Предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:23, реферат

Описание

Период, последовавший за революциями 1917 г. (исключая годы НЭПа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». «Развитие экономики в условиях рыночного хозяйствования и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в облас¬ти формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на федеральном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к дина¬мично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы».

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 148.08 Кб (Скачать документ)

Количественный рост малых  предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс.

В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь 1992 года). Кредитные союзы  как система крупных, средних  и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг. К концу 1993 года в России было зарегистрировано и действовало 15 кредитных  союзов, объединяющих более 3,5 тыс. человек. Во Владимире и Владимирской области  их было 5, в Кемеровской области  — 2, в Москве — 2, в Екатеринбурге  — 2, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Челябинске, Туапсе — по одному. Эти  кредитные союзы регистрировались на основе Закона РФ «О потребительской  кооперации». Общая сумма всех вкладов  превышала 40,5 млн. руб., ссуды пайщикам — 40 млн. руб.

В этот период закладываются  интересные перспективные начинания  в разных регионах страны. С 1992 года успешно функционирует в Приволжье  России Международный торговый караван  «Великий Российский путь» как специфическая  форма поддержки малых предприятий, направленная на развитие инфраструктуры малого предпринимательства, позволяющая  восстанавливать и расширять  хозяйственные связи поволжских регионов с другими субъектами федерации, странами СНГ и зарубежными странами. В результате доля малых предприятий  этого региона (всего Поволжского) в общем числе малых предприятий  страны составляет более 12%.

Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая  в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию «командного  номенклатурного капитализма». Это  полностью отвечает интересам очень  узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких  масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация  цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым  источником капитала для ведения  собственного дела.

«Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой». 15

В ноябре 1994 года была учреждена  Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП).

В 1993 году свою программу  поддержки частного предпринимательства  предлагает Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР). Для этой программы  создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах. Например, в 1994 году Кузбассоцбанк через Томский  филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов. Убедившись в эффективности складывающегося  партнерства, ЕБРР неоднократно увеличивал объемы кредитных линий. К 1997 году в  орбиту кредитования включены филиалы  банка в Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Юрге и головной офис в Кемерове. Это — весьма положительное явление, учитывая специфические сложности  очень важного экономического региона  страны.

ЕБРР на предоставление в  рамках Программы кредитования российскому  малому бизнесу аккредитовал «СБС-Агро». ЕБРР четко определил критерии, которым  должны соответствовать претенденты  на получение кредита. Кредиты не предоставляются малому предприятию, если его деятельность связана с  производством экологически вредной  продукции, алкоголя и табачных изделий, организацией игорных домов (и вообще популяризацией азартных игр), а также  с финансовыми операциями и военным  производством. Предусмотрены и  финансовые условия кредитования. Под  кредит необходимо предоставить обеспечение, в качестве которого может выступать  оборудование заемщика, товары на складе, ценные бумаги, депозиты, драгоценные  металлы или гарантии третьих  лиц. Стандартная процентная ставка по предоставляемым «СБС-Агро» кредитам составляла 17—18% годовых в валюте. К середине 1997 года «СБС-Агро» прокредитовал 600 проектов на сумму 18 миллионов долларов США. Основная доля кредитов была предоставлена  на открытие пекарен, магазинов, мясоперерабатывающих цехов, парикмахерских, стоматологических  кабинетов, ателье, спортивных, тренажерных  залов, несколько меньше — на развитие полиграфического бизнеса, автосервиса, открытие прачечных и ресторанов, около 10% — на наукоемкие производства.

Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону  развития малого предпринимательства  не было сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств  по всем отраслям экономики. Это объясняется  тем, что условия для структурной  перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная  среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Острой общероссийской проблемой остается проблема возвратности кредитов. Кроме  того малые предприятия России просто до сих пор еще не готовы брать  кредиты, так как многие из них  не умеют составить бизнес-планы, не имеют залога и т.п.

На протяжении всего периода  легализации малого предпринимательства  наблюдалась борьба за его курирование  и, прежде всего, за распределение государственных  средств на его поддержку. Многочисленные государственные ведомства, государственные  и общественные организации не стремились объединить свои усилия по поддержке  малого предпринимательства. Не было выработано механизма практической реализации предлагаемых направлений деятельности. Единая программа и соответственно система государственной поддержки  малого предпринимательства в РФ до середины 1994 года отсутствовала.

Картина будет не полной, если не отметить, что наблюдалось  нарастание криминально-уголовного характера  многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием  устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и  уголовного рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался  этапом «проб и ошибок». Однако в  целом сохранялось устойчивое понимание  необходимости развития малого предпринимательства  как важнейшего условия дальнейшего  эффективного экономического развития страны.

ВТОРОЙ ЭТАП: 1995—1998 гг.

На этом этапе отчетливо  прослеживается нацеленность экономической  политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей  стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности  регионам в решении этих проблем.

В 1995 году образовывается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается  разработка и реализация всей международной  помощи в этой области.

Вводится в практику хозяйственной  деятельности новый Гражданский  кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный  закон РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.

В 1995 году положение в  малом предпринимательстве характеризовалось  следующими показателями: малых предприятий  в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. Занятость населения  приведена в табл. 1.

Таблица1 - Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в 1995 г.

 

Отрасль

Среднесписочная численность занятых на МП, тыс. чел.

Отраслевая структура  занятости на МП, в %

Удельный вес  в общей численности занятых  в отрасли, в %

ВСЕГО

8944,8

100

15,7

Промышленность

2589,7

29,0

15,6

Сельское хозяйство 

93,4

1,0

1,3

Строительство

2624,4

29,3

48,5

Транспорт и связь 

185,0

2,1

3,9

Торговля

2235,0

24,6

46,4

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функ- ционирования рынка

320,8

3,6

93,9

ЖКХ, бытовое обслуживание

106,8

1,2

4,7

Наука и научное обслуживание

231,9

2,6

15,8


Государственный комитет  Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства  приводит следующие данные. «На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий стало более 842 тыс. с численностью занятых 8 618 300 человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания — 43%, строительство и промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства. Однако для создания нормальной конкурентной среды малых предприятий должно быть значительно больше». 16

И тем не менее с учетом временно занятых и членов семей  почти 15—18% населения России было связано  с деятельностью малых предприятий.

Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства  РФ от 18.12.1995 г. № 1256).

Цель этой Программы заключается  в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства  в производственной, инновационной  и других сферах экономики. Эта Программа  выдвигает следующие задачи:

  • создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
  • целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства;
  • создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами;
  • поддержка деловой и инновационной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
  • инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего, за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий;
  • широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных разработок в 1994–1995 годах.

Исходя из цели и основных задач в Программе предусматриваются  основные мероприятия, направленные на выполнение всей Программы. Общий объем  финансирования на 1996 г. был определен  в размере 883,35 млрд. руб., в том  числе 707 млрд. руб. — средства от приватизации объектов федеральной собственности  должны были поступить в Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, чего на практике в полном объеме не произошло.

По данным ГКРП России, в  течение 1996–1997 гг. разрабатывалось  более 40 законодательных и нормативных  актов, затрагивающих деятельность малых предприятий. Среди них: «Об  участии субъектов малого предпринимательства  в производстве и поставке продукции  и товаров (услуг) для федеральных  государственных нужд», проекты  Федеральных законов «О торгах на закупку товаров, работ, услуг для  государственных нужд», «О лизинге», «О системе гарантий и поручительств  в сфере малого предпринимательства», «Об обществах взаимного кредитования».

Предпринимались попытки  по поддержке малого предпринимательства  в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области. По оценкам экспертов, в инновационной  сфере функционирует около 120 тыс. малых предприятий с численностью занятых 2,3 млн. чел. Как и во всем мире, часть из них распадается, другие возникают вновь. Однако появились  и устойчиво функционирующие 3–4 года малые предприятия. Тем не менее  предпринимаемые меры коренным образом  не изменили состояние инновационной  деятельности. По-прежнему оставляет  желать лучшего ее результативность. Основными факторами, сдерживающими  инновационную деятельность на малых  промышленных предприятиях, являются недостаток ее собственных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия инвестиций и кредитования. Наметилось некоторое ухудшение  положения и в строительстве, причем здесь основными проблемами становятся, во-первых, неплатежеспособность заказчиков, необеспеченность финансированием, недостатком заказов на работы, а, во-вторых, недостаточное внимание к жилищному и промышленному  строительству.

После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий  в феврале 1996 года выходит Программа  «О первоочередных мерах государственной  поддержки малого предпринимательства  в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной  поддержки малого предпринимательства  в РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно  для развития малого предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса  законодательно гарантирует поступление  государственных средств. Указ называл  конкретные меры реальной поддержки  предпринимательства, среди которых  можно выделить следующие:

  • упрощение процедуры регистрации;
  • введение налоговых льгот для банков, лизинговых и страховых компаний, обслуживающих малый бизнес;
  • перечисление на создание новых рабочих мест 40% бюджета Государственного фонда занятости (начиная с 1997 года);
  • создание гарантийного фонда, в который ежегодно будет отчисляться не менее 200 млн. долларов для инвестиций в российский малый бизнес со стороны иностранных кредитных организаций.

Информация о работе Предпринимательство в России