
«О защите прав потребителей» —
так называемый «вертикальный» закон.
Его нормы носят
Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Теперь
закон значительно повысил
Любой потребитель имеет право на: гарантированный уровень потребления; свободное приобретение товаров, использование работ и услуг; надлежащее качество продукции; полную и достоверную информацию о продукции; безопасность продукции; обращение в суд и другие уполномоченные государством органы; объединение в общественные организации потребителей; возмещение причиненного ущерба.
И
вроде бы есть закон, и государство
стоит на стороне потребителя, но
без участия самих
Статистика безрадостная: права каждого потребителя в России нарушаются, в среднем, четыре раза в год.
Потребитель, купивший некачественный товар, предпочитает не связываться с продавцами, видимо полагая, что правды все равно не добиться. При том, что у потребителя есть все права, определяемые Законом. С жалобами по качеству товаров или услуг обращается всего 20% от недовольных своей покупкой потребителей.
Из всех, этих 20%, обратившихся к продавцам с жалобой на качество товара, в случае, если претензии по качеству не удовлетворяются, всего 4 % обращаются в суд.
Как
видно из приведенной статистики,
продавцы могут себе позволить нарушать
наши права, ведь мы, потребители, сами
предоставляем им такую возможность.
Происходит это либо из-за незнания
своих прав, либо из-за кажущейся
экономической
2.3. ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА
Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует, к тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.
Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве производимых товаров и услуг. Однако можно ли получить такую информацию и кто должен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение),
законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован и почему? Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше: информации или дезинформации, правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории, она по-разному интерпретируется различными категориями граждан. Чем шире аудитория — тем выше коэффициент расщепления информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значительными отклонениями, пропустив важные «куски информации».
Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей