Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат
Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………
Эти цели реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:
-создание условий для сбалансированного роста и повышения производительности труда,
- содействие научно-техническому прогрессу,
- поддержание разумно-стабильных цен,
- достижение положительного торгового баланса.
Упорядочение
целей, построение дерева целей -
это задача формирования динамичной системы
целей социально-экономического развития,
распределения их по временным интервалам
и рангам.
1.3. Направления госрегулирования.
Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница состоит лишь в степени этого вмешательства.
Основным инструментом госрегулирования является бюджетно-налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие цели:
-
достижение постоянного и
- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
-
обеспечение определенного
-
создание системы социальной
защищенности граждан, в
-
равновесие во
В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:
а. Управления ограниченными производственными ресурсами.
б. Налоговое регулирование экономики.
в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.
Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.
Госрегулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить несколько основополагающих направлений.
Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, госдолг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.
Финансовое
регулирование – это
Антиинфляционная стратегия.
Устранения бюджетного дефицита возможно достичь двояким путем: увеличивая доходы и уменьшая расходы. В долгосрочном плане предпочтение отдается сокращению расходной части бюджета.
Значительное воздействие на обеспечение рыночного равновесия может оказать взвешенная структурная политика государства, подкрепленная инвестиционной политикой.
Одна
из важнейших задач
Другое направление усилий правительства и центрально банка связано с постепенным искоренением неуправляемой инфляции, что придаст уверенности в предсказуемость динамики цен, ситуации на денежном рынке.
Неотъемлемой частью антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
Антиинфляционная тактика.
При краткосрочном
регулировании денежного рынка
в рамкам обеспечения на нем долгосрочного
равновесия необходимо избежать двух
крайностей. Одна из них связана
с деформацией механизма
Другая крайность связана с опасностью попадания в ликвидную ловушку, когда максимальное воздействие оказывают адаптивные инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в пределах долгосрочной денежной стратегии. Формулируя принцип отбора инструментария краткосрочной антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления таких мер, которые либо вели к наращиванию предложения без увеличения спроса, либо вызывали сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой – способствовали сжатию денежной массы.
Методы краткосрочной антиинфляционной политики также должны быть направлены на снятие инфляционного напряжения.
Определенный
вклад в борьбу с инфляцией
может внести и приватизация государственной
собственности. Она обеспечивает увеличение
государственных доходов и
Использование такого радикального мероприятия, как денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательна, ибо она вызовет недовольство населения.
Госрегулирование банковской деятельности.
Государственное
регулирование банковской деятельности
в рыночной экономике осуществляется,
прежде всего, в рамках самой банковской
системы и находит свое выражение
в воздействии на коммерческие банки
Центрального Банка. Оно необходимо
для осуществления
В банковской
системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён
как главный банк страны и кредитор
последней инстанции. Он находится
в государственной
Одна из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.
Рассматриваемая
задача ЦБР достигается в процессе
решения таких двух конкретных проблем,
как регулирование рынка
Воздействие ЦБ на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
- Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий,
позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические
интересы.
- Проведение
мер денежно-кредитного
Регулирование
ценообразования сопряжено со значительным
государственным сектором в национальной
экономике, наличием несовершенных
рыночных структур, особенно монополистического
и олигополистического
Государственный сектор в механизме ценообразования.
В совокупности государственный сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который «врывается» в сферу действия рыночных сил и упорядочивает их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие на процесс формирования рыночных цен.
Одновременно
государство выступает в лице
самого крупного и закупщика продуктов,
и заказчика на осуществление
различного рода работ для общественно-
Регулирование экспортных и импортных цен.
Немаловажное значение в механизме ценообразования имеет госрегулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей.
Наконец,
государство в интересах
Инвестиции - процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.
Поскольку, государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране. В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный для него и самый действенный регулятор - право. Следовательно, юридической формой осуществления инвестиционной деятельности в стране являются финансово-правовые акты.
Так как государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.
Государственная
инвестиционная политика должна быть
нацелена на создание благоприятного
инвестиционного климата в