Предприятие в трансформационной экономике: условия деятельности и модели поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель исследования: комплексное исследование моделей поведение предприятия в различных экономических условиях.
Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные российской и советской экономических систем, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы и статистических данных по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и вопросы теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки плановой и рыночной экономических систем для предприятия;
-выделить основные различия в деятельности предприятий в различных экономических условиях;

Содержание

Введение
1 Понятие предприятия как экономической единицы………………………….4
1.1 Понятие и сущность предприятия……………………………….…………..4
1.2 Задачи и функции предприятия………...……….…………………………...6
1.3Классификация предприятий по организационно-правовым формам хозяй-ственной деятельности…………………………………………………………10
2 Модели поведения предприятия в различных экономических условиях.....16
2.1 Поведение предприятия в плановой экономике…..……………………….16
2.2 Поведение предприятия в рыночной экономике……...…………………...20
3 Анализ поведения предприятия в рыночных условиях России….………...26
3.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…………..…….26
3.2 Проблемы развития предприятия в переходной экономике…..………….28
3.3 Развитие предприятия в рыночной экономике России……………….…...36

Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 130.84 Кб (Скачать документ)

1)Многочисленность  управляющих инстанций. Первая группа противоречий была связана с самим фактом многочисленности государственных структур, имевших права давать плановые задания предприятиям. Деятельность различных органов государственной власти нередко была плохо согласована, и потому довольно часто выполнение одних плановых заданий объективно мешало выполнению других. Иногда указания вышестоящих инстанций прямо противоречили друг другу.

2)Завышенность  плановых заданий. Сумма всех плановых заданий часто превышала реальные производственные возможности предприятия.

3)Противоречивость  плановых показателей. Это провоцировало нерациональное использование ресурсов, игнорировались второстепенные с точки зрения отчетности задания, снижалось качество продукции.

4)Бюрократизм  и излишняя регламентация.

5)Искаженность  экономических мотиваций. Следует отметить, что в советской экономике активно использовались также и внеэкономические мотивации, смысл которых заключался в действиях как репрессивного, так и поощрительного характера. Система внеэкономических мотиваций, по сути, имела две основные цели: снизить уровень реальных затрат на рабочую силу и частично компенсировать недостатки системы экономических мотиваций.

6)Разрыв между финансовыми возможностями и реальным доступом к материальным ресурсам.

Постоянное давление внутренних противоречий плановой экономики не могло не сказаться на поведении  советских предприятий. Поэтому  уже в 1930-е годы это поведение приобрело весьма и весьма специфический характер, определяемый причудливой комбинацией экономических и внеэкономических мотиваций. А взаимоотношения предприятий с органами власти в этих условиях представляли собой сложную игру, в рамках которой элементы соперничества играли, возможно, не меньшую роль, чем элементы сотрудничества.

Когда проблемы и противоречия экономики централизованного планирования выходили наружу, ситуация резко обострялась. Ресурсное обеспечение извне  ухудшалось, неопределенность росла, давление на предприятия усиливалось. Именно в этих случаях у советских  предприятий появлялись веские причины  прибегать к различным неформальным методам, которые помогали им облегчить  выполнение плановых заданий,и избежать санкций со стороны вышестоящих  инстанций и претендовать на полноценное  финансовое вознаграждение.[8]

К числу этих неформальных методов можно отнести следующие:

    • Занижение реальных производственных возможностей.
    • Завышение уровня издержек.
    • Завышение фактического уровня выпуска (приписки).
    • Занижение фактических производственных результатов.
    • Нарушение технологической дисциплины, невыполнение требований по качеству.
    • Выстраивание системы приоритетов при выполнении плановых заданий.
    • Накопление ресурсов «про запас».
    • Горизонтальные связи.

Если же оценивать ситуацию более широко, то следует отметить, что в экономике централизованного  планирования для директоров предприятий  действительно было важно не только обладать стандартными управленческими  навыками, но и уметь применять  весь описанный выше арсенал средств  для «игры» с государством. Поскольку  применение неформальных методов решения экономических проблем постепенно становилось все более массовым, управленческий персонал советских предприятий постоянно совершенствовал свои навыки по ведению дел с вышестоящими инстанциями.

Многие реформы, направленные на повышение экономической самостоятельности  предприятий были сведены на нет  неформальной прак-тикой. Вышестоящие  инстанции, используя различные  рычаги давления, по-прежнему навязывали предприятиям задания, противоречащие ранее согласованным планам. У  предприятий под теми или иными  предлогами часто изымались сделанные  ими финансовые накопления.

Таким образом, в плановой экономике руководящий центр является  безраздельным,  т.е.  абсолютно  монопольным собственником  любой  про-дукции,  изготовленной  на  предприятиях.  Подобная экономическая прак-тика в отсутствии конкуренции  приводит  только  к  одному результату — производители могут работать, не взирая на качество продукции. Принцип соответствия спроса и  предложения  заменен  волей  центра,  материализую-щей принятые политические и идеологические решения не учитывающие экономические потребности предприятий и населения.

 

2.2 Поведение предприятия  в рыночной экономике

Вся история развития общественного  производства свидетельствует и  доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в  условиях цивилизованного рынка, для  которого характерны наличие различных  форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное  ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

Как правило, основной целью  предприятия в условиях рынка  является получение прибыли. Однако не менее важной целью любого предприятия  в условиях рынка является обеспечение  стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут достигать  этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться и выполнять необходимые функции.

Видный немецкий экономист  Г. Шмален выделяет следующие "краеугольные камни" управления предприятием: экономичность, финан-совая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

- определенный результат  при наименьших затратах - принцип  минимизации;

- при заданном объеме  затрат наибольший результат  - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности  предъявляет свойственная всем предприятиям само собой разумеющееся требования - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать "экономично".

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в  любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами или путем отсрочки, или  за счет получения кредита.[33]

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов  над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным  является такое положение, когда  получение максимальной прибыли  обеспечивает и более высокую  рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную  продукцию, систематически ее  обновлять и оказывать услуги  в соответствии со спросом  и имеющимися производственными  возможностями;

2) рационально использовать  производственные ресурсы с учетом  их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию  и тактику поведения предприятия  и корректировать их в соответствии  с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять  все новое и передовое в  производство, в организацию труда  и управление;

5) заботится о своих  работниках, росте их квалификации  и большей содержательности труда,  повышение их жизненного уровня, создание благоприятного социально-психологического  в трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность  предприятия и продукции, поддерживать  высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую  политику и осуществлять другие  функции. [34].

Выработка успешной стратегии  начинается с определения "миссии" фирмы, общей цели функционирование коллектива. При этом цели предприятия  могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение  максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевание ранка, предприятие может с лихвой может возместить недополученную прибыль.

В современных условиях перед  многими отечественными предпри-ятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли нахо-дится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий счита-ют, что для них основной задачей на этом этапе является реализация продук-ции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть "на плаву". Остается надеяться, что этот тяжелый период для рос-сийской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят внимание на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.[35].

В условиях рыночной экономики  на эффективность работы предприятия  влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым  различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.

Позитивные - это такие  факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.

В зависимости от места  возникновения все факторы можно  классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие  их порождает.

Внутренние факторы настолько  разнообразны, что для лучшего  понимания, учета, анализа и выявления  резервов производства их также целесообразно  объединить в следующие группы:

1) связанные с личностью  руководителя и способностью  его команды управлять предприятием  в условиях рынка;

2) связанные с ускорением  НТП, инновационной политикой  предприятия;

3) связанные с совершенствованием  организации производства и труда,  управлением предприятием;

4) связанные с организационно-правовой  формой хозяйствования;

5) связанные с созданием  благоприятного социально-психологического  климата в коллективе;

6) связанные со спецификой  производства и отрасли;

7) связанные с качеством  и конкурентоспособностью продукции,  с управлением издержками и  ценовой политикой;

8) связанные с амортизационной  и инвестиционной политикой.

Эта классификация чисто  условная, и она не отражает все  многообразие факторов, но позволяет  более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность  производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные  и субъективны. Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а  они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия  в условиях рынка в значительной степени зависит и то внешних  факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

1) связанные с изменением  конъюнктуры внутреннего и мирового  рынка. В основном это проявляется  в изменении спроса и предложения,  а также в колебании цен;

2) связанные с изменением  политической обстановки как  внутри страны, так и в более  глобальном масштабе;

3) связанные с инфляционном процессом;

4) связанные с деятельностью  государства

Еще один фактор-самостоятельность  производителя, свобода предпри-нимательства. Осуществление, внерыночного регулирования  хозяйства допускается в любой  системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Если предприятие обладает самостоятельностью в организации производства и  коммерческой свободой, то оно само для определяет пути и способы  реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь  дело; экономические связи закрепляются договорами.

Независимость как исходный признак  организации предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике  абсолютной свободы производителей не существует. Предприятие имеет  полную самостоятельность в том  смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной  деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

Взаимодействует с самостоятельностью принцип личной экономической заинтересованности лиц, создавших предприятие. Предприятие  в рамках рыночной экономики выступает  как источник личной выгоды, и это  является одним из ведущих факторов предпринимательской деятельности. Данный фактор, непосредственным образом  влияющий на деятельность предприятия, выражается в стремлении организовать работу предприятия так, чтобы получить максимально возможную прибыль. Однако особенностью товарного производства является то, что предприниматель, преследуя  свою сугубо личную выгоду, тем не менее, работает на общество в конечном итоге, удовлетворяя свои интересы, создает  более качественные типы продукции.

Информация о работе Предприятие в трансформационной экономике: условия деятельности и модели поведения