Развитие крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:09, курсовая работа

Описание

The theme of my term paper is “The development of big business in Russian”. This problem is very important, because big business nowadays favours the development of economics in the country, provides Russian people with working places, promotes the improvement of standard of living of population.

The aim of my paper is to give recommendation to improve the development of big business in Russia. In order to reach this goal it is necessary to fulfil the following tasks:

1. to analyze the peculiarities of big business in Russia in comparison with other countries;

2. to analyze the regulation of big business in Russian and abroad;

Содержание

Введение 4

I. Теоретические основы организации и развития крупного бизнеса. 5

1.1. История создания крупного бизнеса в России. 5

1.2. Формы организации бизнеса. 7

1.3. Формы организации крупного бизнеса. 15

1.4. Уязвимые места фирм. 19

1.5. Риски крупных предприятий. 25

1.6. Контроль за деятельностью корпорации. 29

1.7. Выводы. 27



II. Сравнительный анализ крупного бизнеса России с зарубежными странами.

34

2.1. Особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами. 34

2.2. Аргументы в пользу и против крупного бизнеса 35

2.3. Регулирование крупного бизнеса в России и за рубежом. 38

2.4. Выводы. 44



III. Анализ развития крупного бизнеса. 46

3.1. Развитие крупного бизнеса в России. 46

3.2. Развитие крупного бизнеса за рубежом (на примере Китая). 49

3.3. Развитие крупных фирм России в сфере услуг сотовой связи. 51

3.4. Выводы. 56



IV. Выводы и предложения. 57

Заключение. 61

Список используемой литературы. 63

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа крупный бизнес.doc

— 479.00 Кб (Скачать документ)

Чистые холдинги, как правило, возглавляются крупными банками, в то время как во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством. Естественно, эта квалификация достаточно условна. Диверсифицированные современные объединения могут быть холдингами по отношению к своим дочерним фирмам и одновременно сами могут входить в качестве дочерних фирм в состав других, более могущественных холдингов. Такая форма объединения часто используется для проведения единой политики и контроля за соблюдением интересов головной холдинговой компании. Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая крупные концерны и банки. Их собственный капитал и активы при этом часто бывают в несколько раз меньше суммарного капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с большой долей участия государственного капитала, что позволяет правительству контролировать и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны.

По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.) входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставиться задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам. 

Холдинги, ФПГ и другие межотраслевые объединения с государственным капиталом могут получить статус независимого органа или подчиняться правительству. К 1998 г. в России действовало около 75 ФПГ, которые в значительной степени формировали экономическую и техническую политику страны. К этому времени ФПГ официально объединяли свыше 1150 предприятий России и других стран, более 160 банков и прочих финансовых учреждений. Концентрация крупного и промышленного финансового капитала, кооперирование производства, скоординированные действия предприятий в рамках одного управляющего органа позволили Российским ФПГ увеличить в 1997 г. экспорт продукции на 30 %. При общей стагнации промышленного производства предприятия, вошедшие в состав ФПГ, достигли достаточно высоких (10 – 15 %) темпов наращивания выпуска продукции. Инвестиции в реальный сектор ведущих ФПГ выросли за год в 2,5 раза.

Банки и предприятия – участники отдельных ФПГ в праве входить в состав неограниченного числа других объединений. За результаты деятельности ФПГ, в состав которой входит данное предприятие или банк, они отвечают лишь в пределах своих конкретных взносах и обязательств. Поэтому ФПГ с учётом их прямых и опосредованных связей порой охватывают огромный сектор экономики отдельных стран и морового рынка.

Специалисты в области хозяйственного менеджмента полагают, что растущее влияние и увеличение масштабов деятельности крупных  диверсифицированных объединений типа холдингов и ФПГ связаны с развитием системы корпоративного планирования и управления экономикой, характерной для любой индустриально развитой хозяйственной системы. Именно такого рода объединения оказываются локомотивами экономического роста. 

Ассоциация – это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. Ассоциация – орган, как правило, с ограниченной, а порой и чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнёрами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности вошедших в неё предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе.

Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают долговые и долгосрочные планы собственного экономического и социального развития. После согласования планов отдельных участков с партнёрами по ассоциации составляется объединённый план, выполнение которого контролируется правлением ассоциации.

Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию заключают договор о совместной деятельности.

Наряду с бессрочными организационными объединениями, такими как товарищество, акционерные общества, холдинги, ФПГ, ассоциации и др., возникают временные объединения предприятий (организаций) для решения конкретных задач в течение определённого периода времени. Такого рода объединения получили названия консорциумы. Они объединяют предприятия и организации независимо от их отраслевой принадлежности, подчинённости и формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает своё существование.

    К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических инвестиционных, экологических и других программ.

Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном соотношения сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве. Главной задачей синдиката – организовать совместный сбыт продукции (нефти, угля, железной руды, зерна, хлопка и т.д.).

Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, в которую члены синдиката должны сдавать по заранее оговоренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продаже. Дирекция синдиката в ряде случаев организует закупку сырья, материалов и других продуктов для участников синдиката на деньги, вырученные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель синдиката – расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объёмы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.

 

1. 4. Уязвимые места фирмы.

Попробуем объяснить, почему вся экономика не организована как одна огромная фирма в едином гигантском иерархическом строю [1]. Предположим, что вы — владелец маленькой компании, разрабатывающей программное обеспечение ЭВМ для различных прикладных целей. Назовем ее «Малыш». А я — владелец большой компании, специализирующейся в этой и смежных областях. Назовем ее «Гигант». Пусть в прошлом моя компания приобрела у вашей операционные системы. Что бы мы выиграли и что потеряли, если бы захотели расширить масштаб наших операций путем слияния «Гиганта» и «Малыша»?

Положительные стороны подобного мероприятия очевидны. Во-первых, объединенная фирма создала бы стабильную структуру и открылась бы возможность долгосрочного инвестирования. Предположим, что вы сможете сократить стоимость производства вашего программного обеспечения и улучшить его качество за счет того, что оно будет ориентировано для использования на компьютерах фирмы «Гигант», а отнюдь не для всех разнообразных модификаций персональных ЭВМ. Вы переоснащаете вашу фирму вычислительными машинами фирмы «Гигант», обучаете ваших программистов тонкостям в использовании новых компьютеров и т.д. Если бы наши фирмы были связаны лишь рыночными отношениями, такие операции были бы слишком рискованными. Одна из сторон могла бы расторгнуть договор, оставив другую один на один с весьма существенными бессмысленными затратами. Эта опасность стремится к нулю в случае слияния «Малыша» и «Гиганта».

Во-вторых, посредством слияния сглаживаются некоторые острые углы возможной недобросовестности партнеров. Например, договориться о справедливой цене на новый товар независимым фирмам зачастую очень сложно. Продавец пытается оправдать высокие цены, завышая в процессе переговоров стоимость разработок и внедрения. Покупатель настаивает на заниженной цене, преуменьшая функциональные возможности предлагаемой новинки. По мере того, как стороны маневрируют в поисках собственной выгоды, они долго и старательно наводят тень на плетень, искажая исходную информацию в свою пользу. При слиянии фирм подобных проблем не возникает. Партнеры играют с открытыми картами, информация каждого из подразделений фирмы является обшей для всех, включая данные о реальных затратах на производство, преимуществах и недостатках выпускаемой продукции.

В-третьих, объединенная фирма легче адаптируется к неожиданным изменениям обстановки. Положим, что «Гигант» вынужден прекратить производство определенного типа компьютеров, потому что более современная модель их конкурентов вытеснила их с занимаемых позиций. А «Малыш» в это время находится на полпути к разработке пакета программ для этой, как выясняется устаревшей, модели. При наличии рыночных отношений между этими фирмами при таком повороте неизбежно недоверие, длинные переговоры и, вероятно, судебный процесс. Но если «Малыш» и «Гиганта—два подразделения одной компании, президент просто приглашает их руководителей, объясняет им ситуацию и ставит каждому из них новую задачу. Все продолжают получать жалование и все очень счастливы.

С точки зрения экономии на производственных затратах, преимущества при слиянии двух фирм, похожи на плюсы при организации фирмы как таковой[2].

Потенциальные преимущества от слияния двух фирм в то же время отягощены рядом недостатков. Общие затраты автоматически не уменьшаются за счет слияния фирм, имеющих отношения «поставщик — потребитель». Это объясняется следующими факторами.

Экономия на масштабах производства. Во-первых, независимый поставщик в состоянии обеспечить оптимальную экономию на масштабах производства, обслуживая целый ряд потребителей. В качестве независимой фирмы наш «Малыш» мог бы продавать свою продукцию другим компаниям, которые конкурируют с «Гигантом» в сфере производства вычислительной техники. А «Гигант» в свою очередь не нуждается в таком количестве программистов, чтобы полностью обеспечить работой персонал слившегося с ним «Малыша», сохраняя при этом оптимальный для себя масштаб производства,

Бюрократизация, иерархическая организация внутри некой фирмы устраняет ряд непроизводственных затрат, присущих рыночным отношениям, но, в свою очередь, привносит свои собственные. В иерархической организации фирмы далеко не каждый ее сотрудник должен знать стратегию и тактику деятельности предприятия. Достаточно кому-либо из ключевых руководителей, руководствуясь некими причинами, принять соответствующее решение и донести его до подчиненных. Это является одной из причин возможного приспособления иерархии к изменению обстоятельств деятельности. Однако существует неприятная тонкость. Иногда новая информация становится известной сотрудникам низших эшелонов иерархической структуры. Но прежде чем информацией можно воспользоваться, она должна быть проанализирована на высшем уровне управления фирмой, и лишь после того, как будет выработано конкретное решение, оно доводится до всех сверху донизу. Этот процесс требует времени и может привнести ошибки.

По мере того как иерархическая структура разрастается, стоимость обмена и передачи информации по вертикальным связям растет и опасность появления ошибок увеличивается. Если организация расширяется по горизонтали — каждый руководитель имеет больше подчиненных, то внимание, которое он может уделить каждому конкретному работнику, уменьшается. Если организация растет по вертикали — увеличивается число уровней управления, то информация путешествует по удлинившейся цепи, что вызывает существенные задержки в ее обмене и увеличивает вероятность ошибки. Подводя итог можно сказать, что чем больше организация, тем более она обюрокрачивается. Этот термин применим и к правительственному учреждению, и к крупной корпорации в равной мере: и здесь, и там — застой, отсутствие гибкости в принятии решений и появление ошибок.

И в заключении. Если организация решения какой-либо задачи вместо рынка отдана на откуп «фирменной» иерархии, такое предприятие лишается весьма важного преимущества — преимущества мощных стимулов. Они подразумевают претензии на чистый остаток прибыли, возникающий после выполнения заказа, совмещенный с риском любых потерь во время его выполнения.

Положим, что «Малыш» организует временный творческий коллектив для решения определенной задачи. Этим коллективом управляет мощный стимул. По условиям контракта продукция должна быть представлена к определенному времени по заранее обусловленной цене. Этим коллективом управляют мощные стимулы. Чем меньше времени они потратят, тем большую прибыль они получат. Но если качество работы не будет устраивать покупателей, и разработанная продукция не найдет сбыта, этот коллектив примет на себя весь ущерб. Допустим, что каждый член этой группы стал служащим компании «Малыш». Теперь он получает постоянное жалование и, естественно, ситуация изменяется кардинальным образом. Фирма в состоянии заинтересовать своего сотрудника лишь слабыми стимулами,—это поощрения за хорошую работу и некие наказания за упущения. В этом случае интересы участников предприятия заметно уменьшаются.

Тем не менее, и у мощного стимулирования есть свои недостатки. Справедливое распределение непредвиденных прибылей и убытков может не согласоваться с сутью, повлекшей изменение обстоятельств в процессе выполнения договорных обязательств, и создать добавочные проблемы, обусловленные не­добросовестностью одной из сторон. Но преимущества мощного стимулирования весьма велики. Они практически сводят на нет контроль за процессом выполнения работ и очень важны как толчок к развитию предпринимательской жилки — проблема для крупной фирмы.

Сложности с экономией на масштабах производства, бюрократизацией и утратой мощных стимулов могут быть преодолены посредством избирательного вмешательства. Это подразумевает внешнее вмешательство в деятельность новообразованного подразделения фирмы, либо предоставление ему свободы действия в целях высших интересов. В частности:

Информация о работе Развитие крупного бизнеса в России