Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования: комплексное исследование моделей поведение предприятия в различных экономических условиях.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные российской и советской экономических систем, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и вопросы теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия;
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;
Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность предприятия……………………………….…………..4
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….…………………………...6
1.3Классификация предприятий по организационно-правовым формам хозяй-ственной деятельности…………………………………………………………10
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36
Заключение
Список использованных источников
Создание ценностей —
это функция предприятия. Процесс
создания ценностей представляет собой
удовлетворение индивидуальных или
групповых потребностей, в результате
чего предприятие добивается общественного
признания своей деятельности. Такое
при знание, в свою очередь, обеспечивает
предприятию возможность
При этом особое место отводится созданию предприятием определенной ценности (блага) для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности. Ценность, созданная предприятием для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Предприятие получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.
Основной инструмент предприятия в создании системы ценностей — это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использовании конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что выигрышно отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке. Оно базируется на конкурентоспособности и обычно связано либо с более высоким, чем у конкурентов, качеством товаров, либо с более низкими издержками их производства. Различают два основных вида рыночной стратегии предприятия. Для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны или выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибылью как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат (стратегия меньших издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли (стратегия дифференциации).
1.3 Классификация
предприятий по организационно-
В мировой практике используются
различные организационно-
Можно классифицировать предприятия по ряду признаков. Так, например, в зависимости от того, какая собственность преобладает: общественная или частная; можно выделить два типа предприятий: [19]
- Государственные и общественные предприятия. Их совокупность представляет общественный сектор экономики.
- Частные предприятия, функционирующие в таких формах как: единоличное владение, товарищества, акционерные общества, смешанные предприятия, в общем, те предприятия, которые представляют частный сектор экономики.
В Российской Федерации все организации
делятся на коммерческие и некоммерческие.
Разница простая: основная цель коммерческих
организаций всегда - извлечение прибыли.
Цель некоммерческих организаций определяется
уставом организации. При этом некоммерческая
организация вполне может заниматься
предпринимательской
Среди коммерческих организаций выделяются следующие:
1. Хозяйственные товарищества и общества (ХТО);
2. Полное товарищество (ПТ): в действующем Гражданском Кодексе полным признается такое хозяйственное товарищество, участники которого, во-первых, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и, во-вторых, субсидиарно несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Особенностью полного товарищества является то обстоятельство, что предпринимательская деятельность его участников признается деятельностью самого товарищества как юридического лица. А также, при недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения из личного имущества любого из участников (или всех их вместе). Таким образом, в полном товариществе не исключается ситуация, когда по сделке заключенной одним из участников, отвечать будут другие участники, причем всем своим имуществом, включая и личное. Поэтому деятельность товарищества основана на лично-доверительных отношениях всех его участников, утрата или изменение которых влекут прекращение деятельности товарищества. Участником полного товарищества могут быть либо индивидуальные предприниматели, либо коммерческие организации. Характерной особенностью полного товарищества, также является тот факт, что конкретное лицо может быть участником только одного полного товарищества.
3.Товарищество на вере (ТВ) или коммандитное товарищество (КТ);
Товарищество на вере, или коммандитное (ТВ) или (КТ), отличается тем, что состоит из двух групп участников. Одни из них осуществляют предпринимательскую деятельность от его имени, иначе говоря, их предпринимательская деятельность считается деятельностью самого товарищества. При этом они несут дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, причем неограниченно и солидарно друг с другом. Таким образом, эта группа участников является полными товарищами и составляет полное товарищество внутри коммандиты. Другая группа участников – вкладчики (коммандитисты) лишь делает вклады в имущество товарищества, но не отвечает своим личным имуществом по его обязательствам. Поскольку вклад любого товарищества или общества становится собственностью данной коммерческой организации, неправильно бы было говорить о том, что ответственность вкладчиков коммандиты ограничена суммой их вкладов. В действительности они вообще не несут никакой имущественной ответственности по долгам товарищества, ибо эти вклады перестали быть их собственностью, а несут лишь риск убытков – утраты своих вкладов.
4.Общество с ограниченной ответственностью (ООО);
признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества с ограниченной ответственностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, общества с ограниченной ответственностью относятся к категории коммерческих организаций, то есть таких, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Сообразуясь с этим положением такие организации (за исключением унитарных предприятий и других предусмотренных законом) обладают общей (универсальной) правоспособностью. Такие юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании разрешения (лицензии). На сегодня основным нормативным актом, устанавливающим такой перечень является Федеральный закон РФ от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” и Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 года № 326 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
В соответствии с Законом, общество с ограниченной ответственностью может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества. [20]
5.Общество с дополнительной ответственностью (ОДО);
признается учрежденное одним
или несколькими лицами общество,
уставный капитал которого разделен
на доли, чьи размеры определяются
учредительными документами данного
общества. Участники общества с дополнительной
ответственностью (ОДО) солидарно несут
субсидиарную ответственность по его
обязательствам своим имуществом в
одинаковом для всех кратном размере
к стоимости их вкладов в уставный
капитал общества, определяемом учредительными
документами данного общества. При
банкротстве одного из участников ОДО
его ответственность по обязательствам
данного общества распределяется между
остальными участниками общества пропорционально
их вкладам в уставный капитал
ОДО, если иной порядок распределения
ответственности не предусмотрен учредительными
документами общества с дополнительной
ответственностью. Во всем остальном
общество с дополнительной ответственностью
ничем не отличается от общества с
ограниченной ответственностью.
6.Открытое акционерное общество (ОАО);
Акционерное общество- это
одна из организационно-правовых форм
предприятий. Оно создается путем
централизации денежных средств (объединения
капитала) различных лиц, проводимой
посредством продажи акций с
целью осуществления
7.Закрытое акционерное общество (ЗАО);
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – в отличие от открытых акционерных обществ его участники вправе отчуждать принадлежащие им акции лишь с согласия других акционеров и ограниченному кругу лиц. Общество не может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
8. Дочернее хозяйственное
9. Зависимое хозяйственное
10. Производственные кооперативы (ПрК);
11. Государственные или
а) казенное предприятие (УП на праве оперативного управления);
б) унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения;[19]
Некоммерческие организации - это юридические лица, у которых извлечение прибыли не является основной целью, а полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и иные общественные блага.
Классификация некоммерческих организаций следующая:
- потребительские кооперативы (ПК);
- общественные и религиозные объединения;
- фонды;
- государственная корпорация (ГК);
- некоммерческое партнерство (
- учреждения;
- автономная некоммерческая
- ассоциации и союзы (
2 Модели поведения
предприятия в различных
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике
С 1930-е годов, в период формирования в СССР жестко центра-лизованной системы управления в советской экономической теории и практике сложилось и укрепилось представление о том, что основным производственным звеном народного хозяйства, единицей, “кирпичиком” советской экономики является предприятие (понятие «предприятие» в данном случае следует понимать максимально широко). Формально это представление вполне укладывалось в складывающуюся парадигму социалистической теории управления. Самостоятельность предприятия обос-новывалось приданием ему юридической самостоятельности (в трех ипоста-сях — как обладателя статуса юридического лица, как владельца самостоя-тельного расчетного и текущего счетов в банке, как обладателя самостоя-тельного баланса), а также его способностью к самофинансированию и само-окупаемости — к самостоятельному развитию со всей полнотой матери-альной ответственности по своим обязательствам. Реально, однако, во главу угла ставилась реализация государственных интересов, и допускалось рассогласование в распределении прав и ответственности за принятие хозяйственных решений между нижним и верхним эшелонами управления. В жестко централизованной командно-административной экономике предпри-ятиям отводилась сугубо подчиненная роль, не сопряженная ни с их реальны-ми правами в управлении, ни с их серьезной ответственностью.
Постоянное нарушение экономических пропорций было вызвано тем, что государство выступало в качестве верховного безраздельного собствен-ника, владельца – распорядителя материальных факторов производства и созданного продукта. Оно располагало неограниченными правами распре-деления, перераспределения и присвоения произведённого продукта, хотя известно, что любая монополизация хозяйственной жизни закономерно ведёт к экономическому регрессу, снижению темпов роста.[32]
Отношения предприятий с органами государственной власти были весьма сложными и многообразными. В некотором смысле эти отношения были гораздо более сложными, чем в рыночной экономике. С предприятием работало очень большое число контрагентов, выступавших от имени государства:
-структуры, представляющие отраслевые органы управления – минис-терства, главки, производственные объединения, тресты и т.д.
-предприятие имело дело
с различными региональными
-предприятия должны были
также выполнять указания
Согласование экономических интересов различных ведомств и регионов, а также повседневную координацию производственных процессов в стране осуществлял Госплан (Государственная общеплановая комиссия, позднее Государственный Комитет СССР по планированию). В 1948-1953 гг. и в 1965-1991 гг. функционировал также Госснаб СССР (Государственный комитет по снабжению народного хозяйства), ответственный за разработку планов распределения материальных ресурсов. Таким образом, часть функ-ций, связанных с централизованным планированием и координацией отрас-левых интересов, временами отходила еще к одному ведомству. Однако веду-щая роль всегда сохранялась за Госпланом.
В то же время верховным координатором всей организационной работы государственных структур были органы партийной власти. Они же выполняли функции третейского суда и суда последней инстанции в спорных экономических ситуациях.
Такая сложная система организации производственного процесса неминуемо повышала уровень неопределенности для предприятий, сильно затрудняла принятие ими экономических решений и порождала серьезные противоречия в их взаимоотношениях с внешней средой. Эти противоречия можно объединить в несколько групп: