Приватизация в РБ: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
1.1. Цели и задачи приватизации…………………………………………………………5
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
Заключение…………………………………………………………………...................37
Список использованной литературы………………………………………..................39

Работа состоит из  1 файл

09-101 Приватизация - МакроЭкон.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

       Всего за время проведения реформ (на 1июля 2009г.) приватизировано 4103 объекта государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3015 – коммунальной собственности. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.

       Для организации работы по отчуждению неиспользуемых и неэффективно используемых объектов недвижимости Министерством экономики сформирован график подготовки решений об отчуждении неиспользуемых и неэффективно используемых свыше 5 лет объектов республиканской собственности в 2010 году. В график включены 127 объектов общей оценочной стоимостью 13,6 млрд. рублей, из которых два объекта предлагается продать по конкурсу, остальные – на аукционах.

       За  шесть месяцев текущего года заключено 28 договоров купли-продажи объектов республиканской собственности на сумму около 8,9 млрд. рублей.  
В течение первого полугодия 2006 года отчуждено 137 неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов коммунальной собственности общей площадью около 94,5 тысяч кв. метров, из них 84 объекта проданы на аукционе, 44 – проданы конкретным покупателям, 9 – переданы безвозмездно или обменены.

       В отраслевом разрезе наибольшее количество объектов отчуждено предприятиями жилищно-коммунального хозяйства – 84 объекта (61,3 процента от общего количества отчужденных объектов), предприятиями торговли и строительными организациями – по 8 объектов, АПК и промышленными предприятиями – по 4 объекта. Сумма средств, полученная за проданные объекты, составила 12690,3 млн. рублей, из которых 4098,5 млн. рублей перечислено предприятиям на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства.

       В разрезе областей отчуждение неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов осуществлялось следующим образом: г. Минск – 2 объекта, Брестская область – 29, Витебская – 40, Гомельская – 10, Минская – 11 объектов, Гродненская – 27 и Могилевская –18 объектов.

       Таким образом, мы можем сделать вывод, что Беларусь умеет извлекать  выгоды из имеющихся уроков. Ей удалось  избежать серьезных просчетов, допущенных многими. Достигнуто это благодаря тому, что руководство государства исходило из положения, что считать приватизацию совершенным средством проведения институциональных реформ ни в коем случае нельзя, поскольку частная собственность не всегда подразумевает наличие конкуренции, она лишь один двигатель либерализации. Также учитывается, что ускоренное преобразование государственных предприятий в иные формы хозяйствования может привести к резкому сокращению числа работающих и усилению социальной напряженности.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

       Приватизация государственной собственности представляет собой процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на принадлежащие государству объекты. В результате приватизации формируется собственник на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, формируется рыночное ценообразование, в полной мере учитываются нужды потребительского рынка. Основными целями приватизации должны быть повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности, создание и развитие рыночной экономики. Должны обеспечиваться различные способы реформирования: прямая продажа действующих государственных предприятий путем публичного предложения, в случае отсутствия конкурсности; частичная продажа после предварительного акционирования через аукционы, по конкурсу, путем внесения имущества в качества вклада в уставные капиталы тех вновь создаваемых ОАО, которые создаются на более широкой основе, чем отдельное действующее предприятие; выкуп государственных предприятий их работниками и менеджментом; всеобщая ваучерская приватизация; преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в АО. Процесс приватизации должен базироваться на следующих принципах: сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации, право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, дифференциация методов, форм и процедур приватизации, разграничение компетенции между органами государственной власти и управления различных уровней, предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, контроль за осуществлением приватизации со стороны государства, обеспечение широкой гласности процесса приватизации, постепенность и поэтапность, соблюдение законности.

       Исследование  зарубежного опыта проведения приватизации показывает, что несмотря на наработанную в разных странах практику, в целом  анализ показывает, что единого алгоритма  приватизации для всех не существует. Успешные шаги в этом направлении некоторых развитых и развивающихся государств не предоставляют реального материала для подражания, а лишь уменьшают риск неверных движений, дают толчок и подсказку собственным действиям.

       Опыт  полутора десятилетий движения страны по этому пути свидетельствует, что она умеет извлекать выгоды из имеющихся уроков. Беларуси удалось избежать серьезных просчетов, допущенных многими. Достигнуто это благодаря тому, что руководство государства исходило из положения, что считать приватизацию совершенным средством проведения институциональных реформ ни в коем случае нельзя, поскольку частная собственность не всегда подразумевает наличие конкуренции, она лишь один двигатель либерализации. Также учитывается, что ускоренное преобразование государственных предприятий в иные формы хозяйствования может привести к резкому сокращению числа работающих и усилению социальной напряженности.

       Приватизация  в Республике Беларусь приобрела  необратимый характер. В настоящее  время уже нет смысла спорить о ее целесообразности. Путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен. Формы и методы приватизации могут быть различными в зависимости от особенностей объекта и состояния субъекта приватизации. При этом определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований госсобственности. Добиваясь желаемого эффекта, не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности проявления. 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. http://w3.main.gov.by/ministry/economy.nsf
    2. Ваулин В. Некоторые особенности правового положения ОАО, создаваемых в процессе приватизации // БНПИ. Юридический мир. – 2005. - №6. – С.29-36
    3. Закон  «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» // Ведомости РБ. – 1993, №7.
    4. Кевра Г. Эволюция хода чековой приватизации // Финансы, учет, аудит. – 2006. - № 5. – С. 22-23
    5. Корзюк А. Приватизация и рынок ценных бумаг // Белорусский фондовый рынок. – 2000. - № 5. – С. 26-32
    6. Крицкая Л. Чековая приватизация – первая модель национального фондового рынка // Фондовый рынок. – 2006. - №9
    7. Лесневская Н.А., Ломоносов Е.З.  Приватизация: учет и анализ. – Мн.: ООО «Мисанта», 2001. – C. 115 
    8. Лобан А. Приватизация предприятий: способы, организация, механизм: Учеб. пособие. – Мн.: ООО «Мисанта», 1996. – 144 С.
    9. Мохнач Г. Я возвращаю ваш пакет // Белорусская думка. – 2006. - №3. – С. 67-73
    10. Новикова И.В. Управление государственной собственностью – новый подход // Директор. 1999. - №1. - С. 22-27.
    11. Олиневич В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран // Проблемы управления. - 2002. - №2. - С. 62-68.
    12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. – Мн.: ПКФ «Экаунт», 1993.
    13. Приватизация в Великобритании: социально-экономический и политический анализ / Виноградов В.А., Черноморова Т.В., Веселовский С.Я., Зарецкая С.Л., Животовская И.Г. - М.,  - 2000. – С. 300
    14. Пыко В.Т., Крум Э.В, Малая приватизация: сущность, тенденции, пути ускорения: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 76 С.
    15. Ракова Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты // Белорусский экономический журнал. – 2001. - №3. – С.97-105
    16. Республика Беларусь в цифрах, [2009] = Republic of Belarus in Figures: Краткий статистический сборник: [на рус. и англ. яз.] / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь; [редкол.: В.И. Зиновский (пред.) и др.]. – Мн.: [б.и.], 2009. – С. 346
    17. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н. проф. В.И. Кошкина. – Издание расшир. и доп. – М.: ЭКМОС, -  2002. – С. 662
    18. Федулов Д.Л. Теоретические подходы к оценке роли приватизации в экономическом развитии // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2004. - №12. – С. 48-51

Информация о работе Приватизация в РБ: цели и методы