Приватизация в РБ: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
1.1. Цели и задачи приватизации…………………………………………………………5
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
Заключение…………………………………………………………………...................37
Список использованной литературы………………………………………..................39

Работа состоит из  1 файл

09-101 Приватизация - МакроЭкон.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

       Таким образом, этот способ приватизации, оказавшись наиболее применяемым, выявил серьезные противоречия между политической необходимостью и экономической целесообразностью.

     Одним из наиболее распространенных способов приватизации в странах переходной экономики оказался метод всеобщей ваучерской приватизации, который предполагает распространение приватизационных чеков или ваучеров среди населения. В этом случае предполагается равномерное распределение государственной собственности среди держателей приватизационных чеков. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании. Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

       Выданные  ваучеры население может вкладывать непосредственно в акции компаний, выставленных на продажу. Для того чтобы организовать этот процесс и поощрить большую концентрацию акций во владении предприятием и организации корпоративного управления, было разрешено помещать ваучеры в специальные инвестиционные фонды, которые и выступают на рынке от имени владельцев ваучеров. Эти фонды ведут активную работу по привлечению инвестиций, организации вторичного рынка, создают условия для укрепления финансовой инфраструктуры.

       И рассмотрим вопрос о возвращении собственности прежним владельцам. Этот прием тоже рассматривается как способ приватизации и возник в связи с тем, что во многих странах с приходом к власти коммунистов происходила экспроприация частного имущества.

       Возвращение имущества прежним владельцам сопряжено  со множеством проблем. Так, в некоторых  странах было принято решение и о денежных компенсациях бывшим владельцам. В Болгарии, Германии, Чехословакии государство законодательно предусмотрело возвращение земель, жилых зданий и предприятий прежним владельцам или их наследникам.

       Возвращение собственности в натуральной  форме в какой-то степени может  способствовать развитию частного сектора, но не позволяет избежать конфликтов, в частности, связанных с перераспределением прав и обязательств. [17, с. 242-247]

       Таким образом, приватизация государственной  собственности представляет собой  процесс приобретения физическими  и юридическими лицами права собственности на принадлежащие государству объекты. В результате приватизации формируется собственник на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, формируется рыночное ценообразование, в полной мере учитываются нужды потребительского рынка. Основными целями приватизации должны быть повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности, создание и развитие рыночной экономики. Должны обеспечиваться различные способы реформирования: прямая продажа действующих государственных предприятий путем публичного предложения, в случае отсутствия конкурсности; частичная продажа после предварительного акционирования через аукционы, по конкурсу, путем внесения имущества в качества вклада в уставные капиталы тех вновь создаваемых ОАО, которые создаются на более широкой основе, чем отдельное действующее предприятие; выкуп государственных предприятий их работниками и менеджментом; всеобщая ваучерская приватизация; преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в АО. Процесс приватизации должен базироваться на следующих принципах: сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации, право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности, дифференциация методов, форм и процедур приватизации, разграничение компетенции между органами государственной власти и управления различных уровней, предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, контроль за осуществлением приватизации со стороны государства, обеспечение широкой гласности процесса приватизации, постепенность и поэтапность, соблюдение законности.

 

        2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВАТИЗАЦИИ 

       Приватизация  государственной собственности  имеет широкое распространение  в современном мире. Причем, как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в развивающихся странах, которые после приобретения политической независимости в течение нескольких десятилетий находятся в сложном поиске выбора оптимальной модели развития.

       Приватизация государственной собственности в индустриальных странах носит в буквальном смысле ограниченный характер и имеет своей целью достижение частных макроэкономических эффектов, главным образом фискального характера (уменьшение государственных расходов и сокращение бюджетного дефицита). Однако, цели и задачи приватизации не однородны для различных государств и регионов мира. В развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки приватизация государственной собственности направлена на развитие инфраструктуры. Так, в Бразилии по итогам 1991-1998 гг. доля приватизированных предприятий энергетики составляет 33%, в сталелитейном секторе – 10%, нефтехимическом – 4%, добывающем – 8%, железнодорожном  – 4%, финансовом – 1%, других отраслях – 5%. В странах Центральной и Восточной Европы цель реформирования государственной собственности – создать эффективный частный сектор и реструктурировать экономику в целом, обеспечив на этой основе экономический рост [10, с.23].

       Рассмотрим  родоначальницу приватизации – Соединенное Королевство Великобритании. Начиная с 50-х годов по темпам роста промышленного производства эта страна отставала от Японии, США, Италии и других [13]. Накануне широкого разгосударствления и приватизации в государственном секторе предпринимательства сложилась такая ситуация, когда совокупная прибыль национализированных отраслей была близка к нулю, уровень самофинансирования составил лишь 10%, а затраты на оплату труда себестоимости продукции росли быстрее, чем в среднем по стране, и без соответствующего роста  производительности труда. Практически по любому предприятию разрабатывалась программа приватизации, после чего в парламенте принимался соответствующий закон. Наиболее распространенным методом приватизации основных национализированных отраслей стало их превращение из государственных предприятий в коммерческие общества. Далее происходила продажа акций новых компаний путем их предложения по фиксированным ценам или путем продажи с торгов. Осуществление приватизации в Великобритании позволило сократить прямые налоги, увеличило число людей, владеющих акциями, в три раза. Коэффициент рентабельности вырос, что позволило правительству еще раз подчеркнуть, что частное предприятие рентабельнее государственного. В эпоху Тэтчер, продолжавшуюся 11 лет, валовой национальный продукт возрос на 27% [11, с. 62-63].

       Весьма  интересен и поучителен опыт Франции. Хозяйственный механизм, сложившийся в послевоенной Франции и включающий в качестве своих составных элементов государственный сектор, к концу 60-х годов исчерпал себя и требовал совершенствования. Государство взяло на себя финансирование убыточных компаний частного сектора, что привело к росту государственных расходов и, как следствие, к растущему дефициту государственного бюджета. Принимались меры по снижению государственной деятельности до минимума, одновременно значительно расширив возможности и стимулы для частного предпринимательства. В течение всего одного года во Франции было приватизировано такое количество предприятий, на приватизацию которых правительство М. Тэтчер затратило пять лет. Объективными условиями успеха явились развитие биржевого рынка, обуздание инфляции и большой объем сбережений населения. Опыт Франции интересен тем, что за последние десятилетия ни одна из стран развитого капитализма не переживала столь резких перемен курса государственной экономической стратегии и, соответственно, не выдвигала столь разнонаправленных путей преодоления трудностей, как Франция [11, с.63].

       По-настоящему серьезно приватизация и разгосударствление осуществлялась, в основном, во Франции и Великобритании в 1986-1988 гг. Только они претворили в жизнь полную продажу частному сектору имущества ряда крупнейших государственных предприятий с передачей контроля над ними частному владельцу. Другие страны реализовали преимущественно более «мягкую» приватизацию, которая выразилась либо в смене способа управления, с государственного на частный, либо в акционировании капитала, то есть в привлечении государственных и частных акционеров при сохранении эффективного государственного контроля. Так в Турции, где на государственные предприятия приходится почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации государственной собственности стало постепенное акционирование. Причем, приватизации, в основном, подлежат производства вполне прибыльные, хотя и требующие значительных капитальных вкладов в модернизацию устаревшего оборудования.  По пути «мягкой» приватизации пошли Индонезия, Марокко, Алжир, которые реорганизуют государственный сектор путем расширения административно-экономической свободы государственных предприятий, частичной либерализации их ценовой политики, акционирования с сохранением контрольного пакета акций за государством. В то же время есть примеры и жесткой приватизации – Чили и Мексика.

       Очевидные успехи приватизации в Чили опираются на мощную поддержку иностранного капитала. В этой стране низки показатели инфляции и внешнего долга, велики темпы экономического роста. Государство решило опробовать новую модель приватизации – «народного капитализма». Главным институциональным механизмом осуществления этой модели является администрация пенсионных фондов, являющихся пайщиками многих компаний и фирм. В настоящее время пенсионные фонды являются наиболее мощными институциональными инвесторами, которые обеспечивают более 70% совокупных инвестиций. В их деятельности активную роль играет государство, которое само является крупным пайщиком фондов [11, с. 65].

       Большое распространение получила приватизация в Соединенных Штатах Америки, несмотря на то, что в этой стране государственная собственность никогда не играла сколько-нибудь значительной роли в экономике. Цель американской приватизации – уменьшение бюджетного дефицита, с одной стороны, с другой – сокращение непомерно возросших издержек производства на государственных предприятиях, что нашло свое отражение в удорожании услуг, предоставляемых государством, что оказало влияние на ухудшение структуры потребительского бюджета средней американской семьи. Кроме того, цель американской приватизации – расширение сферы услуг, ранее осуществлявшихся за счет государственных финансов, улучшение ее функционирования за счет усиления конкурентного давления, повышения ответственности частного сектора, оперирующего в данной сфере, освобождение государственного капитала, выступающего конкурентом частному, и расширение сферы применения частного капитала.

       В результате приватизации были сокращены  издержки производства и экономия государственных финансов варьировалась по секторам от 10-25% при водоснабжении городов и населенных пунктов и функционировании библиотек до13-60% при техническом обслуживании общественных зданий, 25-50% - при обслуживании общественных дорог, строительстве, 10-40% - при обслуживании тюрем, управлении метрополитенами – 30%. Экономия на издержки варьировалась по секторам: 15-40% - давала экономия на издержках при приватизации аэропортов, 45% - при приватизации лечебниц, санаториев, 20-50% - при приватизации пожарной охраны, 10-25% - при приватизации больниц, 25-40% - при приватизации переработки мусора, 20-30% - при приватизации парков и других мест отдыха. Между тем приватизация в США хотя и называется таковой, не всегда подразумевает прямую продажу государственных активов в частную собственность [10, с.24].

       Приватизация  характерна для всех стран, в том числе и для развитых. Государственный сектор Японии невелик, и в основном затрагивает отрасли инфраструктуры. Приватизация в условиях Японии означает не только передачу прав собственности частным владельцам, но также отмену законов о создании государственных предприятий с соответствующей регламентацией и изменением их формы. Публичная корпорация акционируется, а затем акции продаются на фондовой бирже, после чего она становится частной. Акционерная компания или паевое товарищество приватизируется сразу путем продажи государственной доли в ее капитале. Приватизация государственной собственности привела к перераспределению собственности в больших масштабах и к значительной демонополизации рынков самих товаров и услуг[11, с.64].

       Опыт  разгосударствления и приватизации государственной собственности в развивающихся странах указывает на следующие моменты, важные и для Республики Беларусь:

       1. Приватизация государственной собственности проводится более успешно там, где она осуществляется на фоне реформ, нацеленных на создание открытых и конкурентных рынков. Даже временный отказ от реформ приводит к резким негативным последствиям в экономике.

       2. Приватизация должна проводиться при активном контролирующем участии государства.

       3. Аккумуляцию индивидуальных денежных средств необходимо осуществлять в нескольких центрах, координирующих институциональную стратегию.

       4. Государство должно направлять  инвестиции в новые производства.

Информация о работе Приватизация в РБ: цели и методы