Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:09, курсовая работа
The theme of my term paper is “The development of big business in Russian”. This problem is very important, because big business nowadays favours the development of economics in the country, provides Russian people with working places, promotes the improvement of standard of living of population.
The aim of my paper is to give recommendation to improve the development of big business in Russia. In order to reach this goal it is necessary to fulfil the following tasks:
1. to analyze the peculiarities of big business in Russia in comparison with other countries;
2. to analyze the regulation of big business in Russian and abroad;
Введение 4
I. Теоретические основы организации и развития крупного бизнеса. 5
1.1. История создания крупного бизнеса в России. 5
1.2. Формы организации бизнеса. 7
1.3. Формы организации крупного бизнеса. 15
1.4. Уязвимые места фирм. 19
1.5. Риски крупных предприятий. 25
1.6. Контроль за деятельностью корпорации. 29
1.7. Выводы. 27
II. Сравнительный анализ крупного бизнеса России с зарубежными странами.
34
2.1. Особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами. 34
2.2. Аргументы в пользу и против крупного бизнеса 35
2.3. Регулирование крупного бизнеса в России и за рубежом. 38
2.4. Выводы. 44
III. Анализ развития крупного бизнеса. 46
3.1. Развитие крупного бизнеса в России. 46
3.2. Развитие крупного бизнеса за рубежом (на примере Китая). 49
3.3. Развитие крупных фирм России в сфере услуг сотовой связи. 51
3.4. Выводы. 56
IV. Выводы и предложения. 57
Заключение. 61
Список используемой литературы. 63
Авторитетные представители крупного бизнеса входят в состав различных правительственных комиссий и делегаций, участвуют в совещательных и консультативных советах, работающих под эгидой президента или правительства. Эта форма сотрудничества позволила крупному бизнесу иметь прямые деловые контакты с исполнительной властью и выражать свое мнение по важным вопросам, затрагивающим его интересы.
Стабильность рынка ценных бумаг имеет немаловажное значение в развитии крупного бизнеса.
Приход на отечественный рынок крупного иностранного игрока – страшный сон предпринимателя. Но ситуация не безнадежна. Опыт российских компаний показывает: с «заморскими» компаниями можно и успешно соревноваться, и плодотворно сотрудничать
Как бы мощно ни фонтанировали идеями лидеры молодых российских компаний, совершенно очевидно: лобовое столкновение с грандами мирового бизнеса не сулит им ничего хорошего. В арсенале известных зарубежных компаний – огромные финансовые ресурсы, новейшие технологии, филигранные методы менеджмента. Поэтому главной задачей россиян, сталкивающихся на одном рынке с многоопытными иностранцами, становится поиск правильной стратегии, позволяющей максимально задействовать все свои конкурентные преимущества.
Для иностранцев в России наиболее интересны рынки с большой емкостью и платежеспособным спросом, например рынки массовых товаров и услуг. Они стремятся строить бизнес, который поддается масштабированию и обладает потенциалом для быстрого роста. Борьбы не избежать на тех рынках, где отечественные производители были неконкурентоспособными в с советские времена. Это, к примеру, производство продуктов питания, напитков, одежды, обуви.
Часто иностранцев привлекает не весь рынок целиком, а лишь его самые лакомые сегменты. Взять, к примеру, рынок страхования, где в ближайшие годы ожидается обострение конкурентной борьбы.
Едва ли крупные зарубежные игроки, которые придут в Россию, проявят интерес к потребительскому страхованию, той же обязательной автогражданке. Скорее всего, иностранцы займутся страхованием дорогих иностранных автомобилей, продаваемых через салоны официальных дилеров, или будут работать в области так называемых тяжелых рисков. Начнут страховать своих клиентов от раковых заболеваний. В отличие от россиян они владеют в этой области всеми необходимыми методами диагностики, статистической информацией.
Показательна с этой точки зрения и ситуация на туристическом рынке, основными игроками которого являются агентства, продающие туры в розницу, и туроператоры – оптовики, создающие этот продукт. Если среди агентств фирм с иностранным капиталом нет вообще, то среди тур-операторов в последние годы развернулась жесткая конкуренция между «нашими» и «не нашими».
Около 70% операторов, работающих в России, – это иностранцы. Это турецкие компании «Пегас», «Мострэвел», немецкие ITS, TUI. Они продают в России свой стандартный продукт – те же отели, авиарейсы, экскурсии, что и в других странах мира. А создавать свою сеть по продаже путевок, работать с конечным потребителем им не интересно из-за малых объемов российского рынка. Ведь у нас отдыхает за рубежом всего 1-2% населения, в отличие от той же Германии, где заядлых путешественников около 70%.
Более безопасно могут себя чувствовать отечественные компании, позиции которых защищены государством. На авторынке – это повышенные таможенные тарифы на ввоз зарубежных машин, на страховом – ограничение доли иностранных компаний в целом1.
Сложнее работать иностранцам и там, где они сталкиваются с естественными монополиями или мощной бюрократической машиной. К примеру, если бизнес связан с отправкой грузов по российской железной дороге или строительством.
Однако по-настоящему сильных зарубежных игроков эти препоны не останавливают. Для них не составляет большой проблемы найти форму
________________________
1 по закону суммарный капитал западных страховщиков в России не может превышать 25% от капитала всех страховых компаний.
собственности, при которой им можно было бы с минимумом издержек работать в России. К примеру, крупнейшая в мире американская компания по страхованию жизни AIG Life делала успешный бизнес в нашей стране еще за много лет до того, как в 2003 году у нас был принят закон, разрешающий иностранцам официально работать в этой области страхования.
После того как двери зарубежным страховщикам на российский рынок были официально открыты, по сути, ничего не изменилось. Они и раньше приходили в Россию, становясь акционерами отечественных компаний или приобретая небольшие отечественные фирмы – своего рода «юридическую оболочку» для бизнеса. Принятие закона было принципиально только для очень крупных компаний, которые ждут полной юридической ясности. Однако, принимая решение – работать или не работать в России, они будут ориентироваться на другие вещи, в частности на спрос на страховые продукты. Сейчас в России он мизерный по сравнению с европейскими странами и Америкой. Поэтому многие зарубежные «монстры» пока занимают выжидательную позицию.
Что касается такого преимущества российских компаний, как знание рынка, умение работать с чиновниками и представителями естественных монополий, – оно тоже весьма сомнительно. Как показывает практика, крупные международные корпорации предпочитают ставить во главе своих российских представительств местных менеджеров, наработавших уже немалый опыт практического бизнеса. К примеру, российское отделение ITS – крупнейшего немецкого туроператора, пришедшего в Россию в прошлом году, возглавил бывший владелец российской компании «Золотой век», оператора по Египту, Индии и некоторым другим странам.
2.4. Выводы.
Почти половина россиян (49%) склоняется к мнению, что в стране следует создавать благоприятные условия для развития крупного бизнеса. Потому что развитие крупного бизнеса в России является положительным фактором развития экономики России. Взаимосвязь российского бизнеса с бизнесом зарубежных стран способствует повышению жизненного уровня россиян и их благосостоянию.
III Анализ развития крупного бизнеса.
3.1. Развитие крупного бизнеса в России.
Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.
По данным журнала "Эксперт" на долю двухсот крупнейших российских компаний приходится более половины всего промышленного производства в стране. Суммарный объем реализации в 2000 году двухсот крупнейших предприятий достиг 3, 67 трлн. руб. или 130,4 млрд. долларов.
Таблица 3.1.
Крупнейшие российские компании в 2000 г.
1 | Компании
2 | Объём реализации в 2000 г. (млн. руб.) 3 | Объём реализации в 2000 г. (млн. дол) 4 |
1 | ОАО "Газпром" | 498 099,0 | 17 713,3 |
2 | Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" | 405 936,0 | 14 435,8 |
3 | РАО "ЕЭС России | 335 812,0 | 11 942,1 |
4 | Нефтяная компания ЮКОС | 251 621,0 | 8 948,1 |
5 | ОАО "Сургутнефтегаз" | 171 027,2 | 6 082,0 |
6 | АО "Норильский никель" | 134 617,0 | 4 787,2 |
7 | Тюменская нефтяная компания | 119 569,1 | 4 252,1 |
8 | Татнефть | 105 874,5 | 3 765,1 |
9 | Нефтяная компания "Роснефть" | 87 979,3 | 3 128,7 |
Продолжение таблицы 3.1
1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Нефтегазовая компания "Славнефть" | 71 846,7 | 2 555,0 |
11 | Нефтяная компания "Сибнефть" | 67 431,8 | 2 398,0 |
12 | АвтоВАЗ | 66 930,9 | 2 380,2 |
13 | Северсталь | 59 084,1 | 2 101,1 |
14 | "Сибур" | 32 219,0 | 1 145,8 |
15 | ГАЗ | 29 601,5 | 1 052,7 |
Из таблицы видно, что львиную долю в крупном бизнесе занимает нефтяная и газовая промышленности.
Всемирный банк опубликовал список крупнейших бизнес-групп в России, контролирующих около 30% объема продаж в России. Согласно опубликованному сегодня докладу, для составления списка крупнейших бизнес-групп на основе размера предприятий, определяемого по данным в годовом объеме продаж и численности работников, в выборке выявлялись самые крупные частные собственники.
Объем продаж и численность работников распределялись между собственниками пропорционально их доле контроля над предприятием. В результате был составлен список из 23-х основных частных российских собственников.
В их число вошли: на первом месте Вагит Алекперов, Равиль Маганов, Сергей Кукура (ЛУКОЙЛ ), объем продаж - 384 млрд. 100 млн. руб., количество работников - 96 тыс. 531 человек.
Второе место занял Роман Абрамович ("Сибнефть" и Millhouse), объем продаж - 183,6 млрд. руб., количество работников - 150 тыс. 901 человек.
Третье место в списке крупнейших бизнес-групп досталось Владимиру Богданову ("Сургутнефтегаз"), объем продаж - 154,7 млрд. руб., количество работников - 58 тыс. 866 человек.
На четвертом месте оказались Сергей Потанин и Михаил Прохоров ("Интеррос"), объем продаж - 129,9 млрд руб., количество работников - 108 тыс. 201.
Пятое место занял Михаил Ходорковский с Платоном Лебедевым (ЮКОС), объем продаж - 101,6 млрд. руб., занятость - 48 тыс. 980 человек.
В докладе Всемирного банка отмечается, что российская экономика по-прежнему сильно зависит от добычи нефти и газа. Так, в 2003г. на долю природных ресурсов приходилось около 80% российского экспорта, причем 55% от общего объема экспорта составляли нефть и газ.
Более 60% российских инвестиций в основной капитал либо направляются в отрасли, связанные с углеводородным сырьем, либо так или иначе связаны с госсектором. 37% всех доходов федерального бюджета находятся в сильной зависимости от нефти и газа.
Согласно оценкам экспертов, увеличение цены сырой нефти марки Urals на 1 долл. за баррель увеличивает доходы федерального бюджета на 0,35% ВВП и доходы консолидированного бюджета - на 0,45%. Однако, по мнению специалистов , официальная статистика недооценивает роль нефти и газа в российской экономике.
Россия добивалась темпов экономического роста свыше 5% только тогда, когда повышались цены на нефть. В течение всего послекризисного периода (1999-2003гг) темпы роста, которые могли быть достигнуты, если бы цены на нефть оставались неизменным, составляли от 4 до 5%. Россия добивалась существенного превышения этого уровня только в случае значительного увеличения нефтяных цен.
В целом, к началу 2004г. в России сложились "исключительно хорошие экономические условия", отмечает Всемирный банк. Кумулятивный экономический рост за 5 лет, прошедших после финансового кризиса 1998г., составил 38%, и признаков снижения темпов роста не наблюдается.