Предприятие в трансформационной экономике: условия деятельности и модели поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель исследования: комплексное исследование моделей поведение предприятия в различных экономических условиях.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные российской и советской экономических систем, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и вопросы теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия;
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;

Содержание

Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность предприятия……………………………….…………..4
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….…………………………...6
1.3Классификация предприятий по организационно-правовым формам хозяй-ственной деятельности…………………………………………………………10
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36

Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 130.84 Кб (Скачать документ)

В июне произошло резкое замедление темпов роста спроса, что  заставило предприятия принципиально  замедлить рост выпуска и пересмотреть производственные планы. Отчасти данное замедление было вызвано опустошением складов готовой продукции по причине роста спроса в российской экономике.[3]

 К концу 2007 темпы  роста промышленного производства  увеличились, но - без адекватного увеличения темпов роста спроса, что привело к тор-можению роста выпуска и к росту избыточных запасов готовой продукции. По данным

Российского статистического  ведомства, промышленность за ноябрь-декабрь 2007 года продемонстрировала наихудшие  результаты за год: производство выросло  на 3% по сравнению с аналогичным  периодом 2006 года.

Продолжившееся в 2008 году замедление роста спроса не позволило  предприятиям наращивать темпы роста  производства, что снижало удовлетворенность  объемами продаж. Хотя за период с января по апрель наблюдалось минимальное  увеличение темпов спроса на готовую  продукцию предприятий, можно с полной уверенностью говорить о все большем влия-нии мирового финансового кризиса на российскую экономику.

В июне по данным о состоянии  российской промышленности наблюдалось  снижение роста выпуска и обо  все более интенсивном росте  цен производителей. Данные темпы  роста спроса на готовую продукцию  имели самый низкий уровень за последние несколько лет. В только 61% рос-сийских промышленных предприятий считают спрос на свою продукцию нормальным. Это – худший результат истекших 24 месяцев. Особенно плохи показатели в легкой промышленности (25%) и леспроме (43%).Кризис в российской экономике все сильнее отражался на промышленном произ-водстве предприятий.[2]

В середине декабря Росстат  сообщил о катастрофическом ноябрьском падении выпуска в российской промышленности. Кризис, который уже  несколько месяцев сотрясал промышленность, получил, наконец, официальное признание. По данным статведомства, объем промышленного  производства в ноябре по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года снизился на 8,7% (против 0,6% в октябре). По предвари-тельной оценке ЦМАКП, ноябрьское сокращение составляет 10,7%. ЦМАКП подчеркивает, что спад в ноябре приобрел фронтальный  характер – резкое снижение объемов  производств зафиксировано практически  во всех обрабатывающих видах деятельности. Наиболее глубокое падение производства фиксируется в секторах, ориентированных  на инвестиционный спрос, а также  испытавших наиболее заметное ухудшение  внешнеэкономической конъюнктуры. Основным рычагом борьбы за покупателя в этот период становятся, цены производителей, темп снижения которых превзошел даже результат начала 1998 г.[1]

В период с января по июнь 2009 года динамика важнейших конъюнктурных индикаторов свидетельствует об отсутствии существенных изменений в российской промышленности за этот период. Темпы снижения спроса, выпуска и занятости остаются прежними, удовлетворенность продажами тоже. Улучшились только прогнозы продаж и планы выпуска, реализация которых в условиях роста избыточных запасов готовой продукции неочевидна. Правительство России всячески пытается ослабить влияние кризиса на предприятия проводя реформы по поддержанию экономики и увеличивая государственный заказ на внутреннем рынке страны. Но меры, предпринятые правительством, не оказали какого-нибудь существенного влияния на положение российских предприятий на рынке.

В итоге к декабрю 2009 года предприятиям удалось лишь закрепить  положительные результаты предыдущих месяцев, но не удалось добиться большего. Это привело к снижению удовлетворенности  спросом, ухудшению оценок запасов  готовой продукции и росту  пессимизма прогнозов (по данным Росстата, за 2009 г. выпуск промышленной продукции  вырос по сравнению с прошлым  годом на 1,5%, по сравнению с  2007.г. - на 2%).

В 2010 году российская промышленность продолжила выход из кризиса. Динамика продаж и оценки спроса позволили  предприятиям сохранить рост выпуска, в деятельности предприятий прослеживается некоторая нервозность из-за необходимости  корректировки ценовой и кадровой(впервые  в ходе текущего кризиса промышленность заявила о желании отказаться от увольнений и перейти к найму  работников)  политики по причине  непостоянства экономических условий  на рынке.

Подводя итог 2010 года и всего  период можно сделать вывод о  том, что в промышленном секторе  российской экономике не осталось отраслей, находящихся в рецессии. Это состояние  промышленности показывает, что предприятия  переходят в стадию оживления  экономики и началу восста-новления темпов роста производства. [26]

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате выполненной  работы мною был проведен анализ литературы и статистических данных по теме исследования; рассмотрены основные понятия и  вопросы по теме исследования; проанализированы преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия; выделены основные различия в деятельности предприятия  в различных экономических условиях; проанализированы проблемы предприятия  при переходе из плановой экономики  к рыночной экономике; проанализировано поведение предприятия в современной  рыночной экономике.

Приведем основные результаты, полученные в ходе выполнения работы:

1.Предприятие – первичное, основное звено общественного произ-водства. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствующем порядке, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Высшая цель деятельности предприятия  — превышение результатов над  затратами, т.е. достижение возможно большей  прибыли или возможно высокой  рентабельности.

 Для достижения поставленной  цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную  продукцию, систематически ее  обновлять и оказывать услуги  в соответствии со спросом  и имеющимися производственными  возможностями;

2) рационально использовать  производственные ресурсы с учетом  их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию  и тактику поведения предприятия  и корректировать их в соответствии  с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять  все новое и передовое в  производство, в организацию труда  и управление;

5) заботиться о своих  работниках, росте их квалификации  и большей содержательности труда,  повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально  – психологического климата в  трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность  предприятия и продукции, поддерживать  высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую  политику и осуществлять другие  функции.

В Российской Федерации законодательством  предусмотрены различные организационно - правовые формы предприятий, такие  как индивидуальное предпринимательство, полное товарищество и товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого  и закрытого типа), производственный кооператив, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, а также  некоммерческие предприятия.

2.Главная цель предприятий в плановой экономике – степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И совсем неважно, что эти товары и в рамках плановых заданий и у тем более – сверх их – могли быть совсем неинтересны для покупателей, которые – будь у них свобода выбора – предпочли бы совсем иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорог. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать этот товар. У людей не было альтернативы – другой товар найти было просто невозможно. А предприятиям приобретение, например, такого станка прямо предписывалось планом и на это выделялись деньги;

 

3. В условиях рынка главной целью предприятия является стремление к максимизации прибыли за счет удовлетворения своей продукцией покупателей, запросы и требования которых становятся, по сути, основополагающими для его функционирования.

4.Трансформация российской экономики, происходило в условиях хаотичного и противоречивого сочетание плановых механизмов с рыночными, ставшее причиной сильного искажения всех экономических критериев и мотиваций. Тем не менее, в дальнейшем, по мере выхода из трансформационного кризиса, в России постепенно сложилась экономика вполне рыночного характера но имевшее определенные особенности.

5.В современной рыночной  системе предприятия имеют достаточным  потенциал для развития устойчивого  производства и конкуренции иностранным  производителям. Мировой финансовый  кризис показал, что российская  экономическая система все еще  экспортноориентирована и зависит  от внешних факторов.

Таким образом цель работы на основе проведенных исследований достигнута, поставленные  задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

 

1.Доклад об экономике России, июнь 2008// Общество и экономика. -2008. - №6. – С.58 ISBN 0207 – 3676

2.Цветков В. Иллюзия благополучия парадоксальной экономики/ В. Цветков // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.47 ISBN 0207 – 3676

3.Аганбегян, А. Г. Экономика России на перепутье / А.Г. Аганбегян // Всероссийский экономический журнал. –2007. – №9.

4.Ким, С. Шоковые терапевты российской экономики – от Гайдара до…Исповедь академика Олега Богомолова / Сергей Ким//Новая газета. – 2000. – 2 октября. – С. 32.

5.Сидоров Е.Ю. Россия о России. // Современная Европа. 2007г. №1.

Аренд Р. Экономика после  стабилизации: спад, кризис.// Обзор  экономики России, 1999г. №2

6.Барабанов М. «Структурный кризис советской экономики: пути        преодоления»  «МЭО и МО», №3, 1991

7.Кудров В. «Так что погубило советскую экономику?», «Вопросы экономики», №7, 1998

8.Причины кризиса командно-административной системы и ее противоречие, «ВЭ», №1, 1992 

9.Айкс Б., Ритерман Р, От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // "Вопросы экономики", 1994, №8, с. 14-21.

10.Долгопятова Т., Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований 1991-1995г. г.) // "Вопросы экономики", 1996, №11, с. 3-12.

11.Орлов А., Малое предпринимательство: старые и новые проблемы "Вопросы экономики", 1997, №4, с. 12-22.

12.Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика - 2003. - №9.

13.Койчхев Н. Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному // Проблемы теории и практики управления - 1998. №1.

14.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.

15. Россия в цифрах, 2009 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. – М.: Федер. служба гос. статистики, 2009. – 463 с.

16.Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономике [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://economus.net.ru/predpriatiya. html

17.Внешняя торговля России в 90-е годы и перспективы ее развития. // Внешняя торговля, 2000, № 2.

18.Устинов И.Н. Мировая торговля: статистическо-аналитический справочник. – М.: Экономика, 2000.

19. Гражданский кодекс РФ.Часть первая, вторая, третья и четвертая.: М.: Проспект,  КноРус , 2011.- 544 с.

20. Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.01.98 (с изменениями и дополнениями).

21. Радченко А. Бизнес становится цивилизованней.// Бизнес-журнал. 2005. №12.

22. http://communist.ru

23. http://subscribe.ru

24. http://expert.ru

25. http://www.gazeta.ru

26. http://www.iet.ru

27. http://www.rg.ru

28. http://pda.iam.duma.gov.ru

29. http://www.gks.ru

30. Федеральный закон РФ  от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании  отдельных видов деятельности”

31 .Постановление Правительства  РФ от 11 апреля 2000 года № 326 “О  лицензировании отдельных видов  деятельности”

32. Шилина Г. Проблемы государственного  регулирования социалистической  экономики // Вопросы экономики, 1990. – №2, – с. 94-100.

33. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.07.09.

34. "ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА" – Журнал. №4,6, 2007г.

35. "Экономист" – Журнал. №3,8, 2007г, №1,9, 2008г.

 

 

 


Информация о работе Предприятие в трансформационной экономике: условия деятельности и модели поведения