Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат
Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯРОВСЛАВА МУДРОГО
Институт экономики и управления
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему
Роль
государства в
российской экономике
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования
экономики………………………………..……..…..
1.3. Направления
госрегулирования……………………………………
1.4. Инструменты
госрегулирования….………………………………
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование
экономики………………………………………..……….
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления
оптимизации роли государства в трансформационной
экономике……………………...…………………………
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..……………………………………………
Список
использованной литературы…………...……………………………..
Введение.
Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.
В подобной ситуации у России нет другого выхода, как создать такую экономическую систему, фундаментом которой будет система госрегулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Такое взаимное сочетание 2-х основных принципов построения экономических систем позволит обеспечить условия для возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.
В экономике нашей страны главным является централизованное планирование. Экономика России – это в основном рыночная система, в которой правительство осуществляет значимую роль, а рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства приобретают исключительное значение, т.к. рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе раздела труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем. Появляется строгая необходимость вмешательства госструктуры в механизм принятия регулируемых решений.
В
теории и практике необходимость
госрегулирования экономики сейчас
мало кем оспаривается. Современное
управление экономикой основано на концепции
активного участия в нем
Сейчас около 4/5 ВНП обеспечивает рыночная система, а остальная 1/5 часть производится под покровительством государства. Правительство также ставит в свой приоритет перераспределение доходов в частном секторе экономики. По показаниям статистики налоги и полный объем госрасходов составляют около 1/3 ВНП.
Существует также неподдающиеся количественному измерению регулирующие меры, такие как охрана здоровья и труда рабочих, защита окружающей среды, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, защита потребителей от опасных продуктов – это все заставляет правительство вмешаться почти во все сферы экономической деятельности.
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость госрегулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:
- Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
- Наличие
многочисленных товаров,
- Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
- Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
- Несовершенство
информации, во многих отношениях
представляющей собой
- Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.
- Излишне неравномерное
распределение доходов,
- Наличие обязательных
товаров (например, начальное образование),
потреблять которые общество
может заставить только
Из указанных
и других проявлений несовершенства
рынка вытекает не только сама по себе
необходимость
Объекты правового регулирования в экономике страны:
- взаимоотношения между предпринимателями;
- взаимодействия государства с частными субъектами права или воздействие государства на субъекты (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории страны;
- взаимоотношения государства (правительства) с казенными предприятиями[1].
Субъектом госрегулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная[2].
Средства госрегулирования экономики.
В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:
а. Управления ограниченными производственными ресурсами.
б. Налоговое регулирование экономики.
в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.
Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.
Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость госрегулирования экономического роста?
Государство
призвано корректировать те недостатки,
которые присущи рыночному
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.
В
условиях рынка госрегулирование экономики
представляет собой систему мер
законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
правомочными госучреждениями с
целью приспособления существующей
социально-экономической
1.2. Цели госрегулирования экономики
В госрегулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам госрегулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.
К
объектам регулирования следует
отнести наднациональный
Субъектами госрегулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.[3]
Цели госрегулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов госвласти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.
Правовое установление целей и задач социального развития. Главными целями социально-экономического развития являются:
- повышение благосостояния населения страны,
- решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,
-соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным,
- создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.