Приватизация в РБ: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
Определить основные цели, задачи, направления и методы приватизации;
Рассмотреть процесс приватизации в зарубежных странах;
Исследовать процесс приватизации в Республике Беларусь;
Проанализировать возможность использования зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Сущность приватизации………………………………………………………………….5
1.1. Цели и задачи приватизации…………………………………………………………5
1.2. Основные направления и методы приватизации……………………………………9
2. Зарубежный опыт приватизации……………………………………………..................18
3. Особенности приватизации в Беларуси……………………………………...................25
Заключение…………………………………………………………………...................37
Список использованной литературы………………………………………..................39

Работа состоит из  1 файл

09-101 Приватизация - МакроЭкон.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

     Разгосударствление  экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.

     Разгосударствление  экономики осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности и путем разгосударствления собственности. Сущность первого направления состоит в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственного заказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей, становления арендных отношений и т. д.

     При всей важности этого направления  разгосударствления экономики оно  недостаточно эффективно, так как  не меняет основу экономических отношений  отношения собственности. Сохранение монополии государственной собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.

     Разгосударствление  собственности - разрушение монополии государственной собственности, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий.

     В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.

       В государствах с административно-командной экономикой разгосударствление и приватизация осуществляются в условиях монополии государственной собственности. Отсутствие частного капитала сдерживает формирование спроса на приватизируемые предприятия, население отрицательно относится к развитию частной собственности и приватизации.

       В период перехода к рынку приватизация может осуществляться способами безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам, продажи объектов, принадлежащих государству, другим собственникам либо путем сочетания этих двух способов. Для обеспечения независимости и суверенитета, решения других общенациональных социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности. Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 – безвозмездно.

       Процесс приватизации регламентируется Законом «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» и базируется на следующих принципах:

  1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации означает, что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность гражданам бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.
  2. Право каждого гражданина на часть безвозмездного передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков «Имущество» на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
  3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и так далее. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционеров. Практически данный принцип реализуется путем разработки специальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).
  4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется  делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы власти.
  5. Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации и касается, прежде всего, трудовых отношений.

         Работникам приватизированных предприятий  даются следующие гарантии:

        - деятельность предприятия не  может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;

        - до завершения приватизации  ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.

  1. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и так далее. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
  2. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.
  3. Постепенность и поэтапность означает, что реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
  4. Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом. [8, с. 14-16]

       Существует  множество разнообразных методов  приватизации. Рассмотрим некоторые  из них, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

       Основные методы приватизации:

     1. Прямая продажа действующих государственных предприятий:

     - путем публичного предложения

     - в случае отсутствия конкурсности

     2. Частичная продажа после предварительного акционирования (начальная приватизация):

     - через аукционы, в том числе  специализированные, допускающие участие в покупке не только компаний, но и населения;

     - по конкурсу (участники предлагают  свои условия, как правило,  закрыто друг от друга, а  конкурсная комиссия выбирает  наиболее выгодный для государства  вариант, причем не только по  финансовым условиям, но и, например, по социальным последствиям);

     - путем внесения имущества в  качества вклада в уставные  капиталы тех вновь создаваемых  ОАО, которые создаются на более  широкой основе, чем отдельное  действующее предприятие.

     3. Выкуп государственных предприятий их работниками и менеджментом.

     4. Всеобщая ваучерская приватизация.

     5. Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в АО, 100 % акций которых остаются в собственности государства (муниципального органа управления).

               Наиболее известным из достаточно успешных методов приватизации, является прямая продажа действующих государственных предприятий. Как правило, эта схема применяется  в странах с развитой рыночной экономикой, например в Великобритании. При продаже внешним владельцам обычно ориентируются на стратегического инвестора, заинтересованного в реконструкции предприятия, готового привнести в него передовой опыт и имеющего необходимые стимулы для эффективного управления.

       Однако  процесс продажи стратегическому партнеру довольно дорогостоящий и медленный, требует тщательной предпродажной подготовки, включающей дополнительные расходы на аудит и подготовку бизнес-плана. Серьезной проблемой, всегда вызывающей разногласия, особенно в общественной среде, является установление стоимости предприятий, выставляемых на продажу. Так,  вследствие политических факторов (нестабильность в стране, неспособность правительства гарантировать права собственности) понижается стоимость предприятия, выставленного на  продажу, что создает напряженность среди потенциальных покупателей. А чрезмерное завышение, в свою очередь, может привести к  тому, что их вообще не найдется.

       В странах, которые проводили массовую приватизацию, вызванную необходимостью институциональных изменений, только в Германии, Венгрии и Эстонии удалось приватизировать наиболее значительную часть государственных предприятий путем продажи внешним владельцам.

       Прямая  продажа государственных предприятий  является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает довольно затруднительно.

       Возможно, более простым является не продажа  собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (то есть частичная продажа после предварительного акционирования). Но для этого должны быть созданы соответствующие предпосылки. Во-первых, должен существовать развитый фондовый рынок и, во-вторых, предприятие, акции которого выставляются на продажу, должно иметь хороший финансовый потенциал и надежную репутацию. Необходимо, чтобы рынок был подготовлен к приобретению именно этих акций, то есть рынок должен быть «разогрет», а это в свою очередь также требует определенных затрат.

       Метод предварительного акционирования предприятия, а затем продажи акций применялся в Польше и Венгрии, но масштабного распространения он не получил. Следует отметить, что применение именно этого способа приватизации очень способствует развитию рынков капитала и рынка ценных бумаг. При этом страна быстро проводит институциональные преобразования, но массовое акционирование требует предварительного вложения значительных финансовых средств.

       Другим  способом приватизации, фактически альтернативным предыдущим, является выкуп государственных предприятий их работниками. При этом, как правило, от работников отделяется администрация предприятия, которая имеет особые права или преимущества при приобретении. Широкое распространение этот способ приватизации получил в Польше, Румынии, Словении. Такой способ приватизации осуществляется в короткие сроки, отличается относительной простотой с технической точки зрения, кроме того, он может также способствовать улучшению корпоративного управления и может быть эффективным на преуспевающих или экономически устойчивых предприятиях. Вместе с тем он имеет ряд недостатков. Во-первых, несправедливо распределяется собственность. Во-вторых, государство практически лишает само себя поступлений в бюджет от приватизации из-за того, что отдает предприятия работникам бесплатно или по низкой цене. К недостаткам приобретения работниками предприятий в странах с переходной экономикой относится и то, что в этих странах еще не развиты принципы корпоративного управления, отсутствует культура взаимодействия администрации и владельцев, нет соответствующей дисциплины и механизмов надзора за руководителями.

Информация о работе Приватизация в РБ: цели и методы