Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:23, реферат
Период, последовавший за революциями 1917 г. (исключая годы НЭПа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в облас¬ти формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к дина¬мично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы».
Менее широкие возможности влияния на управление акционированным предприятием дает "золотая акция". «Она предоставляет своему владельцу право отлагательного вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, входящим по общему правилу в его исключительную компетенцию.
Анализ правомочий государственного органа, владеющего "золотой акцией", свидетельствует о минимальных ограничениях компетенции
собрания акционеров. По существу, они сводятся к контролю за
организационными преобразованиями АО и заключению сделок на суммы, которые могут подорвать имущественную базу обществ».9
Некоторые ограничения накладываются и на совет директоров. Так, распоряжением Госкомимущества России от 18 марта 1994 года № 542-р установлено, что в состав совета директоров АО, создаваемых в процессе приватизации предприятий нефтегазового строительства, в течение периода закрепления золотой акции в федеральной собственности включается представитель собственника, назначаемый ГКИ России
по предложению Минтопэнерго.
Зачем нужна "золотая акция", если контрольный пакет обеспечивает государству более широкое влияние на политику АО? Видимо, одной из причин выпуска "золотой акции" является удовлетворение фискальных интересов государства. Выпуск "золотой акции" дает возможность одновременно сохранить управляемость предприятием со
стороны государства и продать частным инвесторам практически все акции АО (исключая одну, "золотую", которая после срока, на который она выпущена, либо при любом способе отчуждения конвертируется в обыкновенную акцию). Таким образом, "золотая акция" и даже наличие контрольного пакета акций в руках государства не приводят к полному ограничению хозяйственной самостоятельности и в то же время сохраняют за государственными структурами возможности внеэкономического влияния на деятельность преобразованных АО. Существующие правомочия государственных органов можно было бы признать оптимальными, если бы не порядок формирования совета директоров и правления, а
также назначения генерального директора (президента) АО.
Дело в том, что на всех предприятиях, преобразованных в АО открытого типа в соответствии с Указом Президента от 1 июля 1992 года № 721, должностные лица не избираются собранием акционеров, а назначаются государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок продолжает традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависит от структур (ранее партийных, теперь - государственных), которые не несут ответственности за провалы и не стимулируются в случае успешной работы вновь созданного АО.
В Указе от 10 июня 1994 года "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" порядок назначения главного менеджера в АО с государственным капиталом не выделен особо. В нем речь идет о "представителях государства в органах управления «АО» вообще. Согласно Указу такими представителями могут быть государственные служащие либо иные граждане РФ.
В последнем случае Госкомимущество России или Фонд федерального имущества заключают с ними договор гражданско-правового характера.
Указом резко ограничена самостоятельность представителей государства. По коренным вопросам управления АО ("управление капиталом") они обязаны в письменной форме согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или Фондом федерального имущества, от имени которого они действуют, вносимые ими проекты решений, либо свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими
членами органов управления АО. Таким образом, фактически решения по достаточно широкому кругу важнейших вопросов управления АО принимает
аппаратный работник, не несущий ответственности и не заинтересованный
материально в деятельности общества. Нетрудно заметить, что под новым словесным покровом реанимируется один из основных пороков
административно-командной системы. Поэтому представляется, что решение данной проблемы в действующих нормативных актах далеко от совершенства.
Результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является получение прибыли от продажи продукции или услуг. Наращивание объемов производства предприятия целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции.
Управление производством
и анализ производственной деятельности
построены на использовании различных
экономических показателей. Самой
важной характеристикой
Более универсален показатель валового дохода предприятия, представляющий собой суммарную стоимость конечного вида продукции, произведенной предприятие за определенный период времени, выраженную в реальных рыночных ценах.
Объем продаж произведенной предприятием продукции принято так же называть выручкой от продаж. Валовой доход (выручка) рассчитывается путем умножения продукции в физическом измерении на цену физической единицы.
Прибыль – это та часть выручки, которая остается у предприятия после возмещения затрат на производство и реализацию продукции (услуг). В самом общем виде прибыль рассчитывается так:
Прибыль = Выручка – Затраты
Для увеличения прибыли необходимо стремится к росту выручки и снижению издержек производства, которые можно разделить неявные и неявные.
К явным относят издержки в виде платежей за полученные от внешних поставщиков ресурсы производства, включая оплату труда работников. Они полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия, поэтому их называют бухгалтерскими издержками. Статьи бухгалтерских издержек – это стать бухгалтерских затрат, образующих себестоимость продукции. Рассмотрим эти статьи.
1. «Материальные затраты – это затраты на материалы, сырье, энергию, покупные комплектующие части к производимому продукту. В стоимость материальных ресурсов включаются затраты предприятия на приобретение упаковки и тары».10
2. Затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала.
3. Отчисления на социальные нужды, которые регламентируются законом. Размер этих отчислений устанавливается в процентах от затрат на оплату труда.
4. Амортизация – процесс переноса стоимости основного капитала по мере
износа на производимую с
его помощь продукцию и использование
этой стоимости для последующего
воспроизводства основного
5. Прочие затраты – это различные платежи: комиссионные банку за кассовое и банковское обслуживание, проценты банку за кредит и т. д.
К неявным относят издержки, связанные с упущенной выгодой, т. е. с доходом, недополученным из-за недостаточно выгодного использования собственных ресурсов. Следствием неявных издержек является недополученная прибыль.
Сумма явных и неявных издержек составляет экономические издержки.
Осуществление предпринимательской сделки неизбежным образом связано с денежными затратами (Дз), которые можно определить следующим образом:
Где Др – денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников;
Дм –
денежная оплата стоимости
Дс –
денежные фонды, связанные с
использованием основных
Ди – денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации4
Ду –
оплата услуг сторонних
Прибыль может быть бухгалтерской и экономической. Бухгалтерская прибыль – разность между полученной выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками. Экономическая прибыль – разность между полученной выручкой и экономическими издержками.
При определении издержек
предприятия целесообразно
Для анализа и обобщенной оценки хозяйственной деятельности используют не только прибыль, но и производный от нее показатель – рентабельность. Полученная предприятием прибыль не может быть непосредственно использована для сравнения разных этапов работы предприятия. Равный доход не является свидетельством одинаково успешной работы, так как возможности для его получения могут быть совершенно различными. Эта несопоставимость устраняется при использовании показателя рентабельности.
Р = Пв / С
Р = Пб / (К + О)
балансовой прибыли к
стоимости всего имущества
Р = Пб / И
Ежегодно проводится сравнение данных о рентабельности за текущий и прошедшие годы. Это позволяет руководству предприятия оценить тенденции развития и принять соответствующие решения.
Для осуществления успешной деятельности предприятия предприниматель не должен забывать два «золотых» правила:
Капитал – средства производства будущих благ, – функционирует в трех формах: денежной, производительной и товарной. Производительный капитал по способу его оборота, характеру движения делится на основной и оборотный.
«Основной капитал – это та часть производительного капитала, которая полностью участвует в процессе производства, но переносит свою стоимость на произведенный продукт по частям по мере износа. К основному относится капитал, авансируемый на приобретение средств труда (машин, оборудования, производственных зданий и сооружений, транспортных средств).
Оборотный капитал – это та часть производительного капитала, стоимость которой в процессе потребления полностью переносится на продукт и целиком возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение каждого кругооборота капитала. К оборотному относится капитал, авансируемый на покупку предметов труда (сырья, топлива, полуфабрикатов) и рабочей силы».11
3. Время нахождения материалов
в запасе = Годовые издержки на
материал . Чем меньше товарных
запасов на предприятии, тем
быстрее они оборачиваются,
Глава II
Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста, доля их в валовом национальном продукте достигает 70%. Например, в США малый бизнес обеспечивает около 60% всех услуг. В Германии, Великобритании, Италии за счет малого бизнеса создаются две трети рабочих мест.
Малое предприятие, специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т. п.), и клиентами в основном являются отдельные граждане.