Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования: комплексное исследование моделей поведение предприятия в различных экономических условиях.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные российской и советской экономических систем, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и вопросы теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия;
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;
Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность предприятия……………………………….…………..4
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….…………………………...6
1.3Классификация предприятий по организационно-правовым формам хозяй-ственной деятельности…………………………………………………………10
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36
Заключение
Список использованных источников
В июне произошло резкое
замедление темпов роста спроса, что
заставило предприятия
К концу 2007 темпы
роста промышленного
Российского статистического ведомства, промышленность за ноябрь-декабрь 2007 года продемонстрировала наихудшие результаты за год: производство выросло на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.
Продолжившееся в 2008 году замедление роста спроса не позволило предприятиям наращивать темпы роста производства, что снижало удовлетворенность объемами продаж. Хотя за период с января по апрель наблюдалось минимальное увеличение темпов спроса на готовую продукцию предприятий, можно с полной уверенностью говорить о все большем влия-нии мирового финансового кризиса на российскую экономику.
В июне по данным о состоянии российской промышленности наблюдалось снижение роста выпуска и обо все более интенсивном росте цен производителей. Данные темпы роста спроса на готовую продукцию имели самый низкий уровень за последние несколько лет. В только 61% рос-сийских промышленных предприятий считают спрос на свою продукцию нормальным. Это – худший результат истекших 24 месяцев. Особенно плохи показатели в легкой промышленности (25%) и леспроме (43%).Кризис в российской экономике все сильнее отражался на промышленном произ-водстве предприятий.[2]
В середине декабря Росстат
сообщил о катастрофическом ноябрьском
падении выпуска в российской
промышленности. Кризис, который уже
несколько месяцев сотрясал промышленность,
получил, наконец, официальное признание.
По данным статведомства, объем промышленного
производства в ноябре по сравнению
с соответствующим периодом прошлого
года снизился на 8,7% (против 0,6% в октябре).
По предвари-тельной оценке ЦМАКП, ноябрьское
сокращение составляет 10,7%. ЦМАКП подчеркивает,
что спад в ноябре приобрел фронтальный
характер – резкое снижение объемов
производств зафиксировано
В период с января по июнь 2009 года динамика важнейших конъюнктурных индикаторов свидетельствует об отсутствии существенных изменений в российской промышленности за этот период. Темпы снижения спроса, выпуска и занятости остаются прежними, удовлетворенность продажами тоже. Улучшились только прогнозы продаж и планы выпуска, реализация которых в условиях роста избыточных запасов готовой продукции неочевидна. Правительство России всячески пытается ослабить влияние кризиса на предприятия проводя реформы по поддержанию экономики и увеличивая государственный заказ на внутреннем рынке страны. Но меры, предпринятые правительством, не оказали какого-нибудь существенного влияния на положение российских предприятий на рынке.
В итоге к декабрю 2009 года предприятиям удалось лишь закрепить положительные результаты предыдущих месяцев, но не удалось добиться большего. Это привело к снижению удовлетворенности спросом, ухудшению оценок запасов готовой продукции и росту пессимизма прогнозов (по данным Росстата, за 2009 г. выпуск промышленной продукции вырос по сравнению с прошлым годом на 1,5%, по сравнению с 2007.г. - на 2%).
В 2010 году российская промышленность
продолжила выход из кризиса. Динамика
продаж и оценки спроса позволили
предприятиям сохранить рост выпуска,
в деятельности предприятий прослеживается
некоторая нервозность из-за необходимости
корректировки ценовой и
Подводя итог 2010 года и всего период можно сделать вывод о том, что в промышленном секторе российской экономике не осталось отраслей, находящихся в рецессии. Это состояние промышленности показывает, что предприятия переходят в стадию оживления экономики и началу восста-новления темпов роста производства. [26]
Заключение
В результате выполненной
работы мною был проведен анализ литературы
и статистических данных по теме исследования;
рассмотрены основные понятия и
вопросы по теме исследования; проанализированы
преимущества и недостатки плановой
и рыночной экономических систем
для предприятия; выделены основные
различия в деятельности предприятия
в различных экономических
Приведем основные результаты, полученные в ходе выполнения работы:
1.Предприятие – первичное, основное звено общественного произ-водства. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствующем порядке, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Высшая цель деятельности предприятия — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную
продукцию, систематически ее
обновлять и оказывать услуги
в соответствии со спросом
и имеющимися
2) рационально использовать
производственные ресурсы с
3) разрабатывать стратегию
и тактику поведения
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботиться о своих
работниках, росте их квалификации
и большей содержательности
6) обеспечивать
7) проводить гибкую ценовую
политику и осуществлять
В Российской Федерации законодательством
предусмотрены различные
2.Главная цель предприятий в плановой экономике – степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И совсем неважно, что эти товары и в рамках плановых заданий и у тем более – сверх их – могли быть совсем неинтересны для покупателей, которые – будь у них свобода выбора – предпочли бы совсем иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорог. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать этот товар. У людей не было альтернативы – другой товар найти было просто невозможно. А предприятиям приобретение, например, такого станка прямо предписывалось планом и на это выделялись деньги;
3. В условиях рынка главной целью предприятия является стремление к максимизации прибыли за счет удовлетворения своей продукцией покупателей, запросы и требования которых становятся, по сути, основополагающими для его функционирования.
4.Трансформация российской экономики, происходило в условиях хаотичного и противоречивого сочетание плановых механизмов с рыночными, ставшее причиной сильного искажения всех экономических критериев и мотиваций. Тем не менее, в дальнейшем, по мере выхода из трансформационного кризиса, в России постепенно сложилась экономика вполне рыночного характера но имевшее определенные особенности.
5.В современной рыночной
системе предприятия имеют
Таким образом цель работы на основе проведенных исследований достигнута, поставленные задачи выполнены.
Список использованных источников:
1.Доклад об экономике России, июнь 2008// Общество и экономика. -2008. - №6. – С.58 ISBN 0207 – 3676
2.Цветков В. Иллюзия благополучия парадоксальной экономики/ В. Цветков // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.47 ISBN 0207 – 3676
3.Аганбегян, А. Г. Экономика России на перепутье / А.Г. Аганбегян // Всероссийский экономический журнал. –2007. – №9.
4.Ким, С. Шоковые терапевты российской экономики – от Гайдара до…Исповедь академика Олега Богомолова / Сергей Ким//Новая газета. – 2000. – 2 октября. – С. 32.
5.Сидоров Е.Ю. Россия о России. // Современная Европа. 2007г. №1.
Аренд Р. Экономика после стабилизации: спад, кризис.// Обзор экономики России, 1999г. №2
6.Барабанов М. «Структурный кризис советской экономики: пути преодоления» «МЭО и МО», №3, 1991
7.Кудров В. «Так что погубило советскую экономику?», «Вопросы экономики», №7, 1998
8.Причины кризиса командно-административной системы и ее противоречие, «ВЭ», №1, 1992
9.Айкс Б., Ритерман Р, От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // "Вопросы экономики", 1994, №8, с. 14-21.
10.Долгопятова Т., Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований 1991-1995г. г.) // "Вопросы экономики", 1996, №11, с. 3-12.
11.Орлов А., Малое предпринимательство: старые и новые проблемы "Вопросы экономики", 1997, №4, с. 12-22.
12.Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика - 2003. - №9.
13.Койчхев Н. Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному // Проблемы теории и практики управления - 1998. №1.
14.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.
15. Россия в цифрах, 2009 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. – М.: Федер. служба гос. статистики, 2009. – 463 с.
16.Предприятие и предпринимательство
в условиях рыночной экономике [Электронный
ресурс]/ Режим доступа: http://economus.net.ru/
17.Внешняя торговля России в 90-е годы и перспективы ее развития. // Внешняя торговля, 2000, № 2.
18.Устинов И.Н. Мировая торговля: статистическо-аналитический справочник. – М.: Экономика, 2000.
19. Гражданский кодекс РФ.Часть первая, вторая, третья и четвертая.: М.: Проспект, КноРус , 2011.- 544 с.
20. Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.01.98 (с изменениями и дополнениями).
21. Радченко А. Бизнес становится цивилизованней.// Бизнес-журнал. 2005. №12.
22. http://communist.ru
23. http://subscribe.ru
24. http://expert.ru
25. http://www.gazeta.ru
26. http://www.iet.ru
27. http://www.rg.ru
28. http://pda.iam.duma.gov.ru
29. http://www.gks.ru
30. Федеральный закон РФ от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”
31 .Постановление Правительства
РФ от 11 апреля 2000 года № 326 “О
лицензировании отдельных
32.
Шилина Г. Проблемы
33. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.07.09.
34. "ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА" – Журнал. №4,6, 2007г.
35. "Экономист" – Журнал. №3,8, 2007г, №1,9, 2008г.