Большие надежды возлагались
и на Федеральный закон «Об
упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства» от 29.12.1995
года № 222-Ф3, принятого в развитии
Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-Ф3
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ».
Регионом-первопроходцем в
деле развития малого бизнеса является
Москва. Доля московских предприятий
в общем числе МП равна 20%. В
столице была принята Московская
Программа развития малого предпринимательства
на 1996—1997 годы, в которой определены
следующие приоритеты:
- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
- производство товаров народного потребления;
- производство лекарственных препаратов и медтехники;
- оказание различных видов услуг;
- общественное питание;
- строительство;
- инновационная и природоохранительная деятельность.
«В 1996 году на поддержку предпринимательства
выделено 235 млрд. руб. Доля налоговых поступлений
от малых предприятий в некоторых префектурах
достигает 80%. Правительство Москвы принимает
решение создать специальный гарантийный
фонд в размере 20 млрд. руб., который компенсировал
бы разницу процентов по кредитам, выдаваемым
начинающим предпринимателям. 1-го сентября
1996 года мэр Москвы выдвинул предложение
о возрождении ремесленничества в столице.
В этот период продолжает активную
деятельность Европейский банк реконструкции
и развития. Так, в орбиту его деятельности
по поддержке малого предпринимательства
включается осенью 1996 года банк «Российский
кредит». Этот банк подписал кредитное
соглашение по программе «Малый бизнес
в России». Соглашение дает возможность
всем, кто работает в сфере малого
бизнеса, получить кредит по ставкам
ниже рыночных». 17
Результативна была деятельность
Фонда содействия развитию малых
форм предприятий в научно-технической
сфере. К середине 1997 года этот Фонд
профинансировал 625 инновационных проектов,
отобранных на конкурсной основе из 1873
обратившихся малых предприятий. Фонд
содействия профинансировал следующие
проекты малых предприятий:
Фармакология
и медицинская техника — 24%
- производство повязки «Свиндерм» для лечения ожогов и ран без рубцов;
- производство компьютерного оптического томографа для диагностики микронеоднородностей биоткани;
- производство высокоточных коррегирующих очковых линз со сложной поверхностью;
- производство силиконовых протезов грудных желез;
- производство кардиомониторов;
- переносные термоконтейнеры для временного хранения крови и ее транспортировки.
Станкостроение
и приборостроение — 12%
- производство высоко-частотных гидромолотов;
- производство цифрового пирометра для тепловой диагностики и дефектоскопии;
- производство установки для вакуумно-плазменного напыления;
- производство малогабаритных широкоуниверсальных металлообрабатывающих станков ЕРТЭН;
- упаковочное оборудование.
Экология
— 16%
- создание комплекса приборов экологического мониторинга воздушного бассейна;
- производство комплекса средств защиты от электромагнитных излучений;
- производство энергетических установок мощностью от 2 до 50 квт, работающих от энергии ветра;
- производство мембранных приборов для очистки воды;
- производство дозиметров;
- создание стендов тонкой очистки жидкости;
- производство опреснителя морской воды.
Электроника
— 6,4%
- производство солнечных аккумуляторных батарей для бытовой техники;
- производство модемов и видеотерминалов;
- производство монохромотических генераторов субмиллиметрового диапазона с электронной перестройкой частот;
- производство радиостанции УКВ-диапазона.
Новые
материалы — 3%
- производство суспензионного пенополистирола;
- производство изделий из дисперсно-упроченной меди;
- производство алкоксидов металлов.
Товары
народного потребления. Сельское хозяйство,
легкая и пищевая промышленность
— 24%
- пошив специальной одежды;
- внедрение технологии выпуска масла китайского лимонника;
- внедрение технологии переработки топинамбура.
Строительство
— 4%
- создание арочных теплиц;
- производство строительных материалов «стоунит»;
- производство виброимпульсного смесителя приготовления бетона.
Авиастроение
— 1%
- сертификация одноместного самолета;
- создание самолета-амфибии «Аккорд».
Другие
проекты — 7,6%
- производство ленточных проводов и жгутов на их основе.
На финансирование инновационных
проектов, выполняемых малыми предприятиями,
расходуется около 80% бюджета Фонда
содействия. Остальные средства направляются
на финансирование следующих программ:
создание сети инновационно-технологических
центров — 9%, участие в выставках,
рекламе товаров и услуг малых
инновационных предприятий — 1%,
финансирование поисковых исследований
в интересах малых предприятий
— 2%, развитие инфраструктуры трансферта
технологий — 0,5%, вовлечение студенчества
в инновационное предпринимательство
— 0,5%, поддержка консультационно-учебной
деятельности.
Бюджетный голод сказался
и на финансировании Фонда содействия.
Из запланированных 115 млрд. руб. бюджетных
средств Фонд в 1996 году получил 49 млрд.
руб., а это, конечно, сказалось на
эффективности деятельности Фонда,
что выразилось в падении числа
финансируемых проектов с 30—35 из 100
до 20.
Однако второй этап функционирования
малого бизнеса все еще не смог
стать действенным инструментом
экономического роста, политики занятости,
научно-технического прогресса. Малое
производство со своим уникальным предпринимательским
потенциалом все еще остается
аутсайдером на экономическом поле
нашей страны и адекватно не решает
тех проблем в экономике, которые
могли с помощью малого предпринимательства
решаться. Во многом это — не его
вина, а его беда. Такая ситуация
объясняется особенностями общего
состояния отечественной экономики,
которое характеризуется тяжелейшим
кризисом, падением темпов роста, инвестиционным
голодом, развалом хозяйственных связей.
Существенным фактором, мешающим
цивилизованному развитию отечественного
малого предпринимательства, остается
криминальность и криминализация самого
малого бизнеса.
Место и роль малого предпринимательства
определялась тем, что малые предприятия
уже прошли определенный путь развития
и переболели «детскими болезнями
роста». Все эти годы они учились
самостоятельно приспосабливаться
к особенностям рынка, в некоторых
случаях сумели вырабатывать правильную
конкурентоспособную стратегию
поведения. Малые предприятия активно
диверсифицируют хозяйственную
деятельность и усиливают свою инвестиционную
политику. Можно наблюдать сдвиги
и в общей культуре ведения
бизнеса. Происходит активизация деятельности
мелких предприятий в регионах, где
явно созрели условия для эффективного
использования потенциала малого предпринимательства
в интересах экономического роста,
и восстановление хозяйственной, деловой
активности населения во всей стране.
О вкладе малых предприятий
в экономический потенциал страны
в предкризисный 1998 год говорят
следующие показатели. Они в 1996 году
произвели продукции и услуг
более чем на 300 триллионов рублей
(7% от всего объема, а с учетом
предоставляемых услуг и выполняемых
работ предпринимателями без
образования юридического лица —
почти 10%). В 1996 г. бюджеты всех уровней
получили от малых предприятий 36,8 трлн.
руб., в том числе федеральный
бюджет — 15,4 трлн. руб. Высок процент
(86%) собираемости налогов у малых
предприятий. Доля малых предприятий
в ВВП составляет около 12%. По оценке
Госкомстата России, в первом полугодии
1997 года именно за счет расширения промышленного
производства малыми и совместными предприятиями
впервые в промышленности за последние
годы произошел рост производства на 0,8%.
Однако говорить о подлинном
развитии предпринимательства в
России было еще преждевременно. Положение
большинства производителей являлось
монопольным, подлинной конкурентоспособной
среды для деятельности малых
предприятий так и не сформировалось,
особенно в производственной сфере;
по существу не менялось роль государства
в определении ориентиров и приоритетов
предпринимательской деятельности.
Государство все еще находится
на уровне констатации факта о
необходимости поддержки и конструировании
программ поддержки малого предпринимательства.
ТРЕТИЙ ЭТАП: 1999—2001
гг.
Для современного этапа становится
характерным обеспечение благоприятных
условий для развития малого предпринимательства
на основе повышения качества и эффективности
мер государственной поддержки
на федеральном уровне. Именно это
провозглашает своей целью Федеральная
программа государственной поддержки
малого предпринимательства на 2000 —
2001 гг. События августа 1998 года стали
этапной вехой для развития отечественного
малого бизнеса. Малые и средние
предприятия, которые потеряли около
12 млрд. долл., можно считать главными
пострадавшими от августовского
кризиса. По официальным данным, после
августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий
фактически прекратили свою деятельность,
а это значит, что из 877 тыс. предприятий
(количество которых для нашей
страны для создания нормальной конкурентной
среды должно достигать 3—5 млн.) только
600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и
эти предприятия сократили численность
персонала, снизили оплату его труда.
В основе всей системы программных
направлений закладывается комплекс
мероприятий по совершенствованию
нормативно-правовой базы, обеспечивающей
развитие малого предпринимательства.
Этот комплекс мероприятий нацелен
на разработку концепции формирования
правового поля государственной
поддержки малого предпринимательства.
Для этого разрабатываются следующие
первоочередные законы:
- Закон об обществах взаимного страхования создает правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности.
- Закон о фондах поддержки малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Он также нацелен на более эффективное управление системой региональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм.
- Закон об инновационной деятельности направлен на создание устойчивого правового поля и льготных условий для высоко рискованного малого бизнеса с использованием интеллектуальной собственности. Этот закон предусматривает реализацию схем привлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов на развитие малого предпринимательства. И, наконец, он будет содействовать продвижению ценных бумаг на фондовый рынок.
На новом этапе функционирования
малого предпринимательства будет
продолжена работа по обеспечению защиты
интересов работников. В сфере
трудовых отношений на малых предприятиях
накопилось немало проблем. Дополнения
в трудовом законодательстве призваны
строить трудовые отношения на цивилизованном
основании, что в свою очередь
позволит снять определенное негативное
отношение к этому сектору
экономики.
Целый пакет поправок касается
упрощения системы налогообложения,
учета и отчетности субъектов
малого предпринимательства, а также
совершенствования порядка выделения
финансовых средств на реализацию Федеральной
программы государственной поддержки
малого предпринимательства.
Весь комплекс задач, означенный
в Программе, вытекает из акцента
на повышение качества и эффективности
мер государственной поддержки.
Стержневой задачей среди прочих
можно считать отработку и
внедрение прогрессивных финансовых
технологий поддержки малых предприятий,
которые обеспечат интеграцию финансовых
механизмов малого предпринимательства
в кредитно-финансовую систему страны.
Эту задачу в условиях дефицитности
бюджетов всех уровней планируется
решать на основе привлечения внебюджетных
источников. Этот принципиальный подход
к развитию малого предпринимательства
на ближайшее будущее предполагает
следующие приоритеты: