Роль государства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание

Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в российской экономике.docx

— 105.42 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВГОРОДСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯРОВСЛАВА  МУДРОГО

Институт  экономики и управления

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему

Роль  государства в  российской экономике 
 
 

                                               Выполнил:

                                               Студент гр. 9434

                                               Быков М. Г. 

                                               Проверил:

                                               К. э. н., доцент 

                                               Фихтнер О.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород

2010

 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………….…3

1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4

1.1. Необходимость  госрегулирования и его основные цели……………….….4

1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5

1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6

1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13

2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14

2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14

2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15

2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18

2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20

2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23

Заключение…..…………………………………………………………………….26

Список  использованной литературы…………...……………………………...28 

 

Введение. 

     Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.

     В подобной ситуации у России нет другого выхода, как создать такую экономическую систему, фундаментом которой будет система госрегулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Такое взаимное сочетание 2-х основных принципов построения экономических систем позволит обеспечить условия для возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.

     В экономике нашей страны главным является централизованное планирование. Экономика России – это в основном рыночная система, в которой правительство осуществляет значимую роль, а рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства приобретают исключительное значение, т.к. рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе раздела труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем. Появляется строгая необходимость вмешательства госструктуры в механизм принятия регулируемых решений.

     В теории и практике необходимость  госрегулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

     Сейчас около 4/5 ВНП обеспечивает рыночная система, а остальная 1/5 часть производится под покровительством государства. Правительство также ставит в свой приоритет перераспределение доходов в частном секторе экономики. По показаниям статистики налоги и полный объем госрасходов составляют около 1/3 ВНП.

     Существует  также неподдающиеся количественному измерению регулирующие меры, такие как охрана здоровья и труда рабочих, защита окружающей среды, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, защита потребителей от опасных продуктов – это все заставляет правительство вмешаться почти во все сферы экономической деятельности.

  1. Госрегулирование экономики.
  2. 1.1. Необходимость  госрегулирования и его основные цели.

     Теория  экономической политики как составная  часть макроэкономической теории объясняет необходимость госрегулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:

- Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

-  Наличие  многочисленных товаров, жизненно  необходимых обществу, которые либо  не предлагаются рынком, либо, если  и могли быть предложены, то  в недостаточном количестве. Таких  товаров (главным образом в  форме услуг) много в сферах  образования, здравоохранения, науки,  культуры, обороны и др.

- Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

- Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

- Несовершенство  информации, во многих отношениях  представляющей собой общественный  товар, который в более или  менее достаточном количестве  при соответствующем качестве  не может быть произведен без  активного участия государства.

- Безработица,  инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся  в периоды кризисов (рецессии) и  депрессий.

- Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер для «социальной компенсации»  малоимущим и обездоленным слоям  населения, ставит под угрозу  общественную стабильность.

- Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок.

Из указанных  и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость госрегулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Объекты правового регулирования  в экономике страны:

- взаимоотношения  между предпринимателями;

- взаимодействия  государства с частными субъектами права или воздействие государства на субъекты (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории страны;

- взаимоотношения  государства (правительства) с  казенными предприятиями[1].

Субъектом госрегулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная[2].

Средства  госрегулирования экономики.

В целях  воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут  использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:

а. Управления ограниченными производственными ресурсами.

б. Налоговое регулирование экономики.

в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.

Каждая  группа этих методов имеет свои особенности  и целесообразные границы применения.

     Какими  объективными обстоятельствами обусловлена  необходимость госрегулирования экономического роста?

     Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность  за создание относительно равных условий  для взаимного соперничества  предпринимательских фирм, для эффективной  конкуренции, для ограничения монополизированного  производства. Государство должно создавать  производство общественных товаров  и услуг. Участие государства  в экономической жизни диктуется  и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать  меры по сокращению безработицы. Не стоит  забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса  и валютных курсов.

     В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы сообщества граждан. Оно активно  участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.

     В условиях рынка госрегулирование экономики  представляет собой систему мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госучреждениями с  целью приспособления существующей социально-экономической системы  к изменяющимся условиям хозяйствования. 

1.2. Цели госрегулирования экономики

     В госрегулировании экономики можно  выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

     Конкретные  цели различаются по объектам госрегулирования, но всегда исходят из необходимости  увязки общественных и частных интересов.

     К объектам регулирования следует  отнести наднациональный уровень  межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и  регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.

     Субъектами  госрегулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.[3]

     Цели  госрегулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов госвласти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.

     Правовое  установление целей  и задач социального  развития. Главными целями социально-экономического развития являются:

- повышение благосостояния населения страны,

- решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,

-соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным,

- создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.

Информация о работе Роль государства в российской экономике