Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования: комплексное исследование моделей поведение предприятия в различных экономических условиях.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные российской и советской экономических систем, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и вопросы теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия;
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;
Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность предприятия……………………………….…………..4
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….…………………………...6
1.3Классификация предприятий по организационно-правовым формам хозяй-ственной деятельности…………………………………………………………10
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36
Заключение
Список использованных источников
Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответственность за результаты осуществляемой деятельности. Оно отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных законодательством.
3 Анализ поведения
предприятия в рыночных
3.1 Проблемы перехода
от плановой к рыночной
Кризис советского общества
на рубеже 80-90-х гг. XX в. со всей остротой
проявился и в России. Российская
Федерация вступила в один из сложнейших
периодов в своей истории, связанный
с нарастанием диспропорций в
экономике, разрывом хозяйственных
связей между предприятиями и
регионами, со спадом выпуска продукции
в большинстве отраслей промышленного
производства. Сокращался национальный
доход, ощущалась острая нехватка ресурсов
на многих предприятиях, останавливалось
производство. На рубеже 80-90-х годов
в России со всей остротой проявился
кризис экономики. Он не был циклическим
кризисом перепроизводства как
например мировой экономический
кризис 1929-1932 гг..Кризис российской экономики
особого рода. Его причина - длительное
господство административно-командной
системы, при которой эффективные
экономические стимулы
Такие методы руководства
развитием экономики
Для адаптации предприятий к новым экономическим условиям было необходимо выполнение нескольких условий:
-привлечение стратегических
инвесторов (национальных или иностранных)
-запуск необходимых
-создание необходимых
структур и институтов
Создание указанных условий означает, что создание эффективно функционирующих предприятий как основы рыночной экономики является сложным и относительно длительным процессом. Этот процесс предполагает три главных направления:
Преобразование традиционных государственных предприятий в ак-ционерные и иные общества с разделением функций собственности и управ-ления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро.
Проведение приватизации,
т.е. первичное закрепление и
Формирование параллельно
с преобразованием
Функционирование предприятий всех форм собственности в переходный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, валютной политикой властей, стабильностью налоговой политики и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и последовательностью антимонопольной политики.[7]
3.2 Проблемы развития
предприятия в переходной
Ключевым шагом экономической политики новых российских властей стало решение о либерализации цен, вступившее в силу со 2 января 1992 г. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. С этой целью новые российские власти узаконили уже сложившуюся к тому моменту практику, в рамках которой предприятия выбирали себе партнеров по собственному усмотрению, а не в соответствии с указаниями государственных планов. При этом официальная отмена большинства ограничений произошла не только во внутренней, но и во внешней торговле, т.е. экономические границы были окончательно открыты, в результате чего размер производственных издержек и доходов внутри России стал напрямую зависеть от ценовых соотношений на мировых рынках.
Еще одним направлением реформ, которое новое российское прави-тельство сочло первостепенным, стало проведение форсированной привати-зации. Около 70-80% активов, ранее принадлежавших государству, было приватизировано в течение всего трех лет (1992-1994 гг.). Как следствие, доля госсектора в производстве ВВП сократилась до 38% уже в 1994 г. Причем такая высокая скорость приватизации стала прямым результатом административного давления, которое федеральные власти оказывали на предприятия и регионы.[3]
Однако избранная модель реформ оказалась совершенно нежизнеспособной, что стало ясно практически сразу.
Объемы производства снижались до конца 1998 г., причем в течение 3-4 лет после начала «радикальных реформ» это снижение носило обвальный характер. При этом показатели уровня жизни населения снижались до конца 1999 г.
Программа приватизации готовилась в спешке и практически без обсуждения. Сомнения, критика и альтернативные предложения решительно отвергались или просто оставались без внимания. Авторы приватизационной реформы считали, что сам факт передачи предприятий в частную собственность и максимальная быстрота этого процесса гораздо важнее, чем формы, в которых эта передача осуществляется. При этом идеологическим и политическим аспектам приватизации ее организаторы придавали гораздо большее значение, чем экономической целесообразности.[4]
Ожидалось, что стоит только преодолеть все препятствия и обеспечить свободное развитие предприятий, как экономика очень скоро станет процветающей.
Но поведение промышленных предприятий не оправдало ожиданий реформаторов. Либерализация условий функционирования предприятий не привела к расцвету производительных сил. Наоборот, к многочисленным проблемам прошлого (устаревшие технологии и слабый спрос на инновации, изношенность оборудования, низкая трудовая и производственная дисциплина и др.) добавились новые.
К числу наиболее сложных проблем, вставших перед предприятиями, следует отнести следующие:
1.Стремительный рост цен.
Либерализация цен в начале 1992 года привела к галопирующему увеличению цен на сырье, энергию, комплектующие, рабочую силу и прочие элементы издержек производства. При этом цены на различные элементы издержек менялись очень неравномерно и непредсказуемо. Этот процесс приобрел непрерывный и затяжной характер, постоянно подпитывая экономическую неопределенность, которая стала основным препятствием для нормальной хозяйственной деятельности пред-приятий.(см. табл. 1)
Таблица 1. Индексы по отдельным отраслям экономики в 1990-1998 гг. (в разах к 1990 г.)[15]
Показатель |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Промышленность в целом |
1 |
3,4 |
114,9 |
1149,2 |
3792,4 |
10239,4 |
12860,7 |
13825,2 |
17032,6 |
В том числе: Электроэнергетика |
1 |
2,1 |
115,7 |
1573,7 |
5193,1 |
15579,2 |
21094,2 |
22929,4 |
23525,6 |
Топливная промышленность |
1 |
2,3 |
213,2 |
1556,4 |
4669,3 |
13540,9 |
19011,5 |
21178,8 |
21348,3 |
Черная металлургия |
1 |
3,4 |
123,1 |
1464,7 |
4979,8 |
14441,5 |
16708,8 |
16892,6 |
18835,2 |
Цветная металлургия |
1 |
3,3 |
172,3 |
1136,9 |
4547,7 |
10004,9 |
11205,4 |
11552,8 |
20344,5 |
Маши-ностроение |
1 |
3,1 |
84,3 |
885,4 |
2921,7 |
8180,7 |
10144,1 |
11026,6 |
14246,4 |
Химическая промышлен-ность |
1 |
2,7 |
105,0 |
997,8 |
3592,0 |
9698,5 |
11453,9 |
12015,1 |
14420,5 |
Тарифы на грузопере-возки |
1 |
1,5 |
53,4 |
987,9 |
3457,7 |
9335,7 |
11398,8 |
11501,4 |
13422,2 |
Потреби-тельские цены |
1 |
2,6 |
67,9 |
637,9 |
2041,2 |
4694,8 |
5718,3 |
6347,3 |
11704,4 |
2.Резкое изменение ценовых соотношений в народном хозяйстве. Либерализация внешней торговли, начавшаяся еще в 1989-1990 гг. и резко ускорившаяся в конце 1991 г. – начале 1992 г., значительно повысила степень открытости российской экономики. Поэтому спустя короткое время после освобождения цен мировые рынки стали существенно влиять на динамику стоимости многих российских товаров. В результате цены на товары, пользующиеся спросом за пределами России, и прежде всего, на топливо и сырье, стали расти опережающими темпами. Рост цен на базовые ресурсы резко осложнил положение производителей в большинстве перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, непропорционально быстро увеличив их издержки. Некоторые из этих отраслей (легкая промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство) очень скоро превратились в хронически убыточные.(см. табл. 2)
Таблица 2. Цены производителей некоторых товаров (в разах по отношению к 1990 г.): 1–электроэнергия; 2 – масло подсолнечное; 3 – бензин автомо-бильный. [15].
3.Значительное усиление налогового бремени.
Новая фискальная система наряду с прежними включила в себя ряд ранее не взимавшихся налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.п.). Полный перечень налоговых платежей, введенный в фискальную практику новыми законодательными актами, включал в себя 16 федеральных, 4 республиканских и 16 местных налогов.
4.Разрыв кооперационных связей.
Распад СССР, развал централизованной системы материально-технического снабжения и неплатежеспособность многих партнеров нанесли очень значительный ущерб кооперационным связям предприятий уже в конце 1991 и начале 1992 годов. Это вызвало серьезные сбои в работе российских производителей, во многих случаях весьма жестко технологически связанных с конкретными поставщиками и потребителями. Эта технологическая безальтернативность вела к большим потерям в случае прекращения поставок и вынуждала российские предприятия или искать новые формы установления связей с партнерами, или сокращать производство.
5.Резкий рост транзакционных издержек.
В финансовом смысле исчезновение централизованной системы материально-технического снабжения и дефицит заменяющих ее новых посреднических институтов обернулись для предприятий скачкообразным увеличением их транзакционных издержек. Помимо проблем, связанных с разрушением системы материально-технического снабжения, увеличение транзакционных издержек предприятий было обусловлено быстрым ростом бюрократизма и коррупции в органах государственной власти; неразберихой в гражданском законодательстве; отсутствием нормальной системы экономического арбитража; необходимостью защиты от внеэкономических угроз (прежде всего, от преступных группировок) и т.д.