Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:35, контрольная работа
Цель курсовой работы – изучить роль бюджетной политики государства в регулировании финансовых отношений в переходный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 изучить понятие государственное регулирование экономики
2. Проследить теоретические истоки современных западных концепций финансов
3.Изучить такое понятия как бюджет
4. Изучить основные направления бюджетной системы РФ
5.Изучит классификацию направлений экономической политики.
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Государственное регулирование экономики………………………………….4
2. Теоретические истоки современных западных концепций финансов……….7
3. Бюджет: понятие, принципы……………………………………………………16
4. Основные направления бюджетной системы РФ…………………………….23
5. Классификация направлений экономической политики……………………41
Заключение ……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...55
Приложения……………………………………………………………………….57
5) реализация.
Финансовая политика формируется путем выработки концепций развития финансовой системы, составления целевых финансовых программ, определения эффективных направлений действия финансового механизма. Для реализации финансовой политики разрабатываются стратегия и тактика.
Финансовая стратегия определяет общее направление использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ, решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы [9, 112].
Финансовая тактика охватывает систему частных связей и отношений для достижения поставленной цели, т.е. она направлена на решение задач конкретного этапа в определенных условиях развития общества [9, 113].
По длительности действия финансовая политика подразделяется на текущую и долговременную [9, 114].
Текущая политика ведется повседневно и зависит от складывающейся конъюнктуры. Долговременная финансовая политика действует продолжительный период и меняется только при радикальных преобразованиях.
Состав финансовой политики определяется характером контрагентов и функциональных финансовых инструментов. По этому признаку финансовую политику государства можно условно дифференцировать по следующим направлениям [18, 75]:
бюджетная;
налоговая;
денежно-кредитная;
валютная;
инвестиционная;
страховая;
ценовая.
В рамках бюджетной политики относительную самостоятельность приобретают такие ее составляющие, как налоговая, инвестиционная политика и политика бюджетного регулирования.
Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
Инвестиционная политика на современном этапе предусматривает:
повышение роли федеральных целевых программ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
развитие ипотечного кредитования;
привлечение прямых иностранных инвестиций. Инвестиционная деятельность имеет особую важность для устойчивого развития экономики, поэтому инвестиционная политика занимает важное место в финансовой политике. Ее реализация предполагает, что государство оптимизирует макроэкономическую структуру страны путем регулирования масштабов межотраслевого перелива инвестиций, направлений их использования и источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.
Что касается политики бюджетного регулирования, то она нацелена на формирование доходов всех уровней бюджетов, адекватных структуре и объему их расходов [18, 76].
Основной вопрос, который должен решаться при помощи бюджетной политики государства, – какую часть государственных финансовых ресурсов и с использованием каких методов необходимо сосредоточивать в бюджетной системе страны в целом и на федеральном уровне в частности, чтобы обеспечивалось наиболее оптимальное сочетание интересов самого государства, его регионов, субъектов хозяйствования и граждан.
Ответ на этот важный вопрос указывает на приоритеты бюджетной политики, которая может быть глобально ориентирована на два направления (см. рисунок 2):
Рис.2. Приоритеты бюджетной политики
Заключение
Сегодня, когда в российском обществе практически достигнуто согласие по вопросу о необходимости закрепления за государством регулирующей роли в экономике в целях наиболее быстрого и безболезненного перехода к устойчивому экономическому росту, финансовая политика в целом и государственные финансы в частности все еще находятся в стадии реформирования. Между тем бюджетно-финансовая политика является важнейшим элементом укрепления лидирующей роли государства в экономике.
Во-первых, именно с ее помощью должно обеспечиваться значительное увеличение объема финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и необходимых для выполнения его функций, в первую очередь, социально-экономических, которые способствуют подъему производства, налаживанию хозяйственных механизмов и повышению уровня жизни граждан.
Во-вторых, государственный бюджет при грамотном проведении финансовой политики должен стать важнейшим инструментом стимулирования подъема и стабилизации экономики в соответствии с национальными стратегическими приоритетами.
Несовершенство механизмов современного государственного финансового регулирования в России объясняется не только тем, что кризисное состояние общества в значительной степени усложняет объект этого регулирования, а недостаточные финансовые ресурсы используются недостаточно эффективно. Чрезвычайно важным является и то обстоятельство, что в настоящее время государственная финансовая политика не ориентирована на решение задач экономического развития [6, 3].
Реформа бюджетной политики должна строиться на рациональных началах и в соответствии с долгосрочными интересами общенационального развития. Чтобы достичь этого, необходимо исключить волюнтаризм в постановке задач бюджетной политики, в самой ее реализации и в оценке достигнутых результатов. Таким образом, принципиальное значение приобретает вопрос о критериях и механизмах бюджетной политики.
В то же время при осуществлении бюджетной политики в России как в федеративном государстве в условиях переходного периода необходимо одновременно решать две ключевые задачи: с одной стороны, обеспечивать динамичное развитие экономики на основе единых для всего экономического пространства страны норм хозяйственной деятельности; с другой стороны, учитывать региональные особенности и соблюдать строгое разделение полномочий между уровнями власти, выполняющими свои четко определенные функции.
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Нормальное состояние госбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита приходится прибегать к печатанию новых денег, увеличивать внутренний и внешний долг, что имеет ряд отрицательных последствий. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).
Благодаря новой бюджетной политики (сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 2000г.) в России впервые был достигнут бюджетный профицит, что позволило государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а дополнительны доходы направлять на решение первоочередных задач. Повышение эффективности функционирования бюджетной системы России позволит улучшить ее финансовые отношения с другими государствами.
Итак, поставленные цели в данной работы, были достигнуты - государственный бюджет как инструмент государственного регулирования был изучен.
Список используемой литературы:
1.Кальсин А.Е. Управление налогообложением в России: Монография. - Ярославль: Аверс-Пресс, 2003. - 172 с.
2.Костогрызов А.И., Нистратов Г.А. Стандартизация, математическое моделирование, рациональное управление и сертификация в области системной и программной инженерии. - М: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004. - 217 с.
3.Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. - М.: Вита-Пресс, 1996. - 544 с.
4.Новейший философский словарь: - Минск: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
5.Петти У. Трактат о налогах и сборах. - Петрозаводск: Петроком, 1993. - 180 с.
6.Пискотин М.И. Советское бюджетное право: основные проблемы. - М.: Юридическая литература, 1971. - 226 с.
7.Реформа бюджетного процесса в России: 2004–2005. Под ред. В.Л.Тамбовцева. Москва, 2005. - 156 с.
8.Рябухин С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. - М.: Наука, 2004. - 213 с.
9.Толстопятенко А.В. Математика в экономике: Учебное пособие. - М: Издательство "Вита", 1996. - 368 с.
10.Финансы и кредит / Под ред. А.Ю. Казака. - Екатеринбург, 1994. - 418 с.
11.Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - 215 с.
12.Bromley D. Economic Interests and Institutions. The Conceptual Foundations of Public Policy. - N. Y., 1999. - 513 p.
13.SAS 70 «Special-Purpose Reports on Internal Accounting Control at Service Organizations» (1992).
14.Кальсин, А.Е. Налоги в системе экономических отношений и их специфика в бюджетных организациях Министерства обороны Российской Федерации: дис. докт. экон. наук: 08.00.01: защищена 04.03.05: утв. 17.06.05 / Кальсин Андрей Евгеньевич. - Кострома, 2005. - 296 с.
15.Куприянов О.Ю. История государственного надведомственного финансового контроля в Российском государстве (1654 – 1928 гг.): дис. канд. экон. наук: 08.00.10: защищена 24.07.98: утв. 15.10.00 / Куприянов Олег Юрьевич. - СПб, 1998. - 210 с.
16.Синева Е. Аудит эффективности и аудит целесообразности. Президентский контроль. Информационный бюллетень. №5, 2004 г. С.30.
17.Шаталов С.Д. Налоговая реформа - важный фактор экономического роста // Финансы. - 2005. - № 2. - С. 3-5.
18.Шестоперов О.М.. «Распределение доходов от государственной собственности» / [Electronic resource]. - Mode of access: World Wide Web. URL: http://www.nisse.ru/analitics.
19.Праздник интеллектуальной энергии Джордж Ф.Уилл /Washington Post 2003.
20.Экономическая теория: Хрестоматия. 2-е изд./Сост., коммент., словарь, предм. Указ. – Е.Ф. Борисов. – М.: Высш. шк., 2000. – 432 с.
21.Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992 г.
22.http://aksentiev.narod.ru/g
23.http://wn.ru/finance/news/
24.Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
25.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2006.
26.Конституция Российской Федерации (в ред. Указов президента РФ от 09.01.96 № 20; от 10.02.96 № 173) // Справочно-правовая система «Гарант».
Приложение 1
Прогноз доходов бюджетной системы
| Факт | Бюджет | Прогноз | Прогноз | Прогноз | |||||
| 2007 | 2008 | 2013 | 2018 | 2023 | |||||
| Млрд. Руб. | % ВВП | млрд. руб. | % ВВП | млрд. руб. | % ВВП | млрд. руб. | % ВВП | Млрд. Руб. | % ВВП |
Доходы федерального бюджета | 7779 | 23,6% | 9037 | 21,4% | 14050 | 17,1% | 21469 | 14,7% | 30016 | 12,9% |
Доходы консолидированного бюджета | 11763 | 35,7% | 13723 | 32,5% | 22733 | 27,7% | 36346 | 25,0% | 52989 | 22,8% |
Доходы бюджетной системы | 13251 | 40,2% | 15663 | 37,1% | 28791 | 35,1% | 47832 | 32,8% | 73727 | 31,7% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 2897 | 8,8% | 4249 | 10,1% | 4465 | 5,4% | 5805 | 4,0% | 7215 | 3,1% |
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета | 8866 | 26,9% | 9474 | 22,4% | 18268 | 22,2% | 30542 | 21,0% | 45774 | 19,7% |