Роль бюджетной политики государства в регулировании финансовых отношений в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:35, контрольная работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить роль бюджетной политики государства в регулировании финансовых отношений в переходный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 изучить понятие государственное регулирование экономики
2. Проследить теоретические истоки современных западных концепций финансов
3.Изучить такое понятия как бюджет
4. Изучить основные направления бюджетной системы РФ
5.Изучит классификацию направлений экономической политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Государственное регулирование экономики………………………………….4
2. Теоретические истоки современных западных концепций финансов……….7
3. Бюджет: понятие, принципы……………………………………………………16
4. Основные направления бюджетной системы РФ…………………………….23
5. Классификация направлений экономической политики……………………41
Заключение ……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...55
Приложения……………………………………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

контрольная работатеории переходной Экономики.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивает­ся единством правовой базы, форм бюджетной документа­ции, денежной системы, принципов организации бюджет­ного процесса, гарантирующими единый порядок примене­ния санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Единство бюджетной сис­темы обеспечивается управлением государственным бюдже­том и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета нарушает­ся путем выделения из бюджета специальных фондов, це­левых программ и т. п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соот­ветствующих видов доходов (полностью или частично) и пол­номочий по осуществлению расходов за органами государ­ственной власти Российской Федерации, ее субъектов, орга­нами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает [25, c.67]:

           право законодательных органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления на соответствую­щем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

           наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

           законодательное закрепление регулирующих дохо­дов бюджетов, полномочий по формированию доходов со­ответствующих бюджетов;

           право органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответ­ствующих бюджетов;

           недопустимость изъятия доходов, дополнительно по­лученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

           недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возник­ших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за ис­ключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, формирование налоговых и неналоговых доходов порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с принципами бюджетного кодекса.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расхо­дов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюд­жетов внебюджетных фондов и иные определенные зако­ном обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязатель­ном порядке и в полном объеме. Все государственные и му­ниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, акку­мулированных в бюджетной системе Российской Федера­ции. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учиты­ваются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов, за исклю­чением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обя­зательных платежей, предоставляемых в пределах теку­щего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприя­тия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто от­ражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета упол­номоченные органы должны исходить из необходимости ми­нимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюдже­та, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов дру­гих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип результативности и эффективности спользования бюджетных средств означает, что при составлении и испол­нении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюд­жетных средств должны исходить из необходимости дости­жения заданных результатов с использованием наименьше­го объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться об­щей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае центра­лизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип прозрачности или открытости означает:

           обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

           обязательную открытость для общества и средств мас­совой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызы­вающим разногласия внутри законодательного (представи­тельного) органа или между исполнительным и законодатель­ным (представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в соста­ве федерального бюджета. На практике этот принцип реа­лизуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета, т. е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Для современных бюджетов характерны затушевыва­ние направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т. е. принцип реальности бюджета не соблюдает­ся в настоящее время ни в одной стране (и Россия не ис­ключение), хотя бюджеты большинства стран пропаганди­руются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначе­нием направления их на финансирование конкретных целей [25, c.69].

Принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распределителя бюджетных средств через распорядителя в ведении которого они находятся.

Как известно, бюджет – это важнейшая финансовая категория, неотъемлемая часть государственных и муниципальных финансов [6, 18]. Экономическая энциклопедия определяет понятие «государственный бюджет» как финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона [15, 80].

Если «финансы» – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и «бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд [5, 12].

В литературе термин «бюджет» используется для определения неоднородных по своей природе объектов, в частности, как основной централизованный фонд денежных средств [9, 32], как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [7] или как совокупность денежных отношений и основной финансовый план [7, 70].

Между тем, понятием «финансы» финансовые документы и финансовые ресурсы не объединены. Различия в трактовке понятий «бюджет» и «финансы» проиллюстрированы на рисунке 1 [5, 13]:

Рис. 1. Различия в трактовке понятий «бюджет» и «финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные направления бюджетной системы РФ

Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета до 2023 года и стратегии на долгосрочную перспективу:

           превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

           обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

           дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

           обеспечение исполнения расходных обязательств;

           проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

           переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

Информация о работе Роль бюджетной политики государства в регулировании финансовых отношений в переходный период