Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа
Цель исследования: комплексное исследование моделей поведение предприятия в различных экономических условиях.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные российской и советской экономических систем, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и вопросы теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия;
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;
Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность предприятия……………………………….…………..4
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….…………………………...6
1.3Классификация предприятий по организационно-правовым формам хозяй-ственной деятельности…………………………………………………………10
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36
Заключение
Список использованных источников
1)Многочисленность управляющих инстанций. Первая группа противоречий была связана с самим фактом многочисленности государственных структур, имевших права давать плановые задания предприятиям. Деятельность различных органов государственной власти нередко была плохо согласована, и потому довольно часто выполнение одних плановых заданий объективно мешало выполнению других. Иногда указания вышестоящих инстанций прямо противоречили друг другу.
2)Завышенность плановых заданий. Сумма всех плановых заданий часто превышала реальные производственные возможности предприятия.
3)Противоречивость плановых показателей. Это провоцировало нерациональное использование ресурсов, игнорировались второстепенные с точки зрения отчетности задания, снижалось качество продукции.
4)Бюрократизм и излишняя регламентация.
5)Искаженность экономических мотиваций. Следует отметить, что в советской экономике активно использовались также и внеэкономические мотивации, смысл которых заключался в действиях как репрессивного, так и поощрительного характера. Система внеэкономических мотиваций, по сути, имела две основные цели: снизить уровень реальных затрат на рабочую силу и частично компенсировать недостатки системы экономических мотиваций.
6)Разрыв между финансовыми возможностями и реальным доступом к материальным ресурсам.
Постоянное давление внутренних противоречий плановой экономики не могло не сказаться на поведении советских предприятий. Поэтому уже в 1930-е годы это поведение приобрело весьма и весьма специфический характер, определяемый причудливой комбинацией экономических и внеэкономических мотиваций. А взаимоотношения предприятий с органами власти в этих условиях представляли собой сложную игру, в рамках которой элементы соперничества играли, возможно, не меньшую роль, чем элементы сотрудничества.
Когда проблемы и противоречия
экономики централизованного
К числу этих неформальных
методов можно отнести
Если же оценивать ситуацию
более широко, то следует отметить,
что в экономике
Многие реформы, направленные
на повышение экономической
Таким образом, в плановой экономике руководящий центр является безраздельным, т.е. абсолютно монопольным собственником любой про-дукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая прак-тика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату — производители могут работать, не взирая на качество продукции. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализую-щей принятые политические и идеологические решения не учитывающие экономические потребности предприятий и населения.
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике
Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.
Как правило, основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Однако не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.
Предприятия могут достигать
этой цели только в том случае, если
в своей работе будут придерживаться
и выполнять необходимые
Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие "краеугольные камни" управления предприятием: экономичность, финан-совая устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
- определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
- при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственная всем предприятиям само собой разумеющееся требования - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать "экономично".
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами или путем отсрочки, или за счет получения кредита.[33]
Высшей целью
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную
продукцию, систематически ее
обновлять и оказывать услуги
в соответствии со спросом
и имеющимися
2) рационально использовать
производственные ресурсы с
3) разрабатывать стратегию
и тактику поведения
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботится о своих
работниках, росте их квалификации
и большей содержательности
6) обеспечивать
7) проводить гибкую ценовую
политику и осуществлять
Выработка успешной стратегии начинается с определения "миссии" фирмы, общей цели функционирование коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевание ранка, предприятие может с лихвой может возместить недополученную прибыль.
В современных условиях перед многими отечественными предпри-ятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли нахо-дится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий счита-ют, что для них основной задачей на этом этапе является реализация продук-ции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть "на плаву". Остается надеяться, что этот тяжелый период для рос-сийской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят внимание на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.[35].
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.
В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.
Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.
В зависимости от места
возникновения все факторы
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:
1) связанные с личностью
руководителя и способностью
его команды управлять
2) связанные с ускорением НТП, инновационной политикой предприятия;
3) связанные с
4) связанные с организационно-
5) связанные с созданием
благоприятного социально-
6) связанные со спецификой производства и отрасли;
7) связанные с качеством
и конкурентоспособностью
8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективны. Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.
Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и то внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
1) связанные с изменением
конъюнктуры внутреннего и
2) связанные с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
3) связанные с инфляционном процессом;
4) связанные с деятельностью государства
Еще один фактор-самостоятельность производителя, свобода предпри-нимательства. Осуществление, внерыночного регулирования хозяйства допускается в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Если предприятие обладает самостоятельностью
в организации производства и
коммерческой свободой, то оно само
для определяет пути и способы
реализации своей продукции, выбирает
контрагентов, с которыми будет иметь
дело; экономические связи
Независимость как исходный признак организации предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприятие имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.
Взаимодействует с самостоятельностью
принцип личной экономической