Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание

Одной из базовых задач формирования в современной России эффективной инновационной экономики является развитие сильного потребительского рынка. По уровню развития потребительского рынка Россия существенно отстает от ведущих западных стран мира. Прежде всего, это касается объема потребительского рынка, что представляет препятствие для экономического развития и производства. Слабость российского потребительского рынка негативно влияет на положение России в мировой экономике и в системе международных политических отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
качественных и отечественных товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39

Работа состоит из  1 файл

курсовая build 3.docx

— 126.54 Кб (Скачать документ)

     В современных условиях ощущается  необходимость в разработке концепции  регулирования и развития процессов  потребительского рынка на долгосрочный период с выделением основных этапов ее реализации, а также программы  развития рынка. Концепция регулирования  рынка как перспективный документ даст органам управлениям долговременную стратегию и укажет возможность  альтернативы ее реализации. С ее помощью  можно определить пути формирования развитых рыночных отношений; определить социально-экономические, инвестиционные и экологические параметры развития рынка на перспективу; обосновать систему  форм и методов экономического и  правового регулирования рынка.

     Основы  концепции такого регулирования  базируются на следующих положениях:

     1) структура рыночной системы включает  несколько типов рынков, каждый  их которых имеет свои особенности  образования и регулирования;

     2) потребительский рынок характеризуется  специфическими субъектами, что  определяет показатели деятельности, формы и методы управления;

     3) развитие инфраструктуры потребительского  рынка происходит в тесной  взаимосвязи с другими элементами  рыночной системы;

     4) механизм регулирования потребительского  рынка должен строиться на  непротиворечивой основе, учитывающей  взаимосвязи всех типов рынка.

     В соответствии с концепцией, долгосрочной целью развития является создание экономической  среды потребительского рынка на основе системы торгово-посреднических, финансово-кредитных, информационно-коммерческих, внешнеэкономических и управленческих связей между всеми элементами рыночной системы. 
 

     3.2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ 
 

     Данные  исследований показывают, что товарное предложение на потребительском  рынке формируется за счет приоритета импортных товаров (65-70%), причем наблюдается  дальнейшее вытеснение отечественного производителя. Торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность  отечественных непродовольственных  товаров.

     Засилье импорта показывает отсталость отдельных  отраслей российской экономики, и прежде всего легкой промышленности, производства товаров длительного пользования. Можно определить приоритеты развития потребительских товаров в нашей  стране, по которым необходимо дальнейшее развитие отечественных производителей (например, большая часть продовольственных товаров, ткани, товары хозяйственного назначения).

     Приоритетным  направлением на современном этапе  развития страны является насыщение  внутреннего потребительского рынка  отечественными конкурентоспособными товарами. Это необходимо не только для того, чтобы обеспечить экономическую  безопасность страны, но и чтобы  способствовать преодолению безработицы, развитию инвестиций в экономике России. Формирование и развитие рынка должно идти по двум направлениям: 1)развитие отечественного производства и переработка продуктов питания; 2)развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

     В первом направлении наиболее слабым звеном является именно переработка  произведенных продуктов питания; однако многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют ресурсов для внедрения современных технологий. Поэтому в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспособной продукции необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти. Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств.

     Данные  меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания.

     Опыт  работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения  новых технологий для достижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических  линий и линий по упаковке молочных продуктов «Тетрапак» предприятием «Тонус» позволил значительно увеличить сроки хранения продукции. Важную роль в развитии продовольственного рынка могут сыграть фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных производителей прямыми поставками от непосредственных производителей. Вследствие этого предприятия могут устанавливать относительно низкие цены на реализуемые товары, обеспечивать достаточно широкий ассортимент при их высоком качестве.

     Эти мероприятия должны способствовать развитию рынка отечественных потребительских  товаров и постепенному сокращению доли импортных товаров на внутреннем рынке страны. 
 

3.3. СОВРЕМЕННЫЕ  МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕГАТИВНЫМИ  ФАКТОРАМИ

     ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  РЫНКА 
 

     Для тех, кто хоть раз столкнулся с  проблемой ремонта или замены товара по гарантии, закон «О защите прав потребителей» становится настольной книгой. Многие продавцы надеются на неподготовленность покупателей и пытаются обмануть их. На таких продавцов отрезвляюще действует эта небольшая книжечка в руках покупателя.

    В соответствии со статьей 18.1 «Закона о правах потребителей» покупатель вправе по своему выбору потребовать:

    1. безвозмездного устранения недостатков товара;
    2. замены на товар аналогичной марки;
    3. замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, а можно просто потребовать вернуть деньги [11, С.23].

     Возьмем, к примеру, рынок обуви.

     Даже  дорогая обувь известных фирм может не подойти по ноге или расползтись через пару недель. Как же защититься от этих напастей рядовому покупателю, которому всего-то хочется держать ноги в тепле и по возможности в красоте. Если вы хотите вернуть или поменять обувь, вам надо знать следующее:

      1. Возврату подлежит не только  новая обувь, но и ношеная.  Правда, вернуть ее можно только  в том же сезоне, в котором  она была куплена.

      2. Основанием для возврата обуви  служит не только ее деформация  или брак. Это может быть, к  примеру, неприятный скрип при  ходьбе и даже отталкивающий  запах.

      3. В любом случае нужно иметь  в наличии чек, удостоверяющий  факт покупки.

      4. Ваша претензия к обуви должна  выглядеть обоснованно, поэтому  ее надо четко сформулировать. Лучше озадачиться этим до  похода в магазин или офис.

      5. Надо помнить, что у торговой организации тоже есть права [22, С.15].

       Магазин, например, может заказать  независимую экспертизу, чтобы установить  истинную причину повреждения  обуви. Так как известно, что в крупных городах регулярно фиксируются случаи намеренной порчи обуви с целью последующего возврата денег за нее [10, С.23].

     Большинство людей покупают вещи на распродажах, когда цены снижаются на 30-70%. Если продавец говорит, что товар возврату и обмену не подлежит, он говорит неправду. Купленный на распродаже товар, по закону можно вернуть в магазин. Возврату не подлежит только уцененный товар.

     Какой же самый действенный способ определить обман со стороны продавца? Всё  очень просто: необходимо прочитать  и запомнить основные положения, описанные в законе “О защите прав потребителей”, ну или хотя бы при  возникновении затруднительной  ситуации всегда иметь под рукой  эту маленькую книжечку. Также  люди уже давно начали объединяться в общества потребителей, помогая  друг другу в сложных жизненных  ситуациях.

     Конечно же, вы не сможете при каждом походе в магазин носить с собой в кармане этот самый закон, это не очень удобно, хотя не было бы лишним. Не всегда у людей найдется время или хотя бы желание присоединиться к союзу потребителей.  Да и честно говоря, большинство людей просто не знает свои права.

     В настоящее время существует множество  интересных проектов направленных на помощь потребителю. Одними из самых  ярких примеров можно выделить телепередачи «Контрольная закупка» и «Среда обитания». «Контрольная закупка» работает с различными товарами длительного пользования и выделяет из них самые лучшие и самые безопасные для потребителя. «Среда обитания» рассказывает о современных способах обмана потребителей и показывает основные способы определения этого обмана. Если бы было возможным проводить подобные телепередачи в городах с острой проблемой некачественного товара, это бы положительно сказалось на современном состоянии продовольственного рынка.

     В наш век современных технологий огромным прорывом стал интернет. Многочисленные потребительские форумы пользуются большой популярностью, но их основная проблема состоит в том, что далеко не все люди знают об их существовании. О таких интернет сайтах должен знать каждый гражданин, потому что на этих форумах публикуют свои сообщения обычные люди, такие же потребители.  На таких сайтах можно обсудить проблему, с которой вы столкнулись, и другие люди постараются помочь вам. Такие информационные сайты должны создаваться в каждом городе и тогда возможно производители поймут, что продавать качественный товар гораздо выгоднее по ряду факторов. Если люди знают что фирма «Х» производит и продаёт только качественную продукцию, естественно они будут советовать этот товар другим людям, которые в свою очередь также желают потреблять только продукцию хорошего качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     В заключение хотелось бы отметить: принятие закона «О защите прав потребителей» стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

     Но, несмотря на все недостатки в законодательстве, в настоящее время потребитель  имеет реальную возможность защитить нарушенное право в сфере торгового  обслуживания. Механизм защиты права  потребителя четко отрегулирован  законодателем. Определен ряд органов  как содействующих потребителю  в защите его прав, так и охраняющих его основные права.

     Законодательство, регулирующее отношения в сфере  защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия. Оно адаптировано к рыночным условиям, но требует  некоторого видоизменения.

     Можно сделать вывод, что необходимо внести в Закон некоторые изменения, которые положительно скажутся на современном  состоянии потребительского рынка. Например:

     1. Законодательно закрепить возможность внесудебного порядка компенсации морального вреда, причиняемого потребителям.

     2. Ввести в Закон положения об обязанностях потребителей (например, надлежаще использовать и не злоупотреблять своими потребительскими правами; бережно и по назначению использовать приобретенные товары, работы и услуги; соблюдать правила эксплуатации; использовать предоставляемую информацию о товаре, работе, услуге во избежание невозможности их использования) и санкций за их нарушение.

     3. Реклама является способом и средством доведения до потребителя информации о товаре вообще и необходимой информации, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», в частности. В связи с этим, необходимо включить рекламу в п.3 ст.10 Закона «О защите прав потребителей» в качестве способа доведения информации до потребителей.

     4. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

     5. Необходимо установить ответственность продавца и изготовителя за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей. Например, продавец вывешивает у себя в магазине объявление о том, что товары, на которые он установил скидку возврату и обмену не подлежат. Хотя, каких либо оговорок о товарах проданных со скидкой в законодательстве не найдено. Законодатель не различает товары на проданные со скидкой и без таковой. Можно привести следующий пример, продавец также вывешивает объявление о том, что в соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» требование о расторжение договора купли-продажи относительно технически сложных товаров не предъявляется. Потребитель не имеет специального образования, чтобы различать достоверную информацию от недостоверной. Поэтому необходимо внести дополнения в Закон «О защите прав потребителей», где отдельной статьей установить гражданскую ответственность продавца и изготовителя перед потребителем за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.

Информация о работе Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей