Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание

Одной из базовых задач формирования в современной России эффективной инновационной экономики является развитие сильного потребительского рынка. По уровню развития потребительского рынка Россия существенно отстает от ведущих западных стран мира. Прежде всего, это касается объема потребительского рынка, что представляет препятствие для экономического развития и производства. Слабость российского потребительского рынка негативно влияет на положение России в мировой экономике и в системе международных политических отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39

Работа состоит из  1 файл

курсовая build 3.docx

— 126.54 Кб (Скачать документ)

     С ростом качества товара растет и его  цена, но именно она может сделать  товар недоступным для широкого потребления. Поэтому важным критерием  становится не достижение полной информированности, абсолютного знания, а оптимальное  соотношение качества и цены. Получение  полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой  современного хозяйства, для рынков которого по-прежнему типична большая  или меньшая информационная асимметрия.

     Существует  и другие, требующие урегулирования, негативные явления рынка. Например: обман, обвес, обсчет, продажа некачественной и фальсифицированной продукции. Поэтому  каждому потребителю необходима государственная поддержка и  защита от этих негативных явлений. Государство  отстаивает права потребителей, заставляя  продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя  закреплены в законе о “Защите  прав потребителей”. В то же время, принятие закона зачастую не уменьшает  обмана покупателей, осуществляемых на рынках России. Поскольку к каждому продавцу не поставишь по контролеру, то осуществляемые проверки со стороны фискальных органов, не могут пока приостановить этот поток обмана покупателей. «Не обманешь - не продашь!» Этот неписаный лозунг, господствующий на наших рынках среди продавцов заставляет покупателя всегда быть начеку, чтобы его в очередной раз не «надули». А поскольку мысль человеческая не контролируема, то продавцы, имея дело с «живыми» деньгами, стремятся как можно больше их заработать, придумывая все новые и новые способы обмана покупателя. Кроме того, производители мелких, да и не только мелких, предприятий также стараясь быстрее заработать больше «живых» денег, сами пытаются выйти на рынки в качестве продавцов со своим не очень качественным товаром. Сразу же возникает вопрос – Неужели обман покупателя так широко практикуется? Обман покупателя - это общая тенденция на любом рынке земного шара. Только этот обман может быть представлен в красивой упаковке. Он может быть представлен в цивилизованном виде - когда вам продают апельсины, лимоны, яблоки или виноград в современном супермаркете с таким содержанием антибиотиков, что продукт никогда не портится, или в наглом виде - когда вам просто продают испорченный товар, доказывая, что так и должно быть.

       Рассмотрим некоторые виды обмана покупателей на примере пищевых продуктов.

     Обсчет  покупателя - наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии  операция для продавца. Подсчитывая  в уме, продавец легко может к  полученной сумме добавить несколько  рублей или десятков рублей в зависимости  от стоимости покупки. То же самое  делают и продавцы, считая в последнее  время стоимость покупки на калькуляторах. Здесь просто предварительно вносится та или иная сумма в память калькулятора и затем при подсчете суммы  за товары незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся.

     В этом случае покупателю настойчиво показывают, полученную сумму на своем калькуляторе, и продавец доказывает в случае выявления  обмана, что это просто неправильно  считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем.

     Обман при расчете с покупателем - это  чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Здесь имеется много способов и методик мошенничества. Примеров такого мошенничества в повседневной жизни очень много. Самое банальное: Вам дают сдачу мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали подсчитывать. В случае, когда Вы все таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму.

     Обман за счет продажи товара с истекшим сроком хранения обычно применяется  при продаже скоропортящихся  товаров - это прежде всего мясо, молоко, рыба, полуфабрикаты и многие другие. Поскольку в настоящее время нет дефицита на продукты питания, а имеется большая конкуренция при их продаже, то многие из этих товаров во время не реализуются. Чтобы не списывать просроченные продукты за свой счет, продавцы стремятся все-таки реализовывать просроченный товар.

     Для этого применяются следующие  способы:

     1. Исправляется дата выпуска продукта  или эта дата уничтожается  или заклеивается.

     2. Продукт переупаковывают в другую  потребительскую тару и ставят  новую дату.

     3. На упаковке с товаров ставят  дополнительно новую дату, ссылаясь, что это было сделано на  предприятии.

     Сюда  же можно отнести продукты, которые  хранились не при оптимальных  температурных режимах, а при  более высоких или под воздействием солнечного света. Многие, наверное, видели, как целыми днями летом реализуют  куриное яйцо, находящееся под  воздействием солнечных лучей, а  не как положено при температуре 2-40 С. В результате яйцо изменяет свои показатели качества очень быстро. Продержав куриное яйцо при температуре 300 С в течение двух суток Вы получите по качеству такое же, как хранившееся в холодильнике две недели. Но об этом конечно покупателю не говорят. Ему говорят, что яйца свежие, только что из птицефабрики.

     Точно также происходит и со многими  кондитерскими изделиями с добавлением  жира, шоколада в палатках и павильонах, не имеющих холодильников. Они быстро портятся на солнце и при высокой температуре, хотя срок годности на упаковке не будет просрочен.

     Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или  иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при  сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для  потребителя.

     Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида, цвета, консистенции при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности (наличие  полноценных белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.), в том числе  и безопасности.

     При использовании термина «фальсифицированные товары» многие путают его с такими понятиями как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих). И это происходит не случайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю и/или потребителю либо умышленно не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная.

     Например, рекламируя подделку-заменитель сливочного масла - маргарин, пытаются навязать потребителю  ошибочное представление о том, что он также полезен покупателю, как и сливочное масло, поскольку  приближен к коровьему молоку, имеет низкое содержание холестерина, его можно намазывать на хлеб и  другие хвалебные оды.

     В то же время в маргарине имеются  следующие отличительные особенности, приводящие к обману покупателя:

     1. Обязательно присутствуют антиокислители - бутилокситолуол и бутилоксианизол, вызывающие раковые заболевания;

     2. Полезные жирные кислоты олеиновая и линолевая, содержащиеся в растительных маслах, из чего сделан маргарин, полностью гидрированы и витаминоподобными свойствами не обладают;

     3. Добавлено до 20-25% воды и введены  дополнительно эмульгаторы, разрушающие  красные кровяные тельца (плазмолиз)  в крови;

     4. Присутствуют химически измененные  жирные кислоты, которые не  всегда метаболируются в организме человека и многие другие пагубные воздействия.

     Таким образом, маргарин в небольших количествах  можно применять только здоровому  человеку, а для питания больных  и особенно детей противопоказан. Проще и полезнее помазать хлеб растительным нерафинированным подсолнечным маслом (раз у Вас есть пагубная привычка к бутербродам и дикая потребность  чего-то намазывать на хлеб). В принципе, заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке и в товарно-сопроводительных документах указано их подлинное наименование и сорт, а цена соответствует их качеству и происхождению

     В итоге можно сделать вывод что обман покупателя - это обычное явление при рыночных условиях и существует с доисторических времен, и будет существовать еще достаточно долго. Поэтому покупателю необходимы знания по всем применяемым способам его обмана и умения по их распознаванию. 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

    РЫНКА РОССИИ 
     

3.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ   РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  РЫНКА 
 

     Потребительский рынок, с одной стороны, является одной из отраслей рыночной экономики  страны, взаимодействующей с остальными отраслями по правилам, установленным  государством, с другой – автономной системой, в которой отношения  между участниками взаимосвязаны  и регулируются, прежде всего, государственными правовыми актами. Такая система  не может функционировать и развиваться  на основе саморегулирования.

     Государство обязано вмешиваться в рыночную экономику, создавая условия для  развития предпринимательства, для  цивилизованной конкуренции проектов, товаров, предприятий, для соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов демократизации общества и либерализации экономики [7, С.123].

     Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей  деятельности делает задачу обеспечения  баланса их интересов и устойчивого  развития рынка очень сложной. Создать  необходимые условия для такого развития и осуществить контроль над их соблюдением участниками  рынка без государственного регулирования  и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование  – это, прежде всего, актуализация законодательной  и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.

     Государственное регулирование и общую координирующую функцию деятельности рынка должны осуществлять органы исполнительной власти во взаимодействии с общественными  институтами предпринимателей и  потребителей и под их контролем. Органы исполнительной власти должны обеспечивать единую для всех участников нормативно-правовую базу деятельности на потребительском рынке, создавать экономические условия для развития конкуренции среди продавцов товаров и производителей услуг, содействовать развитию наиболее эффективных организационных форм деятельности участников рынка и обеспечить соблюдение действующего законодательства и защиты прав потребителей. Существующий бюрократический режим деятельности органов исполнительной власти на всех уровнях без централизованной системы общественного контроля не только сохраняет, но и усиливает коррупцию и теневую экономику. Независимый общественный контроль отсутствует по всем направлениям деятельности потребительского рынка: при разработке нормативно-правовых документов и их исполнении, при решении финансовых, социально-экономических и организационных вопросов развития предпринимательства, при организации и проведении контрольно-надзорной деятельности, при разрешении конфликтных ситуаций и споров. Это все еще раз подтверждает идею о не достаточном применении принципов государственного регулирования и общественного контроля.

     В будущем приоритет этой функции  в деятельности и развитии потребительского рынка должны быть за общественными  организациями предпринимателей и  потребителей, созданными на профессиональной основе и действующими при поддержке  государства.

     В современный период усиливается роль государственных и общественных контролирующих организаций, прежде всего в области качества и безопасности реализуемых товаров и предоставления услуг потребителям как главного направления решения задачи конкурентоспособности отечественных производителей и продукции (товаров, услуг). Среди многих государственных и общественных контролирующих организаций систематизировано, комплексно работать на потребительском рынке могут лишь некоторые – прежде всего, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также общественные организации по защите прав потребителей с профессиональным кадровым составом.

     Разумеется, нельзя недооценивать роль других государственных  организаций, осуществляющих контроль финансового состояния предприятий  потребительского рынка и выполнения ими кредиторских и дебиторских  обязательств; контроль за соблюдение требования стандартов, сертификацией  товаров и услуг, единством измерений; качеством сырьевых и пищевых  продуктов; санитарно-эпидемиологических требований и норм и других аспектов хозяйственной деятельности предприятий  и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, такие организации  являются большей частью узкоспециализированными, и на их базе трудно создать эффективную  систему координации и взаимодействия между участниками рынка. Они трудно адаптируются к рыночным механизмам реализации товаров и предоставления услуг потребителям, не используют современные информационные технологии взаимодействия между участниками рынка и изучения его деятельности, не имеют в своей структуре мобильных и технических оснащенных испытательных центров и компьютерных баз данных, не владеют методологическим аппаратом анализа и прогноза ситуаций, не связаны с системой подготовки кадров и повышения квалификации работников в области комплексных проблем развития рынка товаров и услуг.

Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей