Предприятие в трансформационной экономике: условия деятельности и модели поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель исследования: комплексное исследование моделей поведение предприятия в различных экономических условиях.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные российской и советской экономических систем, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и вопросы теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия;
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;

Содержание

Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность предприятия……………………………….…………..4
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….…………………………...6
1.3Классификация предприятий по организационно-правовым формам хозяй-ственной деятельности…………………………………………………………10
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36

Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 130.84 Кб (Скачать документ)

Обладая самостоятельностью, предприятие  берет на себя ответственность за результаты осуществляемой деятельности. Оно отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых  обязательств, продажу товаров, пользование  которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных  законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ поведения  предприятия в рыночных условиях  России

3.1 Проблемы перехода  от плановой к рыночной экономике

Кризис советского общества на рубеже 80-90-х гг. XX в. со всей остротой проявился и в России. Российская Федерация вступила в один из сложнейших периодов в своей истории, связанный  с нарастанием диспропорций в  экономике, разрывом хозяйственных  связей между предприятиями и  регионами, со спадом выпуска продукции  в большинстве отраслей промышленного  производства. Сокращался национальный доход, ощущалась острая нехватка ресурсов на многих предприятиях, останавливалось  производство. На рубеже 80-90-х годов  в России со всей остротой проявился  кризис экономики. Он не был циклическим  кризисом перепроизводства  как  например мировой экономический  кризис 1929-1932 гг..Кризис российской экономики  особого рода. Его причина - длительное господство административно-командной  системы, при которой эффективные  экономические стимулы производства были постепенно заменены неэкономическими - приказами, директивами из центра, широко распрост-раненными репрессиями, применявшимися  в 30-40-х годах.[6]

Такие методы руководства  развитием экономики значительно  торм-зили рост производительности труда  во всем народном хозяйстве. Другая причина - тотальное планирование развития государственного и кооператив-ного секторов экономики, которое сковывало  инициативу и самостоятель-ность  предприятий. Предприятия оказались не готовы к самостоятельному планированию как объёмов производства, так и реализации продукции. Высокий уровень конкуренции, неумение учитывать потребности потребителей обусловили сложность проблем определения рассчитываемых факторов. Кроме того, организация сбыта требует налаженных коммерческих связей, специальной квалификации, опыта, в общем, целой отдельной профессиональной структуры или даже бизнеса. И еще одна причина - в стра-не неоправданно затянулся переход от экстенсивной модели развития эконо-мики (за счет эксплуатации природных ресурсов и малоквалифицированного труда) к интенсивной модели - за счет разработки и внедрения новой, ре-сурсосберегающей и безотходной технологии и эффективной техники. В результате экономической политики, проводившейся административно-командной системой, Россия оказалась перегруженной экономически неэффективными предприятиями, производящими средства производства, по сравнению с предприятиями, производящими предметы потребления. Доля первых предприятий и продукции, выпускаемой ими, в общем объеме промышленной продукции значительно выше, чем в других республиках, ранее входивших в СССР. Производство предметов потребления составляло лишь 1/4 часть всей промышленной продукции России, что вдвое ниже уровня многих развитых стран. Такая диспропорция обусловила серьезную зависимость России от ввоза товаров народного потребления из других республик и стран.

Для адаптации предприятий  к новым экономическим условиям было необходимо выполнение нескольких условий:

-привлечение стратегических  инвесторов (национальных или иностранных), способных принести с собой  не только капитал, но и управленческий  опыт, а также помочь выйти  на новые рынки;

-запуск необходимых инвестиционных  проектов;

-создание необходимых  структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала (организационных, правовых инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.

Создание указанных  условий означает, что создание эффективно функционирующих предприятий как основы рыночной экономики является сложным и относительно длительным процессом. Этот процесс предполагает три главных направления:

Преобразование традиционных государственных предприятий в ак-ционерные и иные общества с разделением функций собственности и управ-ления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро.

Проведение приватизации, т.е. первичное закрепление и последующее  перераспределение прав собственности  за юридическими и физическими лицами, требующее более длительного времени и соответствующего законодательного обеспечения этих прав.

Формирование параллельно  с преобразованием государственных предприятий частных предприятий на собственной основе, т.е. за счет капитализации сбережений граждан, а также средств негосударственных предприятий и организаций.

Функционирование предприятий всех форм собственности в переходный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, валютной политикой властей, стабильностью налоговой политики  и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и последовательностью антимонопольной политики.[7]

 

 

3.2 Проблемы развития  предприятия в переходной экономике

Ключевым шагом экономической  политики новых российских властей  стало решение о либерализации цен, вступившее в силу со 2 января 1992 г. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. С этой целью новые российские власти узаконили уже сложившуюся к тому моменту практику, в рамках которой предприятия выбирали себе партнеров по собственному усмотрению, а не в соответствии с указаниями государственных планов. При этом официальная отмена большинства ограничений произошла не только во внутренней, но и во внешней торговле, т.е. экономические границы были окончательно открыты, в результате чего размер производственных издержек и доходов внутри России стал напрямую зависеть от ценовых соотношений на мировых рынках.

Еще одним направлением реформ, которое новое российское прави-тельство сочло первостепенным, стало проведение форсированной привати-зации. Около 70-80% активов, ранее принадлежавших государству, было приватизировано в течение всего трех лет (1992-1994 гг.). Как следствие, доля госсектора в производстве ВВП сократилась до 38% уже в 1994 г. Причем такая высокая скорость приватизации стала прямым результатом административного давления, которое федеральные власти оказывали на предприятия и регионы.[3]

Однако избранная модель реформ оказалась совершенно нежизнеспособной, что стало ясно практически сразу.

Объемы производства снижались  до конца 1998 г., причем в течение 3-4 лет после начала «радикальных реформ» это снижение носило обвальный характер.  При этом показатели уровня жизни населения снижались до конца 1999 г.

Программа приватизации готовилась в спешке и практически без  обсуждения. Сомнения, критика и  альтернативные предложения решительно отвергались или просто оставались без внимания. Авторы приватизационной реформы считали, что сам факт передачи предприятий в частную  собственность и максимальная быстрота этого процесса гораздо важнее, чем  формы, в которых эта передача осуществляется. При этом идеологическим и политическим аспектам приватизации ее организаторы придавали гораздо  большее значение, чем экономической  целесообразности.[4]

Ожидалось, что стоит только преодолеть все препятствия и  обеспечить свободное развитие предприятий, как  экономика очень скоро  станет процветающей.

Но поведение промышленных предприятий не оправдало ожиданий реформаторов. Либерализация условий  функционирования предприятий не привела  к расцвету производительных сил. Наоборот, к многочисленным проблемам прошлого (устаревшие технологии и слабый спрос  на инновации, изношенность оборудования, низкая трудовая и производственная дисциплина и др.) добавились новые.

К числу наиболее сложных  проблем, вставших перед предприятиями, следует отнести следующие:

          1.Стремительный рост цен.

Либерализация цен в начале 1992 года привела к галопирующему  увеличению цен на сырье, энергию, комплектующие, рабочую силу и прочие элементы издержек производства. При этом цены на различные  элементы издержек менялись очень неравномерно и непредсказуемо. Этот процесс приобрел непрерывный и затяжной характер, постоянно подпитывая экономическую  неопределенность, которая стала  основным препятствием для нормальной хозяйственной деятельности пред-приятий.(см. табл. 1)

Таблица 1. Индексы по отдельным  отраслям экономики в 1990-1998 гг. (в  разах к 1990 г.)[15]

 

Показатель

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Промышленность в целом

1

3,4

114,9

1149,2

3792,4

10239,4

12860,7

13825,2

17032,6

В том числе:

Электроэнергетика

1

2,1

115,7

1573,7

5193,1

15579,2

21094,2

22929,4

23525,6

Топливная промышленность

1

2,3

213,2

1556,4

4669,3

13540,9

19011,5

21178,8

21348,3

Черная металлургия

1

3,4

123,1

1464,7

4979,8

14441,5

16708,8

16892,6

18835,2

Цветная металлургия

1

3,3

172,3

1136,9

4547,7

10004,9

11205,4

11552,8

20344,5

Маши-ностроение

1

3,1

84,3

885,4

2921,7

8180,7

10144,1

11026,6

14246,4

Химическая промышлен-ность

1

2,7

105,0

997,8

3592,0

9698,5

11453,9

12015,1

14420,5

Тарифы на грузопере-возки

1

1,5

53,4

987,9

3457,7

9335,7

11398,8

11501,4

13422,2

Потреби-тельские цены

1

2,6

67,9

637,9

2041,2

4694,8

5718,3

6347,3

11704,4


 

2.Резкое изменение ценовых соотношений в народном хозяйстве. Либерализация внешней торговли, начавшаяся еще в 1989-1990 гг. и резко ускорившаяся в конце 1991 г. – начале 1992 г., значительно повысила степень открытости российской экономики. Поэтому спустя короткое время после освобождения цен мировые рынки стали существенно влиять на динамику стоимости многих российских товаров. В результате цены на товары, пользующиеся спросом за пределами России, и прежде всего, на топливо и сырье, стали расти опережающими темпами. Рост цен на базовые ресурсы резко осложнил положение производителей в большинстве перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, непропорционально быстро увеличив их издержки. Некоторые из этих отраслей (легкая промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство) очень скоро превратились в хронически убыточные.(см. табл. 2)

 

Таблица 2. Цены производителей некоторых товаров (в разах по отношению к 1990 г.): 1–электроэнергия; 2 – масло подсолнечное; 3 – бензин автомо-бильный. [15].

3.Значительное усиление налогового бремени.

 Новая фискальная система наряду с прежними включила в себя ряд ранее не взимавшихся налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.п.). Полный перечень налоговых платежей, введенный в фискальную практику новыми законодательными актами, включал в себя 16 федеральных, 4 республиканских и 16 местных налогов.

4.Разрыв кооперационных связей.

 Распад СССР, развал централизованной системы материально-технического снабжения и неплатежеспособность многих партнеров нанесли очень значительный ущерб кооперационным связям предприятий уже в конце 1991 и начале 1992 годов. Это вызвало серьезные сбои в работе российских производителей, во многих случаях весьма жестко технологически связанных с конкретными поставщиками и потребителями. Эта технологическая безальтернативность вела к большим потерям в случае прекращения поставок и вынуждала российские предприятия или искать новые формы установления связей с партнерами, или сокращать производство.

5.Резкий рост транзакционных издержек.

 В финансовом смысле исчезновение централизованной системы материально-технического снабжения и дефицит заменяющих ее новых посреднических институтов обернулись для предприятий скачкообразным увеличением их транзакционных издержек. Помимо проблем, связанных с разрушением системы материально-технического снабжения, увеличение транзакционных издержек предприятий было обусловлено быстрым ростом бюрократизма и коррупции в органах государственной власти; неразберихой в гражданском законодательстве; отсутствием нормальной системы экономического арбитража; необходимостью защиты от внеэкономических угроз (прежде всего, от преступных группировок) и т.д.

Информация о работе Предприятие в трансформационной экономике: условия деятельности и модели поведения