Приватизация в РБ: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
1.1. Цели и задачи приватизации…………………………………………………………5
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
Заключение…………………………………………………………………...................37
Список использованной литературы………………………………………..................39

Работа состоит из  1 файл

09-101 Приватизация - МакроЭкон.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение………………………………………………………………………………….3

1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5

   1.1. Цели  и задачи приватизации…………………………………………………………5

   1.2. Основные  направления и методы приватизации……………………………………9

2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18

3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25

     Заключение…………………………………………………………………...................37

     Список  использованной литературы………………………………………..................39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Наша  Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и  поэтому  тема, посвященная приватизации государственной собственности  является актуальной.

    Многие  страны с переходной экономикой для  достижения своих целей проводят разгосударствление и приватизацию, так как эффективность функционирования экономики зависит от степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов. Для этого государство должно предоставлять гражданам права собственности, возможности открыть частное предприятие, обеспечить конкурентную среду и активную конкуренцию, что возможно при многообразии форм собственности. Хозяйствующие субъекты должны самостоятельно принимать решения, что повышает эффективность хозяйствования.

      Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.

    Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с  прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

    Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

          При приватизации возникает множество проблем, пути, решения которых часто опираются на опыт зарубежных стран, таких как Франция, Германия, Испания.

    Таким образом, цель данной работы – на основании  литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить  приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.

         Задачи курсовой работы:

  • Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
  • Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
  • Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
  • Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.

         В  работе     также     изложены    вопросы     о       преобразовании    форм собственности      в        республике,      информация    о    принятых       законах, постановлениях.     
 
 
 
 

 

    1. СУЩНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ 

1.1 Цели  и задачи приватизации 

       Главной задачей при переходе к рынку  является преобразование начальных отношений экономики – отношений собственности. От форм и темпов этого процесса во многом зависят интенсивность и глубина внедрения в хозяйственную практику всего спектра рыночных отношений. Рынок не возможен без многообразия форм собственности, каждая из которых показывает в условиях конкуренции свою жизнеспособность и избирает те сферы деятельности, где она обеспечивает наивысшую эффективность.

      Центральным звеном экономической реформы в  республике является преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации. Подготовка этих изменений в рамках указанных процессов началась с принятия законов о предприятиях, собственности, аренде, разгосударствлении и приватизации государственной собственности, акционерных обществах, разработки нормативно-методических документов, конкретизирующих соответствующие законы, временного методологического положения по оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже и ежегодных программ разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности [7, c. 5].

      Работы  зарубежных авторов позволяют рассматривать развитие процессов приватизации в ходе эволюции западных экономик. В них впервые дана трактовка этого процесса, раскрыта его сущность и содержание. По определению Э. Саваса, приватизация в узком смысле слова означает превращение в частную собственность, то есть преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную [12, с. 15].

      В настоящее время в странах  с развитой рыночной экономикой приватизация определяется как процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству [3]. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы – право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся либо частными, либо функционируют на основе коллективной собственности.

      Формируя  в экономике частную форму  собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.

      Независимо  от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей:

  • пополнение доходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний;
  • повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;
  • формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов;
  • облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;
  • обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения качества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки;
  • улучшение условий труда работников, занятости, увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов;
  • возвращение национализированной собственности ее прежним владельцам, отстранение от управления собственностью бывшей партийно-номенклатурной элиты и прочие [16, с. 97].

       Эти цели иногда могут противоречить  друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения  инвестиций, то правительству следует  отказаться от больших бюджетных доходов по продаже государственной собственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, влекущая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям социальной справедливости и равного деления национального богатства.

       Поставленные цели приватизации могут достигаться посредством решения ряда задач при проведении реформирования производственных отношений:

    • обеспечить сочетание различных способов реформирования. В частности, государству следует определить способы изменения отношений собственности. Практикуемые ныне платные и бесплатные способы содержат множество недостатков. Платность не может быть использована  широкими слоями общества вследствие отсутствия капитала. Безвозмездная передача имущества не формирует собственника: что легко дается, то также легко и уходит, не получает развития. Первостепенной задачей должна являться практика формирования будущих товаропроизводителей;
    • добиться гласности и отчетности. С целью избежания коррупции и злоупотреблений в государстве необходимы гласность и учет проводимой работы. Это поможет предотвращению распределения собственности между «своими людьми» в ущерб экономической целесообразности;
    • сделать возможным доступ к кредитам всем слоям населения. В условиях низкой доходности населения в приватизации могут участвовать лишь немногие. Предоставление кредитов как можно более широкому числу будущих предпринимателей позволило бы привлечь в экономическую активную жизнь и большое число населения;
    • осуществлять комплексность в приватизации объектов. Было бы ошибкой проводить приватизацию только объектов материальной сферы. Необходимо развивать рыночное обеспечение экономическими ресурсами (создание бирж), создавать рынки капиталов (коммерческие банки), рынки основных фондов (рынки недвижимости), службы занятости (рынки труда) и другое;
    • ограничить неэкономические функции фирмы;
    • взаимодействие государственного и негосударственного секторов. [14, c.  13]

     Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определяет объекты приватизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в процессе приватизации. К ним относятся:

    • государственные предприятия, учреждения и организации;
    • предприятия, сданные в аренду;
    • выделенные    в    самостоятельные    предприятия    структурные    единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
    • здания,    сооружения,    оборудование    и    другие,    материальные    и    нематериальные    активы   предприятий;   
    • доли государства в имуществе хозяйствующих субъектов;
    • акции, принадлежащие государству

     Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.

     Субъектами  приватизации являются физические и  юридические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приобрести государственное имущество и подали в соответствующие органы приватизации заявку на его приобретение.

     Субъектами  приватизации могут выступать юридические  лица с негосударственной  формой собственности:  частные,  арендные  и  народные предприятия, хозяйственные общества и товарищества. Юридическими лицами с негосударственной формой собственности признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образовано прямыми или косвенными вкладами, которые не относятся к государственной форме собственности.

      Особым  субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отношения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприятиях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива государственного предприятия.

       В результате трудовой коллектив становится полноправным участником различных коммерческих сделок, в том числе и купли-продажи предприятия. 

1.2. Основные  направления и методы приватизации

 
     Эффективность функционирования рыночной экономики  во многом зависит от степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.

Информация о работе Приватизация в РБ: цели и методы