Предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:23, реферат

Описание

Период, последовавший за революциями 1917 г. (исключая годы НЭПа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в облас¬ти формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к дина¬мично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы».

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 148.08 Кб (Скачать документ)

Рост занятости, объемов  производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2002 году (таблицы 2 и 3) позволяют сделать вывод  о наступившей стабилизации в  развитии малого предпринимательства.

 

Таблица 3 - Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г.

Федеральные округа

Объем производства в 2002 г.

Справочно: 2001 г. в % к 2000 г.

млн. руб.

На душу населения, руб.

В % к 2001 г.

РФ

794 286,8

5 517,6

119,3

109,1

Центральный

248 575,5

6 813,7

117,8

113,6

Северо-Западный

117 114,3

8 213,3

133,2

97,6

Южный

78 780,3

3 669,1

127,9

103,6

Приволжский

159 192,2

5 031,1

148,8

98,3

Уральский

71 788,0

5 733,8

82,1

204,5

Сибирский

71 796,5

3 495,1

103,1

110,1

Дальневосточный

47 040,1

6 683,6

113,2

93,8


В январе-сентябре 2002 г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло  на 19,3% относительно аналогичного периода  предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2001 г.

 

 

Таблица 4 - Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2002 г.

Федеральные округа

Объем инвестиций в 2002 г.

Справочно: 2001 г. в % к 2000 г.

млн. руб.

На душу населения, руб.

в % к 2001 г.2

РФ

32772,2

227,7

148,3

85,6

Центральный

10680,6

292,8

175,9

75,8

Северо-Западный

2804,5

196,7

67,9

122,0

Южный

3194,1

148,8

116,8

119,7

Приволжский

9322,9

294,6

236,2

68,4

Уральский

2373,6

189,6

199,1

47,9

Сибирский

3265,7

159,0

101,0

110,7

Дальневосточный

1130,9

160,7

144,4

64,9


В январе-сентябре 2002 г. по сравнению  с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на МП в целом  по стране выросли почти в 1,5 раза..

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса  оказались в наиболее сложном  положении, которое определяется рядом  моментов.

Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная  политика по отношению к малому предпринимательству  и системный подход к решению  его проблем. Общепринятым стал тезис  о том, что малый бизнес развивается  скорее не благодаря, а вопреки государственной  политике.

Недостаток урегулированности  экономических отношений не позволяет  предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий.

К основным проблемам также  модно отнести нежелание государства  видеть в секторе малого бизнеса  равноправного субъекта экономических  отношений, наиболее активного и  подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных  собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия  в развитии бизнеса, действует в  необычайно сложных условиях для  выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей  мере он стремится утвердиться в  торговле или посредничестве.

«Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме».20

 

 

5.Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Каждый вложенный в  малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как  в целом по экономике – 0,73 рубля. Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 1998г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий. Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными. Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. «Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно–технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями». 21В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект. Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г и постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку. Начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит госбюджета, не позволяют государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса. Во- вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне. В- третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их деятельности. В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений. В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами , c целью привлечения иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка. Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих. В июле 1998 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое. Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. «Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства». 22

Мировая практика убедительно  свидетельствует, что даже в странах  с развитой рыночной экономикой малое  предпринимательство оказывает  существенное влияние на развитие народного  хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых  работников». По численности работающих, по объему производимых и реализуемых  товаров, выполняемых работ и  оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных  странах играют ведущую роль.

Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

В современном малом бизнесе  крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий  о производстве, либо инженер, который  ничего не знает о коммерции. Нередко  владелец малой фирмы имеет слишком  мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Практика показывает, что  технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведении, мобильность  технологических изменений, внедрение  изобретений, быстрый рост сферы  услуг и занятости, острая ценовая  и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель  получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства  получать большие средства в форме  налоговых поступлений - все это  и составляет вклад малых предприятий  в экономику страны. 

Заключение

     За предпринимательством в России будущее! Но следует помнить, что только глубокая вера в свои собственные силы  предпринимателей, их способность к объединению для защиты свободного предпринимательства может стать залогом всех позитивных достижений  и перемен в экономике.  
      Основная форма, в которой реализуется бизнес, есть коммерческая организация, или предприятие, имеющее целью деятельности получение прибыли. 
Предприятие — это самостоятельный хозяйственный субъект, обеспечивающий планомерное производство основной массы товаров и услуг, осуществляющий научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью присвоения дохода (прибыли). Оно может ставить и решать такие конкретные технико-экономические задачи, как обеспечение более высоких и стабильных темпов экономического роста, увеличение объема продажи и т. д. На предприятии сосредоточена определенная совокупность производительных сил (средств труда, работников, земли, сырья и т. д.) и отношений собственности. Последние функционируют по поводу присвоения имеющихся на предприятии объектов собственности и распределения созданного работниками необходимого и прибавочного продукта. Субъектами отношений собственности является само предприятие как юридическое лицо, его работники. Как юридическое лицо оно должно иметь устав, баланс доходов и расходов, счет в банке и право заключать договора с другими юридическими лицами. 
     Однако даже при наличии большинства из этих признаков, но существовании за счет государства или главной компании, предприятие имеет только оперативно-хозяйственную, а не экономическую самостоятельность. Последнюю оно приобретает, лишь когда действует на принципах коммерческого расчета, эффективно хозяйничает, присваивает доходы, в том числе прибыль, и осуществляет собственные расходы. Как юридическое лицо предприятие имеет название, под которым оно выполняет свои обязанности, отчуждает имущество. Каждое предприятие, участвуя в общественном разделении труда, вступает в отношения с другими предприятиями, покупая комплектующие изделия, сырье, предоставляя и получая услуги; государством, уплачивая налоги в бюджет и др.; банками, получая кредиты и уплачивая проценты по ним. 
    Кроме того, на предприятии происходит единичное разделение труда. В зависимости от технологического процесса производства, размера предприятия на нем функционируют основные, вспомогательные цеха, участки, разные службы, отделы. Такое разделение труда осуществляется по профессиям, специальностям. Предприятие вступает в отношения кооперации, специализации, комбинирования с другими предприятиями, то есть является важным звеном технико-экономических отношений. 
    Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) установил возможность создания предприятий различных организационно-правовых форм. В каждом конкретном случае предпринимателю предоставляется юридическое право создать предприятие, в наибольшей степени отвечающее его экономическим интересам. Каждой форме предприятия в определенных условиях свойственны как несомненные достоинства, так и недостатки. 
Выбор той или иной организационно-правовой или организационно-экономической формы предприятия зависит от многих факторов, совокупность которых обязательно учитывается при создании нового предпринимательского дела. К наиболее существенным факторам можно отнести: преследуемую цель будущего производства; возможности и пути реализации этой цели; способ формирования стартового капитала; масштабы будущего производства, тип и методы организации производственных процессов; принимаемую систему управления будущим предприятием; принятую форму собственности имущества и др. 
Кроме критерия собственности, существуют также другие критерии классификации предприятий. Так, по наличию власти на рынке они делятся на конкурентные, олигопольные и монопольные. По характеру экономической деятельности — на производственные, торговые, финансово-кредитные, посреднические, научно-производственные и др. Последняя классификация в значительной мере совпадает с отраслевой принадлежностью предприятий.       По сферам деятельности выделяются местные, региональные, национальные, международные предприятия. По количественным показателям — малые, средние и большие. По критерию доминирующего фактора производства различают наукоемкие, фондоемкие, трудоемкие и т. д. 
    Предприятие — производственно-хозяйствующая система. Каждое предприятие, независимо от того, большое оно или малое, функционируя для достижения вполне определенной цели — извлечения из своей деятельности необходимой прибыли, имеет конкретную организационно-производственную структуру.  
    Но для того, чтобы этот процесс запустить, нужно организовать и постоянно поддерживать производство. Эту комплексную и важную функцию выполняет организация производства. Организация производства есть комплекс мер по обеспечению совместного функционирования во времени и пространстве живого труда, средств производства и самого управления, объединенных в скоординированный производственный процесс изготовления и реализации определенного продукта. 
    Таким образом, предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся производителем товаров и услуг, основным рыночным агентом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. 
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам. 
     В практике сложились типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы. 
Значительными преимуществами по сравнению с крупными предприятиями обладают малые предприятия. Им свойственны высокая динамичность, маневренность, конкурсный характер производства и его демократизация. Малые предприятия создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов. Во всех развитых странах мира количественно преобладают малые предприятия, причем, к ним относят разные по величине предприятия. В США, например, это предприятия, на которых занято до 500 работников. 
      Основные проблемы начинающих предпринимателей: поиск своей «хозяйственной ниши», определение специализации предприятия. Предприниматель должен уметь тщательно подготовить дело, организовать производство, реализовать продукт. Он должен уметь оценивать конкретные рыночные ситуации, делать правильный выбор. Путь перехода от авторитарного к демократическому государству  оказался нелегким. Не менее трудным  явился  процесс  освоения  рыночных  институтов. Первые  10  лет   преобразований   не   принесли   ожидаемых   экономических результатов.  Производство  в  стране  сократилось  вдвое,  а  в   отдельных отраслях, таких, как, например, легкая промышленность, — в 6—7  раз.  Тяжело отразился на  положении  страны  развал  СССР,  последствием  которого  стал разрыв хозяйственных связей, 10-летний опыт отечественных рыночных  реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют,  что  сделать  существенный рывок в экономике невозможно без развития предпринимательства.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Андреева Н.К., Плисова Е.И. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». Самара 2004.

2. Блинов А.0. Малое предпринимательство.  Организационные и правовые основы деятельности. — М.: Ось, 1998.

3. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов.―М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.

4. Экономика /Под ред. А.Булатова.– М.: Издательство БЕК, 2003..

5. Бусыгин А. Предпринимательство: начальный курс. - М, норма, 2002.

6. Волков О.И., Экономика предприятия, -М., ИНФРА-М, 2003. 
7. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России/ «Малое предприятие» №11, 2002.

8. Экономика предприятия:  Учебник для вузов/Под ред.  проф.  В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп.  -  М.:  ЮНИТИ- ДАНА, 2000.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. - М.:  ИН-ФРА-М- Норма, 1996.

10. Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательства – М: Софит, 2004

11. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / "Российская газета" № 30, 2002

12. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание / "Финансовая Россия" № 2, 2002

13. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000

14. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок/Пер, с англ. - М.: 000 «Издательство АСТ»,2000.

15. Коуз Р. Природа фирмы / В кн.: Коуз Р. Предприятие, рынок и право. М., 1993. Гл. 2.

16. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты ИНФРА-М, 2000

17. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., КрутикА.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. Учеб. пособие для  вузов.  -2-е  изд., перераб. и доп. - СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999.

18. Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 11—13. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. 
19. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России — М., 2000.

20. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике / "Экономическая газета" № 20, 2003

21. Савченко В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 2003, №9. 
22. Сергеев И.В., Экономика предприятия Издание 2-е, -М., Финансы и статистика, 2000.

23.Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000—2001 годы.

24. Пелиха А. С. Организация предпринимательской деятельности. Москва – Ростов-на-Дону.,2004

Информация о работе Предпринимательство в России