Приватизация в РБ: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
1.1. Цели и задачи приватизации…………………………………………………………5
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
Заключение…………………………………………………………………...................37
Список использованной литературы………………………………………..................39

Работа состоит из  1 файл

09-101 Приватизация - МакроЭкон.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

       5. Для успешного осуществления реформирования собственности важна поддержка большинства населения, поскольку в краткосрочном плане рыночные реформы могут дестабилизировать экономическую систему и усложнить трансформационный процесс.

       Главное  общее отличие приватизации государственной  собственности в постсоциалистических странах от  аналогичных процессов в развитых  капиталистических странах и отчасти в  развивающихся странах  заключается в ее многоцелевом характере, что по  определению  усложняет ее осуществление. Разгосударствление  и  приватизация выступает основным средством трансформации отношений собственности и, следовательно, ведет к перераспределению власти в обществе, что является главной движущей силой перехода к  рыночной системе.

       Организационная парадигма приватизации государственной  собственности опирается на государственные программы, которые разрабатываются и  проводятся в жизнь под контролем и при участии специально созданных государственных органов  и на  основе особого приватизационного законодательства [11, с.66].

       Весьма  интересен опыт реформирования государственной собственности в Китае. В этой стране широкомасштабная приватизация крупных государственных предприятий пока не стоит на повестке дня правительства, но в  большинстве отраслей  наблюдается отход от государственной формы собственности, с  передачей одних объектов в  частные  руки и  переходом  многих других к промежуточной форме собственности. Негосударственный сектор развивался  гораздо быстрее, чем государственный, несмотря на несовершенство имущественного законодательства.

       Какие меры, связанные с  приватизацией, могли бы  принести пользу Республике Беларусь? Необходимо повысить эффективность функционирования собственности. Нашей  стране следует в первую очередь ориентироваться на долгосрочную промышленную политику, стимулирование продуктовых и организационных инноваций, новых технологий на  базе  развития науки. Необходим соответствующий коренной пересмотр бюджетных расходов. Существующие приоритеты – сельское хозяйство, жильё и экспорт – в  долгосрочной перспективе, мне кажется, стратегическими не являются.

       Для финансирования требуемых направлений  меньше всего следует рассчитывать на иностранные инвестиции. По теории некоторых экономистов, в страны  с таким холодным  климатом, как Россия и Беларусь, инвестиции не пойдут никогда: это невыгодно. Из-за больших капитальных затрат на строительство отапливаемых заводских корпусов и так далее продукция, произведенная в наших странах, изначально будет более дорогой, а следовательно, менее конкурентоспособной. И необоснованно сводить отсутствие иностранных инвестиций к политическим вопросам. В Южной Корее политический режим является очень жестким, Китай вообще социалистическая страна, а инвестиции в эти страны на порядок больше, чем в Россию и Беларусь, потому что там производство из-за климатических условий намного выгоднее. На Тайване урожай снимают три раза в год, в то время как в Беларуси и за один приходится бороться. В таких условиях решить проблему можно только с помощью сильной государственной власти, стратегически развивающей наукоемкие технологии.

       Для обеспечения средств на выполнение этих задач необходимо пересмотреть внутреннюю политику. Если во внешней руководство страны умело сдерживает стремление российских компаний приватизировать собственность нашей страны, то во внутренней нельзя не отметить сильнейшую зарегулированность экономики, отсутствие возможностей у руководителей реализовывать свои решения, подавляющие производство налоги, отсутствие у субъектов хозяйствование условий для развития. Стимулирование «челноков» отвлекает огромные средства и людей в сферу, которая не развивает страну. Туризм, ориентированный на заграницу, как и «челночный» бизнес, способствует оттоку капитала из Беларуси. Следует развивать такую туристическую деятельность, при которой в нашу страну ездили бы иностранные туристы.

       В условиях значительного износа основных фондов, недостаточно инвестирования в инфраструктуру и  промышленность тенденция оттока капитала является крайне негативной.

       Неоправданной представляется ставка на развитие малого бизнеса. Для страны необходимо возрождение крупного производства, причем на современном уровне. Беларусь обладает высококвалифицированными кадрами, использовать которые  в производстве нестратегической продукции нерационально [17, c.50].

       Таким образом, исследование зарубежного  опыта проведения приватизации показывает, что несмотря на наработанную в разных странах практику, в целом анализ показывает, что единого алгоритма приватизации для всех не существует. Успешные шаги в этом направлении некоторых развитых и развивающихся государств не предоставляют реального материала для подражания, а лишь уменьшают риск неверных движений, дают толчок и подсказку собственным действиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСОБЕННОСТИ  ПРИВАТИЗАЦИИ В БЕЛАРУСИ 

     Развитие  приватизационного процесса в Беларуси осуществляется крайне неравномерно. Отсутствие правового поля приватизации обусловило ее низкие темпы в 1991-1992 гг. Начиная с 1993 г. Этот процесс начал ускоряться, а с 1996 г. Наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий.  Поэтому приватизированный процесс в Беларуси можно разбить на три условных этапа: 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г. по настоящее время.

     Первый  этап.

      (1991-1992 гг.) начался после принятия Верховным  Советом Республики Беларусь  Постановления "Об основных концептуальных положениях  разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь" и осуществлялся при отсутствии необходимой законодательной базы и недостаточном нормативном обеспечении. В этот период безвозмездная (чековая) приватизация не применялась. Государственные и арендные предприятия приватизировались преимущественно их трудовыми коллективами на платной основе. При этом часть государственного имущества, прежде всего основные фонды, амортизированные более чем на 70%, передавались новому собственнику безвозмездно.

      Для выкупа не только арендных, но и государственных  предприятий трудовые коллективы использовали собственные средства этих предприятий и прежде всего чистую прибыль. Условия разгосударствления и приватизации обусловили достаточно высокие их темпы. В этот период было приватизировано 251 предприятие, в том числе 51 – республиканской собственности, что составляет 20.3%. Среди них минское швейное производственное объединение «Комсомолка» (ОАО «Мілавіца»), завод «Дормаш» (концерн «Амкадор») и другие [8, с.17].

        Согласно законодательству, в Беларуси  использовались следующие методы приватизации:

  • преобразование предприятий в ОАО;
  • выкуп государственного арендованного имущества арендным предприятием;
  • выкуп государственного имущества работниками предприятия;
  • продажа по конкурсу;
  • продажа на аукционе.

      В 1991-1992 гг. наиболее популярными способами  приватизации являлись выкуп арендованного имущества арендными предприятиями (в 1991 г. – 55.8%, в 1992 г. – 24.7%), выкуп государственного имущества работниками предприятий (в 1991 г. – 21.3%, в 1992 г. – 45.8%) и продажа по конкурсу (1991 г.- 18%, 1992 г.- 27.4%) [16, с. 99].

      Второй  этап.

     Активный  процесс реформирования государственной  собственности в Беларуси начался в 1993 г. после принятия закона "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и “Об именных приватизационных чеках”. Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки “Имущество”. 50% государственной собственности предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Кроме того, членам трудовых коллективов были установлены льготы при приобретении акций своих предприятий.

     Процесс реформирования государственной собственности начиная с 1993-1994 гг. характеризовался доминированием инициативы преобразования предприятий  «сверху». Правительство выработало программу приватизации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта должны быть реформированы в ОАО. Для продажи на аукционах, по конкурсу предлагались, как правило, предприятия коммунальной собственности (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), а также объекты незавершенного строительства. Если в 1991-1992 гг. негосударственным стало только 251 предприятие, то в 1993-1994 гг. осуществлена трансформация формы собственности на 874 предприятиях, то есть темпы приватизации возросли в 3.2 раза.

     С 1993 г. наиболее распространенным способом осуществления приватизации в Беларуси явилось акционирование. Законодательством определено, что оплата приватизируемого объекта производится денежными средствами и именными приватизированными чеками «Имущество». Более 51% государственных и арендных предприятий образовано в иную форму хозяйствования с использованием именных приватизационных чеков «Имущество». Из 4.9 млн человек, получивших чеки, свыше 2 млн человек вложили 86.6 млн чеков в преобразованные предприятия.

     Невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ «Имущество» для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека находится значительно ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.

     Третий  этап

     С 1995 г. начался этап, который ознаменовался  пересмотром стратегии и тактики  процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995-1996 гг. впоследствии были отменены. Приняты новые нормативные акты. Внесены изменения и дополнения в приватизационное законодательство (июнь 1996 г., декабрь 1998 г.). В результате значительно изменилось отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры и «правила игры» по трансформации собственности, с другой. Они коснулись как сути разгосударствления и приватизации, порядка и способа приобретения государственных и арендных предприятий  в негосударственную форму собственности, так и организации работ при реформировании, порядка разрешения возникающих разногласий между заинтересованными сторонами.

     С 1996 г. наметилась тенденция снижения общих темпов акционирования и приватизации по стране, существенно изменились и используемые методы трансформации собственности. По мере нарастания инфляционных процессов выкуп физических и морально изношенных фондов становился все более неэффективным и затруднительным. В результате в 1996-2000 гг. выкуп государственного имущества работниками предприятий вообще не осуществлялся, а выкуп арендованного имущества арендными предприятиями сократился с 1991 по 2000 г. на 39 процентных пунктов и в 2000 г. составлял лишь 7 %.

     Наиболее  распространенными методами приватизации становятся акционирование (73% от всех приватизированных предприятий в 2000г.) и продажа на аукционе. Если в 1991-1992 гг. продажа государственных объектов на аукционе не проводилась, то далее она возросла (16.8% в 1993 г. и 19.6% в 1999 г.), а затем сократилась (9% в 2000 г.).

     Разгосударствление  и приватизация в стране в территориальном  разрезе все десять происходили  достаточно равномерно. Больше всего  преобразовано предприятий в городе Минске – 19%, меньше всего – 10%  от их общего числа – в Витебской области.

     Что касается динамики преобразований по отраслям народного хозяйства, то наиболее интенсивно приватизировались предприятия  промышленности и торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания. В то же время предприятия ЖКХ, транспортного и строительного комплекса имели гораздо более низкие темпы трансформации формы собственности (таблица 3.1) [16, с.99-101]. 

                                                                                                                             Таблица 3.1

Приватизация в Беларуси в 1991-2009 гг. объектов республиканской и коммунальной собственности

Приватизация Число предприятий % от 3366 объектов
По  отраслям

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Транспорт и  связь

Торговля

Общественное  питание

Жилищно-коммунальный сектор

Бытовое обслуживание

Прочие отрасли

По  методу приватизации

Выкуп собственности

Выкуп собственности  трудовыми коллективами

Преобразование  в АО

Продажа на аукционах

Продажа по конкурсу

 
371

583

231

64

1075

239

100

391

311 

574 

137

1353

933

379

 
11

17

7

2

32

7

3

12

9 

17 

4

40

28

11

Информация о работе Приватизация в РБ: цели и методы