Предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:23, реферат

Описание

Период, последовавший за революциями 1917 г. (исключая годы НЭПа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в облас¬ти формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к дина¬мично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы».

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 148.08 Кб (Скачать документ)

Во-первых, планируется реструктуризация банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с субъектами малого бизнеса. До сих пор на практике получить кредит было очень трудно. Если в странах с развитой рыночной экономикой кредит предоставляется долгосрочный, то у нас — краткосрочный (не более одного месяца) при предоставлении залога (недвижимости) и высокой процентной ставки.

Высокая доля банкротств малых  предприятий заставляет внешних  инвесторов вообще не предоставлять  ссуды или предоставлять под  высокий процент на очень жестких  условиях возврата. В результате получается, что частные источники финансирования, как правило, недоступны малому бизнесу.

Во-вторых, «необходимо создание гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий. Требует усиления деятельность федеральных и региональных фондов поддержки малого предпринимательства на залогово-гарантийном обеспечении перспективных предприятий. Вообще целесообразно переходить от прямого кредитования малого предпринимательства к гарантии. Возможно создание гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу отечественного малого бизнеса с учетом иностранного капитала. Перспективным инвестором малого предпринимательства должно стать крупное производство — промышленные гиганты. Государству необходимо всячески стимулировать такого рода финансирование, предоставляя льготные условия функционирования фондов, создаваемых для целей финансирования малого бизнеса крупными промышленными гигантами с помощью субподрядных, контрактных, арендных отношений. В результате возросла бы конкуренция между малыми предприятиями за контракты с корпорациями». 18

В-третьих, перспективно и современно широкое использование различных форм финансирования лизинга и схем проведение лизинговых операций. Главное и основное преимущество лизинга в том, что, начиная свое дело, предприниматель может располагать лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию в этом случае предоставляется необходимое оборудование. Это — особо актуально, так как многие малые предприятия все еще остаются предприятиями с примитивными средствами производства. Способствовать оснащению малых предприятий современным оборудованием и технологиями легче и надежнее всего с помощью лизинга.

В-четвертых, снять многие проблемы кредитования малого бизнеса могло бы создание системы специальных банков — местных, муниципальных, при деятельном участии государства. Не открыты у нас в стране широкие возможности и для кооперативных банков и обществ взаимного кредитования. Государству необходимо создавать условия для самоорганизации кредитных ассоциаций малых предприятий и других форм накопления и целевого использования временно свободных средств малых предприятий. Необходимо также освободить от налогов средства, перечисляемые в общества взаимного кредитования.

Для того, чтобы облегчить  финансовое обеспечение малого предпринимательства, необходимо обратить внимание на следующее. Финансовая поддержка, субвенции должны быть гибкими, дифференцированными. Приоритетным должно стать стимулирование деятельности малых предприятий в сфере  научных разработок, сфере высоких  технологий. Малые предприятия в  своей деятельности должны более  эффективно использовать и внутренние источники финансирования, такие  как прибыль и амортизационные  отчисления.

В-пятых, в сфере торговли и услуг значительное распространение получила система договорных отношений — франчайзинг — форма хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса, которая весьма эффективно используется в рыночной экономике всех развитых стран.

В-шестых, современный этап развития малого предпринимательства предполагает участие малых предприятий в поставке продукции для государственных нужд. Приоритетным здесь может быть стимулирование деятельности малых предприятий в сфере научных разработок, сфере высоких технологий.

Постановление Правительства  РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе  мер по развитию и государственной  поддержке малых предприятий  в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»  выдвигает материальное производство как важнейшую сферу деятельности малых предприятий. Причем ставится задача по содействию их инновационной  деятельности и устанавливается, что  государственная поддержка оказывается  в приоритетном порядке малым  предприятиям, осуществляющих производственную и инновационную деятельность в  машиностроении и металлообработке; микробиологической, медицинской и  биотехнологической отраслях промышленности; в электронной промышленности; в  деревообрабатывающей промышленности; стройиндустрии, а также в пищевой  промышленности, переработке, хранении и упаковке сельскохозяйственной и  пищевой продукции; производстве товаров  народного потребления. Инновационное  предпри- нимательство — это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность  отечественной продукции и выход  экономики из тяжелейшего кризиса.

Однако инновационная  деятельность предпринимателя в  современных условиях оставляет  желать много лучшего, так как  она невозможна без инвестирования этой деятельности. Государство предпринимает  определенные попытки оздоровления ситуации в этой области. Так, уточнена схема смешанного инвестирования для  привлечения инвестиций в инновационные  проекты, определено участие государства  в процессе инвестирования в форме  разделения рисков инноваций и предоставления необходимых гарантий, разработана  программа первоочередных мер по развитию и государственной поддержке  инновационной деятельности в промышленности. Понимание необходимости инновационного предпринимательства приводит к  активному внедрению в практику хозяйствования венчурного капитала —  эффективной действенной формы  инвестирования инноваций.

Следующим важнейшим направлением новой Программы является внедрение  в хозяйственную практику эффективных  мероприятий по научно-методическому  и кадровому обеспечению, а также  взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды. Остается актуальным международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства. Спектр деятельности в этом направлении  очень богат. Прежде всего, предусматривается  совершенствование системы государственной  поддержки малого бизнеса на основе изучения и использования опыта  зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Представляет большой научный  и практический интерес опыт государственной  поддержки малого предпринимательства  в таких западноевропейских государствах, как Великобритания, Испания, Италия, Германия, где использование финансовых технологий всегда было важнейшей составляющей их успешного развития. Международное  сотрудничество в сфере малого предпринимательства  предполагает весьма активное участие  в различных международных проектах, с учетом которых возможно выполнение предусмотренных мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса.

Развитие прогрессивных  финансовых технологий малого предпринимательства, совершенствование нормативного и  правового обеспечения, повышение  эффективности использования инфраструктуры малого бизнеса и информационных систем, проведение мониторинга малого предпринимательства в регионах и различных секторах экономики  и др. планируется осуществлять с  учетом проекта Всемирного банка  «Развитие политики регулирования  малых и средних предприятий  в РФ», финансирование которого будет  осуществляться за счет гранта Правительства  Японии, а также в рамках реализации плана действий рабочей группы по малому бизнесу Российско-Американской межправительственной комиссии. Международным  сотрудничеством в области малого предпринимательства предусмотрено  широкое использование проектов ТАСИС, среди которых: «Техническое содействие развитию малого и среднего предпринимательства и предпринимательской  деятельности в бывших моногородах  РФ», «Реформа налогообложения», «Развитие  сети информационного обеспечения  региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса», «Техническое содействие в создании Ресурсного центра малого предпринимательства».

Программа микрофинансирования, осуществляемая структурами ЕБРР, в  том числе Российским банком проектного финансирования, будет направлена на разработку и применение современных  форм сотрудничества с отечественными и зарубежными банками и инвестиционными  фондами в области финансирования малого предпринимательства, а также  создание национальной системы финансирования малого бизнеса на основе предоставления гарантий и развитие механизмов и  структур микрокредитования и страхования  малых предприятий.

Направления развития малого предпринимательства определены, сформулированы приоритеты государственной поддержки  на ближайшее будущее. Программа  предусматривает восстановление утраченного  в результате августовских событий 1998 г. потенциала отечественного малого предпринимательства. Государственной  поддержкой будет охвачено до 250 тыс. малых предприятий, число рабочих  мест в этой сфере вновь будет  доведено до 8,5 млн. человек, а доля малого предпринимательства в ВВП будет  составлять 12 процентов.

 

 

 

3.Развитие малого предпринимательства в Российской федерации.

 

В 1991 г. в нашей стране был принят Закон о собственности, который предоставил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использовали» своих способностей и имущества для осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Таблица 2- мониторинг деятельности малых предприятий РФ в 2000 г :

 

 

Экономи-

ческий

район

 

Число малых пред-

приятий,

чел.

Средне-

списоч-

ная чис-

леность

работ-

ников,

тыс. чел.

Средняя

численность,

тыс. чел.

Объем

произве-

денной

продук-

ции

(работ,

услуг)

млн. руб.

 

Инвести-

ции в ос-

новной

капитал,

млн. руб.

 

совме-

стителей

Работаю-

щих по договорам

Северный

21,7

178,7

11,0

19,4

28620,5

669,2

Северо-

Западный

127,0

797,9

76,8

41,8

56782,6

2993,1

Централь-

ный

281,9

2148,7

244,5

155,2

172516,2

9192,7

Волго-

Вятский

27,8

274,7

25,3

16,8

26238,3

660,5

Централь-

но - Черно-

земный

26,2

245,9

17,3

3,2

15410,8

576,0

Поволжский

83,1

574,1

56,4

29,3

61163,0

2173,6

Северо-

Кавказкий

64,8

527,1

41,5

19,1

47610,0

2119,0

Уральский

81,7

625,5

58,4

42,1

66111,4

3192,4

Западно-Сибирский

86,7

638,2

48,1

39,2

88587,9

7398,2

Восточно-

Сибирский

37,6

298,9

16,0

14,5

29658,6

1563,9

Дальне-

Восточный

41,4

269,4

21,2

23,2

41213,2

1169,3

Калинин-

градская

область

7,6

51,5

4,7

2,9

4761,9

192,8




 

 

 

 

 

 

 

 

В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг. законодательных  и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства  является одним из направлений экономической  реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка  товарами и услугами, созданию новых  рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Российское агентство  поддержки малого и среднего бизнеса  создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Основными задачами агентства являются содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций.

В России действует примерно один миллион малых предприятий.

Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержки предпринимательства  провело мониторинг деятельности предприятий  в 2000г. (таблица.).

    Наибольшее количество малых предприятий успешно работает в сфере капитального ремонта автомобилей и ремонта автомобильных двигателей. За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Потенциал малого предпринимательства

Потенциал малого бизнеса  остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий  на рынок и развития их деятельности.

«Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании».19

Ориентируясь преимущественно  на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность  за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических  реформ. Иначе говоря, мнение и позиция  представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.

Информация о работе Предпринимательство в России