Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:23, реферат
Период, последовавший за революциями 1917 г. (исключая годы НЭПа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в облас¬ти формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к дина¬мично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы».
Во-первых, планируется реструктуризация банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с субъектами малого бизнеса. До сих пор на практике получить кредит было очень трудно. Если в странах с развитой рыночной экономикой кредит предоставляется долгосрочный, то у нас — краткосрочный (не более одного месяца) при предоставлении залога (недвижимости) и высокой процентной ставки.
Высокая доля банкротств малых
предприятий заставляет внешних
инвесторов вообще не предоставлять
ссуды или предоставлять под
высокий процент на очень жестких
условиях возврата. В результате получается,
что частные источники
Во-вторых, «необходимо создание гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий. Требует усиления деятельность федеральных и региональных фондов поддержки малого предпринимательства на залогово-гарантийном обеспечении перспективных предприятий. Вообще целесообразно переходить от прямого кредитования малого предпринимательства к гарантии. Возможно создание гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу отечественного малого бизнеса с учетом иностранного капитала. Перспективным инвестором малого предпринимательства должно стать крупное производство — промышленные гиганты. Государству необходимо всячески стимулировать такого рода финансирование, предоставляя льготные условия функционирования фондов, создаваемых для целей финансирования малого бизнеса крупными промышленными гигантами с помощью субподрядных, контрактных, арендных отношений. В результате возросла бы конкуренция между малыми предприятиями за контракты с корпорациями». 18
В-третьих, перспективно и современно широкое использование различных форм финансирования лизинга и схем проведение лизинговых операций. Главное и основное преимущество лизинга в том, что, начиная свое дело, предприниматель может располагать лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию в этом случае предоставляется необходимое оборудование. Это — особо актуально, так как многие малые предприятия все еще остаются предприятиями с примитивными средствами производства. Способствовать оснащению малых предприятий современным оборудованием и технологиями легче и надежнее всего с помощью лизинга.
В-четвертых, снять многие проблемы кредитования малого бизнеса могло бы создание системы специальных банков — местных, муниципальных, при деятельном участии государства. Не открыты у нас в стране широкие возможности и для кооперативных банков и обществ взаимного кредитования. Государству необходимо создавать условия для самоорганизации кредитных ассоциаций малых предприятий и других форм накопления и целевого использования временно свободных средств малых предприятий. Необходимо также освободить от налогов средства, перечисляемые в общества взаимного кредитования.
Для того, чтобы облегчить финансовое обеспечение малого предпринимательства, необходимо обратить внимание на следующее. Финансовая поддержка, субвенции должны быть гибкими, дифференцированными. Приоритетным должно стать стимулирование деятельности малых предприятий в сфере научных разработок, сфере высоких технологий. Малые предприятия в своей деятельности должны более эффективно использовать и внутренние источники финансирования, такие как прибыль и амортизационные отчисления.
В-пятых, в сфере торговли и услуг значительное распространение получила система договорных отношений — франчайзинг — форма хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса, которая весьма эффективно используется в рыночной экономике всех развитых стран.
В-шестых, современный этап развития малого предпринимательства предполагает участие малых предприятий в поставке продукции для государственных нужд. Приоритетным здесь может быть стимулирование деятельности малых предприятий в сфере научных разработок, сфере высоких технологий.
Постановление Правительства
РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе
мер по развитию и государственной
поддержке малых предприятий
в сфере материального
Однако инновационная
деятельность предпринимателя в
современных условиях оставляет
желать много лучшего, так как
она невозможна без инвестирования
этой деятельности. Государство предпринимает
определенные попытки оздоровления
ситуации в этой области. Так, уточнена
схема смешанного инвестирования для
привлечения инвестиций в инновационные
проекты, определено участие государства
в процессе инвестирования в форме
разделения рисков инноваций и предоставления
необходимых гарантий, разработана
программа первоочередных мер по
развитию и государственной поддержке
инновационной деятельности в промышленности.
Понимание необходимости
Следующим важнейшим направлением
новой Программы является внедрение
в хозяйственную практику эффективных
мероприятий по научно-методическому
и кадровому обеспечению, а также
взаимодействие со средствами массовой
информации и пропаганды. Остается
актуальным международное сотрудничество
в сфере малого предпринимательства.
Спектр деятельности в этом направлении
очень богат. Прежде всего, предусматривается
совершенствование системы
Развитие прогрессивных
финансовых технологий малого предпринимательства,
совершенствование нормативного и
правового обеспечения, повышение
эффективности использования
Программа микрофинансирования,
осуществляемая структурами ЕБРР, в
том числе Российским банком проектного
финансирования, будет направлена на
разработку и применение современных
форм сотрудничества с отечественными
и зарубежными банками и
Направления развития малого
предпринимательства
3.Развитие малого предпринимательства в Российской федерации.
В 1991 г. в нашей стране был принят Закон о собственности, который предоставил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использовали» своих способностей и имущества для осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Таблица 2- мониторинг деятельности малых предприятий РФ в 2000 г :
Экономи- ческий район |
Число малых пред- приятий, чел. |
Средне- списоч- ная чис- леность работ- ников, тыс. чел. |
Средняя численность, тыс. чел. |
Объем произве- денной продук- ции (работ, услуг) млн. руб. |
Инвести- ции в ос- новной капитал, млн. руб. | ||
совме- стителей |
Работаю- щих по договорам | ||||||
Северный |
21,7 |
178,7 |
11,0 |
19,4 |
28620,5 |
669,2 | |
Северо- Западный |
127,0 |
797,9 |
76,8 |
41,8 |
56782,6 |
2993,1 | |
Централь- ный |
281,9 |
2148,7 |
244,5 |
155,2 |
172516,2 |
9192,7 | |
Волго- Вятский |
27,8 |
274,7 |
25,3 |
16,8 |
26238,3 |
660,5 | |
Централь- но - Черно- земный |
26,2 |
245,9 |
17,3 |
3,2 |
15410,8 |
576,0 | |
Поволжский |
83,1 |
574,1 |
56,4 |
29,3 |
61163,0 |
2173,6 | |
Северо- Кавказкий |
64,8 |
527,1 |
41,5 |
19,1 |
47610,0 |
2119,0 | |
Уральский |
81,7 |
625,5 |
58,4 |
42,1 |
66111,4 |
3192,4 | |
Западно-Сибирский |
86,7 |
638,2 |
48,1 |
39,2 |
88587,9 |
7398,2 | |
Восточно- Сибирский |
37,6 |
298,9 |
16,0 |
14,5 |
29658,6 |
1563,9 | |
Дальне- Восточный |
41,4 |
269,4 |
21,2 |
23,2 |
41213,2 |
1169,3 | |
Калинин- градская область |
7,6 |
51,5 |
4,7 |
2,9 |
4761,9 |
192,8 |
В принятых в Российской
Федерации в течение 1991 - 1995 гг. законодательных
и нормативных актах
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Основными задачами агентства являются содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций.
В России действует примерно один миллион малых предприятий.
Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержки
Наибольшее количество малых предприятий успешно работает в сфере капитального ремонта автомобилей и ремонта автомобильных двигателей. За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики и др.
Потенциал малого бизнеса
остается нереализованным. Существуют
серьезные экономические и
«Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании».19
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.