Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:35, контрольная работа
Цель курсовой работы – изучить роль бюджетной политики государства в регулировании финансовых отношений в переходный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 изучить понятие государственное регулирование экономики
2. Проследить теоретические истоки современных западных концепций финансов
3.Изучить такое понятия как бюджет
4. Изучить основные направления бюджетной системы РФ
5.Изучит классификацию направлений экономической политики.
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Государственное регулирование экономики………………………………….4
2. Теоретические истоки современных западных концепций финансов……….7
3. Бюджет: понятие, принципы……………………………………………………16
4. Основные направления бюджетной системы РФ…………………………….23
5. Классификация направлений экономической политики……………………41
Заключение ……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...55
Приложения……………………………………………………………………….57
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Государственное регулирование экономики………………………………….4
2. Теоретические истоки современных западных концепций финансов……….7
3. Бюджет: понятие, принципы……………………………………………………16
4. Основные направления бюджетной системы РФ…………………………….23
5. Классификация направлений экономической политики……………………41
Заключение ……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Со страниц газет и журналов не сходят интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов о достоинствах и недостатках государственного бюджета, с телевизионных экранов доносятся суждения стоящих перед государственными финансами задачах. Мнения зачастую настолько противоречивы, что захотелось разобраться в сложном бюджетном механизме и определиться в собственном отношении к главному финансовому документу страны - Государственному бюджету.
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это определяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это обуславливает важнейшее значение выбранной мною темы.
Актуальны вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов, как федерального бюджета, так и местных бюджетов.
Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения.
Объектом исследования контрольной работы является государственный бюджет Российской Федерации.
Цель курсовой работы – изучить роль бюджетной политики государства в регулировании финансовых отношений в переходный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 изучить понятие государственное регулирование экономики
2. Проследить теоретические истоки современных западных концепций финансов
3.Изучить такое понятия как бюджет
4. Изучить основные направления бюджетной системы РФ
5.Изучит классификацию направлений экономической политики.
Методологической основой исследования послужили учебные пособия по экономической теории, данные Госкомстата, публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемой проблеме.
1.Государственное регулирование экономики
Экономика представляет собой систему рационального использования производственных ресурсов в целях удовлетворения растущих потребностей населения. Это сложная система, находящаяся на стыке природной и общественной сфер и отражающая элементы как естественных, так и общественных связей, имеющая свои особенности в переходный период.
Подходы к отражению процесса общественного воспроизводства в зависимости от временного горизонта могут быть следующие [1, 23]:
глобальный – в плане обеспечения условий сохранения человеческой цивилизации на планете;
долгосрочный, предполагающий в качестве главного ограничителя и критериев эффективности экономической системы рациональность использования природных, производственных, трудовых и других ограниченных ресурсов;
среднесрочный, рассматривающий в качестве ограничителя общественного воспроизводства конкретные виды ресурсов (факторов производства): производственных мощностей, капитальных вложений, квалифицированных кадров, достижения НТП;
краткосрочный – при условии выделения в качестве реального ограничителя общественного воспроизводства спрос на продукцию данного вида, а также финансовые ресурсы и способы их мобилизации.
Все более актуальной в условиях интенсивных процессов глобализации является характеристика национальных экономических систем как открытых, имеющих широкие торгово-экономические и финансовые связи с внешним миром, так и закрытых, т.е. изолированных от внешнего мира в финансово-экономическом отношении.
Объективность включения государства в экономические процессы в переходный период определяется необходимостью:
1) обеспечения расширенного воспроизводства в национальных рамках;
2) согласования долговременных интересов домашних хозяйств и производителей;
3) поддержания баланса социально-экономических интересов различных групп хозяйствующих субъектов в стране;
4) сохранения единства и целостности территориального пространства страны.
Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым, прежде всего, в следующих четырех сферах [1, 65].
1. Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе. Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм – к централизации капитала. Таким образом, конкуренция как основной двигатель рыночного хозяйства подрывает сама себя. Этот процесс противоречивый, он представляет собой скорее тенденцию, развивающуюся медленнее или быстрее, а иногда временно и в обратном направлении, в разных отраслях на разных исторических этапах.
Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, т.е. прав собственности и свободы хозяйственной деятельности.
2. Обеспечение общеэкономической стабильности. Вследствие специфики координации хозяйственных решений и действий система рыночной экономики допускает нарушения внутренней стабильности национального хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций.
В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических, кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.
3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. В современном обществе необходима защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи и т.п. Это связано с тем, что эти группы населения не могут ничего предложить на рынке, а, следовательно, остаются без средств к существованию. Единственным институтом, способным материально обеспечить стариков, инвалидов и сирот, является государство.
4. Преодоление кризисов на микроуровне национальной хозяйственной системы. Сбои в функционировании рыночного механизма могут происходить в отраслях, на отдельных рынках товаров и услуг и т.п. В этом случае государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах, например: снижать ставки налогов с фирм и лиц, пользующихся энергосберегающей технологией, активно внедряющих инновации, не допускать банкротства фирм, от которых зависит благосостояние и занятость на рынке.
Итак, государственное регулирование экономики в условиях современного национального хозяйства представляет собой систему государственных законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Содержание государственного регулирования экономики охватывает деятельность государства по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: ресурсов, производства и, несомненно, финансов.
2.Теоретические истоки современных западных концепций финансов
Теоретические истоки современных западных концепций финансов следует искать в работах экономистов XIX – начала XX в. Эти концепции связаны с общими законами движения рыночной экономики и отражают принципиальные изменения в хозяйственном развитии государств Запада. До конца 20-х гг. в основе финансовой политики этих государств лежали идеи неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Экономическая деятельность конца 20-х – начала 30-х гг. заставила пересмотреть этот курс как переставший отвечать реальным требованиям жизни.
Под влиянием развития государственно-
1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
2. Капиталистическая экономика не может полностью саморегулироваться. В условиях огромного обобществления труда и капитала вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.
3. Кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин «эффективный спрос», который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.
4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.
На основе идеи об эффективном спросе была пересмотрена вся финансовая концепция. Основной инструмент правительственного вмешательства в циклическое развитие и преодоление кризисов – государственные расходы. Их формирование, структуру и рост Кейнс считал весьма важным фактором достижения эффективного спроса [14, 157]. Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Так же, как государственные расходы, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса – личное и инвестиционное потребление.
Новым стало и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов. Последователи Дж. Кейнса назвали его принципом дефицитного финансирования. По мнению Дж. Кейнса, государственные инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции, созданные посредством займов, приведут к расширению «склонности к инвестированию», а финансирование текущих расходов увеличит «склонность к потреблению». Со времени Кейнса обязательное соответствие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, с концепцией «здоровых финансов» было покончено. Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения эффективного спроса, а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов государственного регулирования.
Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях государственно-