Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
1.1. Цели и задачи приватизации…………………………………………………………5
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
Заключение…………………………………………………………………...................37
Список использованной литературы………………………………………..................39
С принятием в 1998 году Декрета Президента Республики Беларусь № 3 “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” была исключена необходимость ежегодной разработки и утверждения программ разгосударствления и приватизации республиканской и коммунальной собственности и перечней объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации, что придало процессу реформирования непрерывный характер. Положения Декрета законодательно закрепили новые подходы к разгосударствлению и приватизации, регулирующие вопросы создания открытых акционерных обществ, разрешения разногласий о целесообразности приватизации государственных предприятий, порядка и условий продажи принадлежащих государству акций, обмена ИПЧ “Имущество” и другие.
На
2009 год было реформировано и отчуждено
8345 организаций (объектов), в том числе
способом приватизации: (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Приватизация и разгосударствление организаций (объектов) государственной собственности.
Показатели | 1995 | 2000 | 2002 | 2004 | 2006 | 2008 | 1995-2009 |
Преобразование
государственной организации в
акционерное общество Выкуп арендованного
имущества арендной организацией Продажа на аукционе (по конкурсу) |
257 36 172 |
130 13 34 |
157 3 34 |
227 1 14 |
136 - 9 |
41 - 5 |
1978 724 1398 |
Изучение динамики изменения номинальной стоимости приватизированного чека свидетельствует о многократных его индексациях с начала чекового обращения. Его процесс начался с 1 июля 1994 года, неоднократно продлевался с установлением сроков погашения неиспользованных приватизационных чеков и длится по сегодняшний день. Окончательный срок обращения ИПЧ «Имущество» установлен правительством по 30 июня 2007 года. Следует отметить, что предоставленное государством право на их приобретение реализовано более чем половиной (62,6%) граждан республики, каждым вторым из которых полученные чеки полностью или частично использованы в обмен на приватизируемое государственное имущество. На сегодняшний день через банковскую систему на акции ОАО обменено 64,2 млн. шт. ИПЧ «Имущество», что составляет 15% общей суммы полученных гражданами чеков.
Исследование темпов обмена гражданами своих чеков через учреждения АСБ «Беларусбанк» на акции ОАО показало, что с определенной долей достоверности можно констатировать наличие волновой природы хода обменного чекового процесса через банковскую систему. Снижение активности в процессе обмена чеков на акции приватизированных предприятий через банк вызвано несколькими причинами: уменьшение доли поступающих в учреждения банка акций новых, более привлекательных акционерных обществ на потребительском рынке; пассивное отношение к этому процессу самих граждан, а также ежегодное уменьшение темпов приватизации государственной собственности.
При анализе процесса обращения приватизированных чеков, преимущественно на начальной стадии, прослеживается тот факт, что граждане республики, особенно пенсионеры, отдали предпочтение обмену находящихся в их ведении ИПЧ «Имущество» на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов, а также продаже своих чеков как указанным субъектам, так и другим юридическим лицам за денежные средства. Удельный вес использованных такого рода сделках ИПЧ «Имущество» составил 32% общего количества использованных и 18,2% полученных чеков соответственно, что в количественном исчислении составило почти 78 млн. шт.
Закон «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» предусматривает по истечении срока обращения ИПЧ погашение неиспользованных чеков с выплатой по ним компенсации. С другой стороны, чеки не являются платежным средством, поэтому, если это не касается акций, приобретенных через учреждения АСБ «Беларусбанк» или в период льготной продажи при акционировании предприятий, по истечении даты завершения чековой приватизации ИПЧ «Имущество» превратятся в обычную бумагу [4].
Говоря об особенностях создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности, пунктирно обозначим только две самые главные.
Первая – это создание такого акционерного общества одним учредителем. В процессе приватизации государственного имущества открытое акционерное общество создается, как правило, путем преобразования государственного унитарного предприятия. Исключения составляют случаи, когда в создании открытого акционерного общества участвует иной (кроме государства) учредитель и неденежный вклад в уставный фонд общества, а также случаи создания открытого акционерного общества путем преобразования арендного предприятия, когда организация арендаторов и государство выступают учредителями такого создаваемого акционерного общества.
Суть
преобразования существующей коммерческой
организации в коммерческую организацию
иной организационно-правовой формы состоит
в том, что в результате такого преобразования
она изменяет свою организационно-правовую
форму, то есть создается коммерческая
организация новой организационно-правовой
формы. Решение о преобразовании коммерческой
организации, как известно, вправе принять
собственник имущества, учредитель данной
организации. Собственником имущества
государственных унитарных предприятий
являются Республика Беларусь, соответствующая
административно-
Вторая особенность заключается в формировании уставного фонда ОАО. Согласно действующим нормам размер уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации, определяется по балансовой стоимости объекта на 1 января текущего года исходя из результатов инвентаризации и оценки активов и пассивов в установленном порядке. Это означает, что в уставный фонд ОАО включается все имеющееся имущество преобразуемого государственного унитарного предприятия, за исключением имущества, определенного законодательством. Следовательно, орган приватизации, принимая решение о создании ОАО, связан указанным правилом и не в праве определять размер уставного фонда ОАО по своему усмотрению, придерживаясь лишь требования о минимально допустимом размере уставного фонда в 12500 евро [2, с.30].
В 2002-2003 г.г. решением Правительства проведены работы по созданию открытых акционерных обществ на базе крупных государственных предприятий нефтехимического комплекса и Республиканского унитарного предприятия по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз», имеющих стратегическое значение для республики. Несмотря на то, что минимальный объем средств, необходимых для реализации важнейших инвестиционных проектов на реформируемых предприятиях нефтехимического комплекса составлял в целом около 1 млрд. долларов США, приоритетным было условие соблюдения экономической безопасности страны. Поэтому был выбран вариант создания на первом этапе открытых акционерных обществ со 100-процентной долей государства.
Преобразование
крупных предприятий
Для Республики Беларусь приватизация была и остается средством инвестирования государственных предприятий за счет частного сектора. Пприватизация как мощный государственно-управленческий механизм требует тщательных расчетов и взвешенных решений. На сегодняшний день приоритетным направлением государственной политики в сфере имущественных отношений является эффективное управление и распоряжение государственным имущественным ресурсом. Сегодня государство выступает в роли предпринимателя в рамках смешанной экономики, при этом объем и состав государственной собственности может со временем меняться.
Наметился
определенный рост объемов площадей,
сдаваемых в аренду. В 2002 году нормативная
правовая база по арендным отношениям
была существенно переработана и упрощена.
Основой расчета арендной платы объектов
недвижимости стала не балансовая стоимость
объекта, а базовые ставки арендной платы
и механизм их повышения либо снижения.
Кроме того, были урегулированы вопросы
сдачи в аренду государственного имущества,
переданного открытым акционерным обществам
по договору безвозмездного пользования.
Развитие предпринимательства поставило
вопрос о дополнительном регулировании
вопросов аренды площадей и объектов торговли
на рынках частной формы собственности.
Этот вопрос регламентирован соответствующим
Указом Президента Республики Беларусь
в 2005 году.
Согласно требованиям новой редакции Гражданского кодекса проведена работа по оптимизации числа производственных объединений, в результате число объединений снижено со 150-ти до 36-ти. Кроме того, постановлением Правительства уточнен регламент создания, реорганизации и ликвидации унитарных (дочерних, казенных) предприятий, включая создание организаций, финансируемых из бюджета решением Правительства.
Существенным
этапом в использовании
В настоящее время доля государственной собственности имеется в 1386 открытых акционерных обществах, созданных в процессе преобразования государственных и арендных предприятий. При этом доля государства в уставных фондах открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования предприятий республиканской собственности, в среднем составляет 64,6 процента, в акционерных обществах, созданных на базе предприятий коммунальной собственности, – 74,2 процента.
За
период с 1991 года по настоящее время
в республике на базе государственных,
арендных (коллективных) предприятий,
ранее находившихся в республиканской
собственности, в процессе приватизации
создано 813 открытых акционерных обществ
[1].
Рис3.1. Государственная доля республиканской собственности в ОАО,
созданных в процессе реформирования республиканской
собственности за 1991 – 2009 гг.
(по состоянию на 30.06.2009, количество ОАО, %)
Свыше 75% в УФ | От 50% до 75% включительно | От 25% до 50% включительно | От 0% до 25% включительно | Отсутствует доля РБ |
371 | 72 | 123 | 77 | 287 |
В собственности Республики Беларусь находится 7,3 млрд. акций или 68,5% от общего количества эмитированных акций. Указанные акции имеются в уставных фондах 635 акционерных обществ. В результате ликвидации или реорганизации обществ, передачи акций в коммунальную собственность или продажи пакетов акций в полном объеме доля Республики Беларусь в уставном фонде 267 акционерных обществах отсутствует. Наибольший удельный вес из всех акционерных обществ с долей Республики Беларусь в уставном фонде приходится на общества с размером указанной доли свыше 75%. В настоящее время доля государства в уставных фондах имеется в десяти банках, при этом в четырех из них (ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк» доля государства составляет свыше 75 процентов. С целью привлечения в экономику республики инвестиций систематически осуществляется продажа принадлежащих Республике Беларусь пакетов акций открытых акционерных обществ, для чего ежегодно формируются перечни открытых акционерных обществ, акции которых предлагаются для продажи по конкурсу и на аукционе, в том числе в ОАО “Белорусская валютно-фондовая биржа”. При подготовке предложений о продаже государственных объектов, принадлежащих государству акций, также применяется принцип «точечного» подхода в рамках действующего законодательства и механизма продажи государственной собственности. Предложения о реализации принадлежащих государству акций рассматриваются индивидуально по каждому акционерному обществу с учетом конкретных предложений инвесторов, в том числе иностранных, перспектив развития общества и отрасли, при условии сохранения позиций государства в управлении экономикой. В результате проводимой работы по повышению эффективности управления государственного имущества январе-ноябре 2005 года в республиканский бюджет поступили доходы от использования и реализации государственного имущества в сумме 360,5 млрд. рублей.