Предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:23, реферат

Описание

Период, последовавший за революциями 1917 г. (исключая годы НЭПа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в облас¬ти формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к дина¬мично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы».

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 148.08 Кб (Скачать документ)

Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в булочную не придут покупатели, то она разорится, поэтому ее владелец и ее работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента товара и их рекламе. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных покупателей  и привлечению новых, а в итоге  – обеспечивают рост прибыли

Кроме того, участие в  малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать  активность и трудоспособность миллионов  граждан, наполнить рынок нужными  товарами и услугами.

Малое предприятие имеет  ряд особенностей:

  • работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;
  • в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь
  • высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;
  • нововведения руководителя быстро реализуется.

К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:

  • возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);
  • возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
  • создание новых рабочих мест;
  • небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями, как следствие, более низкие накладные расходы;
  • возрождение подсобных производств и народных ремесел;
  • содействие экономическому и социальному развитию малых предприятий и небольших населенных пунктов.

     Все малые  предприятия можно разделить  на две группы:

  1. «помощники» крупного предприятия;
  2. самостоятельные, ориентирующиеся на индивидуальные услуги.

Предприятие - «помощник» крупного завода может изготавливать конкретную деталь и узел, осуществлять (при  необходимости) ремонт оборудования, быть посредником при продаже продукции. Успехи такого малого предприятия зависят  от достижений обслуживаемого завода. Автомобильный завод имеет более 1000 партнеров – малых предприятий.

«Субъекты малого предпринимательства - это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В зависимости от рода деятельности этих организаций максимальная численность персонала ограничена: в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек; в оптовой торговле – 50; в промышленности – 100; в сельском хозяйстве – 60; на транспорте – 100; в научно-технической сфере – 60; в других видах деятельности – 50 человек»12.

Субъектами малого предпринимательства  являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.     

С учетом особенностей работы малых предприятий можно разделить  на две группы: традиционные и инновационные.

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшую сумму прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются «проводником» нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя.

При учреждении малого предприятия  используют одну из перечисленных форм:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • общество с дополнительной ответственностью.

 

 

Для выпуска ряда товаров  и оказания услуг требуется наличие сертификата. К сертифицируемым товарам и услугам относятся: автомобили, телерадиоаппаратура, бытовая техника, продукты питания, посуда, товары для детей, ремонт автомобилей и мотоциклов, выпуск ваты, бинтов, медицинских приборов и др. Сертификация производится специальными организациями на основе соответствующих испытаний и лабораторных исследований. Предприятие, сертифицирующее свою продукцию, обязано маркировать соответствующим знаком тару, упаковку и товарно-сопроводительную документацию

 

  1. Основные этапы малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России.

В современной  России на протяжении последних лет  становление малого предпринимательства  проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь  общества.

Сегодня каждый гражданин  России в той или иной степени  столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для  решения социально-экономических  проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в  России не стало еще конкурентоспособным  сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и  все усилия, направленные на поддержание  малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

Предыстория развития современного малого предпринимательства связана  с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества.

Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан  на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан  и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных  промыслов, сельского хозяйства  и бытового обслуживания.

Однако «преобладание крупных предприятий, управление всеми другими предприятиями как крупными, отсутствие дифференцированного подхода в определении места и роли различных предприятий в экономике страны снижало эффективность деятельности существующих малых предприятий. Фактическое отсутствие естественного конкурентного механизма функционирования предприятий в экономике обедняло советский товарный рынок. Такое положение наряду с другими социально-экономическими проблемами привело к необходимости использования кооперативной формы в качестве малого предпринимательства в условиях реформирования экономики в 80-е годы». 13

Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 году Закон  «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий  с участием иностранного капитала (1987 год).

В ноябре 1986 года и мае 1988 года закон легализует частную предпринимательскую  деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Начался  рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию с принятием  Закона «О кооперации» (1988 год). В этом законе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической  политике, так как закон выражал  и брал под защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм. С принятием  этого закона начинает расширяться  сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением  аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для  формирования фермерства, которое однако не получило широкого развития.

В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В  этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий  и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.

В 1989 году прошел I Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в  сфере производства товаров и  услуг. На этом съезде был организован  «Союз кооперативов СССР в сфере  производства и услуг». Союз определил  своей главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла  оздоровить ее. Необходимость ограждения кооперации от случайных и недобросовестных людей, преступных элементов, ринувшихся в новую экономику ради наживы, — была выдвинута как одна из важнейших задач этого процесса.

«Конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране и охарактеризовать его однозначно по этой причине трудно. Складывается впечатление, что «одна рука созидала, а другая разрушала». В самом деле, с одной стороны, предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, с другой стороны, существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений, прежде всего, мелкого частного хозяйства. С одной стороны, наблюдалось интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства). С другой стороны, имело место отсутствие гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя. Ужесточение и регламентация, а то и запрещение деятельности кооперативов привели к усилению теневого сектора экономики. В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет, хотя именно эта форма соответствует сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя, весьма перспективна вообще и чрезвычайно активно используется всеми странами с развитым рыночным механизмом хозяйствования. Конечно, притеснение кооперативов в тот период можно объяснить и тем, что они продемонстрировали в некоторых случаях нечистоплотность в хозяйственной деятельности, приоритет краткосрочных интересов над долгосрочными перспективами и т.п. Однако во многом это объяснялось объективными причинами — не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе. Аналогичную участь постигла и индивидуальная трудовая деятельность»14.

Для функционирования индивидуальной трудовой деятельности (ИТД) как важнейшей  формы малого предпринимательства  необходима развитая рыночная экономическая  система, которой в конце 80-х —  начале 90-х еще не сформировалось, да и не могло сформироваться.

Начало 90-х годов характеризуется  дальнейшим ростом внимания широкой  общественности и экономистов к  возможностям малого предпринимательства  как важнейшего фактора формирования рыночных отношений. Появляется ряд  основополагающих документов: Постановление  СМ СССР №790 «О мерах по созданию и  развитию малых предприятий» от 08.08.1990 г., Постановление СМ РСФСР «О мерах  по поддержке и развитию малых  предприятий в РСФСР» от 18.07.1991 г. № 404. Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства. Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-х годов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малых предприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности выхода на внешний рынок, что способствует появлению оффшорных предприятий; предусматриваются ряд льгот по материально-техническому снабжению для малых предприятий. В результате предпринятых государством мер в этот период наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности, которая сопровождалась быстрым и легким накоплением капиталов, активной деятельностью в торгово-посреднической сфере. Такие хозяйственные преобразования позволили удовлетворить спрос населения на дефицитные тогда товары широкого потребления, бытовые услуги и общественное питание. Тем не менее, на малые предприятия начинает оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28% НДС, 35% налог на прибыль, от 50% и выше — на коммерческий кредит. Еще одной характерной чертой этого, в общем-то, благополучного периода для малого бизнеса было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

В условиях проведения радикальных  рыночных реформ малое предпринимательство  прошло следующие этапы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1992—1994 гг.

Этот этап характеризуется  продвижением вперед в понимании  сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства  в создании конкурентоспособной  экономической среды новой хозяйственной  системы. Вызревают контуры концепции  поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных  мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства  РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических  реформ» № 272 от 22.02.1993 г., Приказ федеральной  службы занятости России «Об утверждении  положения о порядке работы органов  службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление  Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых  вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г., Постановление Правительства  РФ «О сети региональных агентств поддержки  малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства  признается одним из важнейших направлений  экономической реформы; устанавливаются  отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается  освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов  на прибыль малых предприятий  в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных  ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления  и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных  средств, предполагается страхование  программ с высокой степенью риска  из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.

Информация о работе Предпринимательство в России