Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
1.1. Цели и задачи приватизации…………………………………………………………5
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
Заключение…………………………………………………………………...................37
Список использованной литературы………………………………………..................39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сущность
приватизации………………………………………………
1.1. Цели
и задачи приватизации………………………
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный
опыт приватизации…………………………………………….
3. Особенности
приватизации в Беларуси……………………………………........
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.
Многие страны с переходной экономикой для достижения своих целей проводят разгосударствление и приватизацию, так как эффективность функционирования экономики зависит от степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов. Для этого государство должно предоставлять гражданам права собственности, возможности открыть частное предприятие, обеспечить конкурентную среду и активную конкуренцию, что возможно при многообразии форм собственности. Хозяйствующие субъекты должны самостоятельно принимать решения, что повышает эффективность хозяйствования.
Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.
Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
При приватизации возникает множество проблем, пути, решения которых часто опираются на опыт зарубежных стран, таких как Франция, Германия, Испания.
Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
В работе также
изложены вопросы
о преобразовании
форм собственности в
республике, информация
о принятых
законах, постановлениях.
1. СУЩНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Цели
и задачи приватизации
Главной задачей при переходе к рынку является преобразование начальных отношений экономики – отношений собственности. От форм и темпов этого процесса во многом зависят интенсивность и глубина внедрения в хозяйственную практику всего спектра рыночных отношений. Рынок не возможен без многообразия форм собственности, каждая из которых показывает в условиях конкуренции свою жизнеспособность и избирает те сферы деятельности, где она обеспечивает наивысшую эффективность.
Центральным звеном экономической реформы в республике является преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации. Подготовка этих изменений в рамках указанных процессов началась с принятия законов о предприятиях, собственности, аренде, разгосударствлении и приватизации государственной собственности, акционерных обществах, разработки нормативно-методических документов, конкретизирующих соответствующие законы, временного методологического положения по оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже и ежегодных программ разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности [7, c. 5].
Работы зарубежных авторов позволяют рассматривать развитие процессов приватизации в ходе эволюции западных экономик. В них впервые дана трактовка этого процесса, раскрыта его сущность и содержание. По определению Э. Саваса, приватизация в узком смысле слова означает превращение в частную собственность, то есть преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную [12, с. 15].
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой приватизация определяется как процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству [3]. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы – право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся либо частными, либо функционируют на основе коллективной собственности.
Формируя в экономике частную форму собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.
Независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей:
Эти цели иногда могут противоречить друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения инвестиций, то правительству следует отказаться от больших бюджетных доходов по продаже государственной собственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, влекущая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям социальной справедливости и равного деления национального богатства.
Поставленные цели приватизации могут достигаться посредством решения ряда задач при проведении реформирования производственных отношений:
Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определяет объекты приватизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в процессе приватизации. К ним относятся:
Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.
Субъектами приватизации являются физические и юридические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приобрести государственное имущество и подали в соответствующие органы приватизации заявку на его приобретение.
Субъектами приватизации могут выступать юридические лица с негосударственной формой собственности: частные, арендные и народные предприятия, хозяйственные общества и товарищества. Юридическими лицами с негосударственной формой собственности признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образовано прямыми или косвенными вкладами, которые не относятся к государственной форме собственности.
Особым субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отношения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприятиях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива государственного предприятия.
В
результате трудовой коллектив становится
полноправным участником различных коммерческих
сделок, в том числе и купли-продажи предприятия.
1.2. Основные направления и методы приватизации
Эффективность
функционирования рыночной экономики
во многом зависит от степени экономической
самостоятельности хозяйствующих субъектов,
которая обеспечивается в процессе разгосударствления
экономики.