Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
1.1. Цели и задачи приватизации…………………………………………………………5
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
Заключение…………………………………………………………………...................37
Список использованной литературы………………………………………..................39
Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.
Разгосударствление экономики осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности и путем разгосударствления собственности. Сущность первого направления состоит в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственного заказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей, становления арендных отношений и т. д.
При всей важности этого направления разгосударствления экономики оно недостаточно эффективно, так как не меняет основу экономических отношений отношения собственности. Сохранение монополии государственной собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.
Разгосударствление собственности - разрушение монополии государственной собственности, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий.
В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.
В государствах с административно-командной экономикой разгосударствление и приватизация осуществляются в условиях монополии государственной собственности. Отсутствие частного капитала сдерживает формирование спроса на приватизируемые предприятия, население отрицательно относится к развитию частной собственности и приватизации.
В период перехода к рынку приватизация может осуществляться способами безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам, продажи объектов, принадлежащих государству, другим собственникам либо путем сочетания этих двух способов. Для обеспечения независимости и суверенитета, решения других общенациональных социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности. Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 – безвозмездно.
Процесс приватизации регламентируется Законом «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» и базируется на следующих принципах:
Работникам приватизированных
- деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;
- до завершения приватизации
ответственность по
Существует
множество разнообразных
Основные методы приватизации:
1. Прямая продажа действующих государственных предприятий:
- путем публичного предложения
-
в случае отсутствия
2. Частичная продажа после предварительного акционирования (начальная приватизация):
- через аукционы, в том числе специализированные, допускающие участие в покупке не только компаний, но и населения;
-
по конкурсу (участники предлагают
свои условия, как правило,
закрыто друг от друга, а
конкурсная комиссия выбирает
наиболее выгодный для
-
путем внесения имущества в
качества вклада в уставные
капиталы тех вновь
3. Выкуп государственных предприятий их работниками и менеджментом.
4. Всеобщая ваучерская приватизация.
5. Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в АО, 100 % акций которых остаются в собственности государства (муниципального органа управления).
Наиболее известным из достаточно успешных методов приватизации, является прямая продажа действующих государственных предприятий. Как правило, эта схема применяется в странах с развитой рыночной экономикой, например в Великобритании. При продаже внешним владельцам обычно ориентируются на стратегического инвестора, заинтересованного в реконструкции предприятия, готового привнести в него передовой опыт и имеющего необходимые стимулы для эффективного управления.
Однако
процесс продажи
В странах, которые проводили массовую приватизацию, вызванную необходимостью институциональных изменений, только в Германии, Венгрии и Эстонии удалось приватизировать наиболее значительную часть государственных предприятий путем продажи внешним владельцам.
Прямая
продажа государственных
Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (то есть частичная продажа после предварительного акционирования). Но для этого должны быть созданы соответствующие предпосылки. Во-первых, должен существовать развитый фондовый рынок и, во-вторых, предприятие, акции которого выставляются на продажу, должно иметь хороший финансовый потенциал и надежную репутацию. Необходимо, чтобы рынок был подготовлен к приобретению именно этих акций, то есть рынок должен быть «разогрет», а это в свою очередь также требует определенных затрат.
Метод предварительного акционирования предприятия, а затем продажи акций применялся в Польше и Венгрии, но масштабного распространения он не получил. Следует отметить, что применение именно этого способа приватизации очень способствует развитию рынков капитала и рынка ценных бумаг. При этом страна быстро проводит институциональные преобразования, но массовое акционирование требует предварительного вложения значительных финансовых средств.
Другим способом приватизации, фактически альтернативным предыдущим, является выкуп государственных предприятий их работниками. При этом, как правило, от работников отделяется администрация предприятия, которая имеет особые права или преимущества при приобретении. Широкое распространение этот способ приватизации получил в Польше, Румынии, Словении. Такой способ приватизации осуществляется в короткие сроки, отличается относительной простотой с технической точки зрения, кроме того, он может также способствовать улучшению корпоративного управления и может быть эффективным на преуспевающих или экономически устойчивых предприятиях. Вместе с тем он имеет ряд недостатков. Во-первых, несправедливо распределяется собственность. Во-вторых, государство практически лишает само себя поступлений в бюджет от приватизации из-за того, что отдает предприятия работникам бесплатно или по низкой цене. К недостаткам приобретения работниками предприятий в странах с переходной экономикой относится и то, что в этих странах еще не развиты принципы корпоративного управления, отсутствует культура взаимодействия администрации и владельцев, нет соответствующей дисциплины и механизмов надзора за руководителями.