Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа
Одной из базовых задач формирования в современной России эффективной инновационной экономики является развитие сильного потребительского рынка. По уровню развития потребительского рынка Россия существенно отстает от ведущих западных стран мира. Прежде всего, это касается объема потребительского рынка, что представляет препятствие для экономического развития и производства. Слабость российского потребительского рынка негативно влияет на положение России в мировой экономике и в системе международных политических отношений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39
С ростом качества товара растет и его цена, но именно она может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэтому важным критерием становится не достижение полной информированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков которого по-прежнему типична большая или меньшая информационная асимметрия.
Существует и другие, требующие урегулирования, негативные явления рынка. Например: обман, обвес, обсчет, продажа некачественной и фальсифицированной продукции. Поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка и защита от этих негативных явлений. Государство отстаивает права потребителей, заставляя продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя закреплены в законе о “Защите прав потребителей”. В то же время, принятие закона зачастую не уменьшает обмана покупателей, осуществляемых на рынках России. Поскольку к каждому продавцу не поставишь по контролеру, то осуществляемые проверки со стороны фискальных органов, не могут пока приостановить этот поток обмана покупателей. «Не обманешь - не продашь!» Этот неписаный лозунг, господствующий на наших рынках среди продавцов заставляет покупателя всегда быть начеку, чтобы его в очередной раз не «надули». А поскольку мысль человеческая не контролируема, то продавцы, имея дело с «живыми» деньгами, стремятся как можно больше их заработать, придумывая все новые и новые способы обмана покупателя. Кроме того, производители мелких, да и не только мелких, предприятий также стараясь быстрее заработать больше «живых» денег, сами пытаются выйти на рынки в качестве продавцов со своим не очень качественным товаром. Сразу же возникает вопрос – Неужели обман покупателя так широко практикуется? Обман покупателя - это общая тенденция на любом рынке земного шара. Только этот обман может быть представлен в красивой упаковке. Он может быть представлен в цивилизованном виде - когда вам продают апельсины, лимоны, яблоки или виноград в современном супермаркете с таким содержанием антибиотиков, что продукт никогда не портится, или в наглом виде - когда вам просто продают испорченный товар, доказывая, что так и должно быть.
Рассмотрим некоторые виды обмана покупателей на примере пищевых продуктов.
Обсчет покупателя - наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца. Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме добавить несколько рублей или десятков рублей в зависимости от стоимости покупки. То же самое делают и продавцы, считая в последнее время стоимость покупки на калькуляторах. Здесь просто предварительно вносится та или иная сумма в память калькулятора и затем при подсчете суммы за товары незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся.
В этом случае покупателю настойчиво показывают, полученную сумму на своем калькуляторе, и продавец доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем.
Обман при расчете с покупателем - это чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Здесь имеется много способов и методик мошенничества. Примеров такого мошенничества в повседневной жизни очень много. Самое банальное: Вам дают сдачу мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали подсчитывать. В случае, когда Вы все таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму.
Сюда
же можно отнести продукты, которые
хранились не при оптимальных
температурных режимах, а при
более высоких или под
Точно
также происходит и со многими
кондитерскими изделиями с
Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Поэтому
фальсификация, в широком понимании,
может рассматриваться как
Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида, цвета, консистенции при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности (наличие полноценных белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.), в том числе и безопасности.
При
использовании термина «
Например, рекламируя подделку-заменитель сливочного масла - маргарин, пытаются навязать потребителю ошибочное представление о том, что он также полезен покупателю, как и сливочное масло, поскольку приближен к коровьему молоку, имеет низкое содержание холестерина, его можно намазывать на хлеб и другие хвалебные оды.
В
то же время в маргарине имеются
следующие отличительные
1.
Обязательно присутствуют
2.
Полезные жирные кислоты
3.
Добавлено до 20-25% воды и введены
дополнительно эмульгаторы,
4.
Присутствуют химически
Таким
образом, маргарин в небольших количествах
можно применять только здоровому
человеку, а для питания больных
и особенно детей противопоказан.
Проще и полезнее помазать хлеб растительным
нерафинированным подсолнечным маслом
(раз у Вас есть пагубная привычка
к бутербродам и дикая
В
итоге можно сделать вывод что
обман покупателя - это обычное явление
при рыночных условиях и существует с
доисторических времен, и будет существовать
еще достаточно долго. Поэтому покупателю
необходимы знания по всем применяемым
способам его обмана и умения по их распознаванию.
ГЛАВА 3.
СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЫНКА
РОССИИ
3.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Потребительский
рынок, с одной стороны, является
одной из отраслей рыночной экономики
страны, взаимодействующей с остальными
отраслями по правилам, установленным
государством, с другой – автономной
системой, в которой отношения
между участниками
Государство обязано вмешиваться в рыночную экономику, создавая условия для развития предпринимательства, для цивилизованной конкуренции проектов, товаров, предприятий, для соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов демократизации общества и либерализации экономики [7, С.123].
Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль над их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.
Государственное
регулирование и общую
В будущем приоритет этой функции в деятельности и развитии потребительского рынка должны быть за общественными организациями предпринимателей и потребителей, созданными на профессиональной основе и действующими при поддержке государства.
В современный период усиливается роль государственных и общественных контролирующих организаций, прежде всего в области качества и безопасности реализуемых товаров и предоставления услуг потребителям как главного направления решения задачи конкурентоспособности отечественных производителей и продукции (товаров, услуг). Среди многих государственных и общественных контролирующих организаций систематизировано, комплексно работать на потребительском рынке могут лишь некоторые – прежде всего, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также общественные организации по защите прав потребителей с профессиональным кадровым составом.
Разумеется,
нельзя недооценивать роль других государственных
организаций, осуществляющих контроль
финансового состояния
Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей