Роль государства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание

Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в российской экономике.docx

— 105.42 Кб (Скачать документ)

Эти цели реализуются путем постановки и  достижения конкретных целевых установок  типа:

-создание условий для сбалансированного роста и повышения производительности труда,

- содействие научно-техническому прогрессу,

- поддержание разумно-стабильных цен,

- достижение положительного торгового баланса.

Упорядочение  целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам. 

1.3. Направления госрегулирования.

     Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся  вмешательство государства в  различные сферы экономической  жизни. Разница состоит лишь в  степени этого вмешательства.

     Основным  инструментом госрегулирования является бюджетно-налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие цели:

-   достижение постоянного и устойчивого  экономического роста;

-   обеспечение стабильности цен  на основные товары и услуги;

-   обеспечение полной занятости  трудоспособного населения;

-   обеспечение определенного минимального  уровня доходов населения;

-   создание системы социальной  защищенности граждан, в первую  очередь пенсионеров, инвалидов,  многодетных;

-   равновесие во внешнеэкономической  деятельности.

     В целях воздействия на экономическое  развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал  средств. К важнейшим из них относятся:

а. Управления ограниченными производственными ресурсами.

б. Налоговое регулирование экономики.

в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.

Каждая  группа этих методов имеет свои особенности  и целесообразные границы применения.

      Госрегулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить несколько основополагающих направлений.

  1. Финансовое регулирование

      Финансовое  регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, госдолг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.

      Финансовое  регулирование – это регулирование  госбюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к  расстройству или упорядочению государственных  финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию  инвестиционной и хозяйственной  деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного  хозяйства.

     Антиинфляционная  стратегия.

     Устранения  бюджетного дефицита возможно достичь  двояким путем: увеличивая доходы и  уменьшая расходы. В долгосрочном плане  предпочтение отдается сокращению расходной  части бюджета.

      Значительное  воздействие на обеспечение рыночного  равновесия может оказать взвешенная структурная политика государства, подкрепленная инвестиционной политикой.

      Одна  из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии  и гашении адекватными методами инфляционных ожиданий. Важнейшим условием успеха в данной области может  быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедление их роста.

      Другое  направление усилий правительства  и центрально банка связано с  постепенным искоренением неуправляемой  инфляции, что придаст уверенности в предсказуемость динамики цен, ситуации на денежном рынке.

      Неотъемлемой  частью антиинфляционной стратегии  является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением  жестких лимитов на ежегодные  приросты денежной массы.

      Антиинфляционная  тактика.

При краткосрочном  регулировании денежного рынка  в рамкам обеспечения на нем долгосрочного  равновесия необходимо избежать двух крайностей. Одна из них связана  с деформацией механизма рыночной системы. Речь идет об обуздании административного  рвения к решительным действия, тогда  последствия оцениваемых и принимаемых  решений могут иметь далеко идущие отрицательные последствия для  экономической стабильности и роста.

      Другая  крайность связана с опасностью попадания в ликвидную ловушку, когда максимальное воздействие  оказывают адаптивные инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в  пределах долгосрочной денежной стратегии. Формулируя принцип отбора инструментария краткосрочной антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления  таких мер, которые либо вели к  наращиванию предложения без  увеличения спроса, либо вызывали сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких  мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой – способствовали сжатию денежной массы.

      Методы  краткосрочной антиинфляционной политики также должны быть направлены на снятие инфляционного напряжения.

      Определенный  вклад в борьбу с инфляцией  может внести и приватизация государственной  собственности. Она обеспечивает увеличение государственных доходов и ослабление напряжения в расходной части  бюджета, способствует решению проблемы дефицита.

      Использование такого радикального мероприятия, как  денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательна, ибо она  вызовет недовольство населения.

Госрегулирование  банковской деятельности.

Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение  в воздействии на коммерческие банки  Центрального Банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного  воспроизводства.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён  как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится  в государственной собственности  и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

Одна  из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение  надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.

Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных  ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие ЦБ на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

- Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий,

позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические

интересы.

- Проведение  мер денежно-кредитного регулирования,  оказывающих влияние на объём  и структуру денежной массы  в обращении через изменение  размеров ресурсов коммерческих  банков, которые могут быть использованы  для кредитных вложений в экономику.  Установление экономических нормативов  и надзор за их соблюдением  с целью обеспечение ликвидности  банковских балансов.

  1. Регулирование ценообразования

     Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных  рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии  на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения внешнеэкономической  политики.

     Государственный сектор в механизме  ценообразования.

В совокупности государственный сектор и экономическая  политика государства образуют тот  мощный государственный механизм, который  «врывается» в сферу действия рыночных сил и упорядочивает  их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие  на процесс формирования рыночных цен.

     Одновременно  государство выступает в лице самого крупного и закупщика продуктов, и заказчика на осуществление  различного рода работ для общественно-государственных  нужд. Оно в значительной части  определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство также устанавливает  прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для  населения.

     Регулирование экспортных и импортных  цен.

     Немаловажное  значение в механизме ценообразования  имеет госрегулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей.

     Наконец, государство в интересах поддержания  более или менее конкурентной среды и недопущения диктата  производителей на рынке руководствуется  антимонопольным законодательством  в борьбе с несправедливыми ценами.

  1. Госрегулирование в сфере инвестиций.

Инвестиции - процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных  компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению  иностранного и частного капитала в  развитие экономики страны и снижает  возможные финансовые риски, связанные  с инвестированием экономики  России в настоящий период.

Поскольку, государство играет ключевую роль в  финансовой деятельности, оно не может  не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в  своих интересах инвестиции, оно  будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране. В целях регулирования  инвестиционной деятельности государство  использует самый доступный для  него и самый действенный регулятор - право. Следовательно, юридической  формой осуществления инвестиционной деятельности в стране являются финансово-правовые акты.

Так как  государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего  как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской  деятельности, в том числе путем  регулирования инвестиционных потоков.

В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства  на инвестиционный процесс приобретает  особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода России из экономического кризиса и  создания предпосылок для устойчивого  развития.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так  и иностранного, а так же поиск  новых форм совместного (частного и  государственного) инвестирования в  перспективные проекты.

Информация о работе Роль государства в российской экономике