Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования: комплексное исследование моделей поведение предприятия в различных экономических условиях.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные российской и советской экономических систем, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и вопросы теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия;
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;
Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность предприятия……………………………….…………..4
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….…………………………...6
1.3Классификация предприятий по организационно-правовым формам хозяй-ственной деятельности…………………………………………………………10
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36
Заключение
Список использованных источников
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
Предприятие в трансформационной экономике:
условия деятельности и модели поведения
Содержание
Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность
предприятия……………………………….…………..
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….………………………
1.3Классификация
предприятий по организационно-
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Актуальность исследования. В разное время в России действовали различные экономические модели и деятельность предприятий в этих условиях была различной. В подобных условиях основной задачей, решаемой на уровне предприятия, является поиск наиболее эффективной модели поведения для приспособлению к наиболее эффективному использованию имеющихся ограниченных ресурсов и экономической стабильности предприятия. Наиболее остро эта проблема встает в период проведения реформ, затрагивающих социальные и экономические аспекты общественного устройства. Ведь от того как развивается и функционирует предприятие в экономической системе государства зависит как развивается и функционирует вся экономическая система страны.
Очень важно различать
характерные моменты поведения
предприятий в различных
Объект исследования: поведение предприятия.
Предмет исследования: поведение предприятия в различных экономических системах.
Цель исследования: комплексное
исследование моделей поведение
предприятия в различных
Теоретической и
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные
понятия и вопросы теме
-проанализировать
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;
-проанализировать проблемы предприятий при переходе из плановой экономики к рыночной экономике;
-проанализировать поведение предприятия в современной рыночной экономике.
В процессе исследования были использованы следующие методы: общенаучные методы (синтез, анализ, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, исторический и логический метод и т.д.), аналитический.
1 Понятие предприятия как экономической единицы
1.1 Понятие и сущность предприятия
Предприятие - это самостоятельно
хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный)
в соответствии с действующим
законодательством для
Оно обладает следующими признаками:
-предприятие должно иметь
в своей собственности,
-предприятие отвечает
своим имуществом по
-предприятие выступает
в хозяйственном обороте от
своего имени и имеет право
заключать все виды гражданско-
-предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
-предприятие должно иметь
самостоятельный баланс и
-предприятие должно иметь
свое наименование, содержащее указание
на его организационно-
-по назначению готовой
продукции предприятия делятся
на производящие средства
-по признаку технологической
общности различают
-по признаку размеров
предприятия делятся на
-по специализации и
масштабам производства
-по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.
-по признакам деятельности
различают промышленные
-по формам собственности
различают частные предприятия,
Сущность предприятий
не может быть сведена лишь к формальным
структурам или потокам информации,
к механическим взаимодействиям
или исполнению команд. У предприятий
есть свой облик, культура, традиции и
репутация. Они уверенно развиваются,
когда имеют обоснованную стратегию
и эффективно используют ресурсы. Они
перестраиваются, когда перестают
отвечать избранным целям, погибают,
когда оказываются неспособными
выполнять свои задачи. Не понимая
сущности предприятий и закономерностей
их развития, нельзя ни управлять ими,
ни эффективно использовать их потенциал,
ни осваивать современные
Упрощенный подход к функционированию
предприятий, однобокость в интерпретации
их базисных элементов и свойств
не позволяют в полной мере использовать
их потенциал. Наряду с традиционными
экономическими критериями оценки деятельности
предприятий, основанными на измерении
эффективности использования
Трудно переоценить значение
научного обоснования всех сторон функционирования
предприятия в условиях современной
России, когда происходит радикальная
смена социально-экономических
1.2 Задачи и функции предприятия
Предприниматели создают
в рыночной экономике сектор предприятий.
Предприятия (фирмы), составляющие основу
этого сектора представляют собой
самостоятельные хозяйственные
единицы разных форм собственности,
объединившие экономические ресурсы
для осуществления коммерческой
деятельности. Под последней понимается
деятельность по производству товаров
и оказанию услуг для третьих
лиц, физических и юридических, которая
должна приносить предприятию
Конечной целью деятельности предприятия является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Задача максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.
В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими задачами предприятия прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетво-рительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.[9]
Цикл жизни предприятия
— это определенный период времени,
в течение которого оно обладает
жизнеспособностью на рынке. Типичная
модель жизненного цикла предприятия
представлена четырьмя стадиями (выход
на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая
из которых характеризуется
Первая стадия характеризуй собственно процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Главная задача на этой стадии — выход на рынок и обес- печение стартового уровня продаж.
На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Главной задачей является расширение производственных мощностей, захват рынков.
На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Главная задача — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.
На четвертой стадии происходит
снижение объемов продаж и вместе
с ним сокращение прибыли вплоть
до возникновения убытков (результаты
коммерческой деятельности предприятия
становятся отрицательными). На этой стадии
единственной задачей предприятия
становится либо продолжение его
операций в течение определенного
периода времени для
Минимизация убытков является
оборотной стороной максимизации прибыли
как одной из задач деятельности
предприятия. Эти два понятия
неразрывно связаны между собой.
Однако следует отметить, что, будучи
ориентированной на высокий положительный
результатов краткосрочном
Процветающее предприятие — это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия, владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересо-ванны в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отно-шений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.