Роль государства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание

Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в российской экономике.docx

— 105.42 Кб (Скачать документ)

Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.

     Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди  которых оказывается только электроэнергетика;  отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.

  Таким образом, соотношение эффективности  государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.

  Изменить  сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении  предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.

      Таким образом, Россия в своем отношении  к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.[8] 

     2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике.

     В трансформационной экономике целесообразно стремиться участию государства в экономике. Эффективное и недорогое государство по возможностям страны нужно, чтобы обеспечить динамичное развитие общества на пороге 21 века. Здесь речь идет о государстве, предоставляющие полную свободу и охраняет частную собственность.[9]

     Следует отметить, что нельзя искусственно стимулировать процесс минимизации государства, если не решены крупные социально-экономические проблемы страны. Особенно это касается трансформационного периода. Россия находится на этапе модернизации своей экономики и перевода ее на преимущественно инновационный путь развития. В трансформационной экономике рыночные преобразования в решающей степени зависят от государства. В основе социально-экономической модернизации должны лежать идеи оптимального сочетания рынка и государства.

     Укрепить государство можно за счёт расширения государственного сектора и государственной собственности. Так, предлагается вернуть под контроль государства стратегически важные секторы российской экономики. Речь идёт о восстановлении контроля государства над природными ресурсами и топливно-энергетическим комплексом. Сохраняет поддержку идея унитарного государства в России. А «поскольку унитарное государство по определению должно быть централизованным, единым, его экономика должна быть преимущественно государственной, минимум на 70%. И непременно плановой»[10].

     Результаты  воздействия государства на экономику  и условия жизни населения зависят от масштабов и способов его регулирующей деятельности. Одним из основных рычагов влияния на параметры и развитие социально-экономических процессов являются расходы государства и их удельный вес в ВВП.

     Институт  Экономического анализа провел анализ статистических данных более 160 государств о зависимости государственных расходов и темпов экономического роста и сделал вывод: «Для России критическим значением величины государственных расходов, при превышении которого устойчивый экономический рост прекращается и начинается спад, выступает уровень в 36-38%.

       Оптимальными размерами государства, при которых обеспечивается максимизация темпов экономического роста, для России является полоса значений в пределах 18-21% ВВП»11.

     Необходимо учитывать еще одно обстоятельство. Государство мобилизует через налоги финансовые ресурсы, но затем они частично возвращаются домашним хозяйствам и населению в виде трансфертов или субсидий. А предприятия получают квалифицированных и хорошо подготовленных работников.

     Возникает вопрос: почему Россия, с ее огромной территорией и бедным населением должна иметь государственные расходы порядка 18-21% ВВП? На этапе модернизации экономики и социальной сферы для оптимизации уровня участия государства в экономике необходимо аккумулировать не менее 40-45% ВВП. Это приближает нас к европейской модели развития и подтверждает серьёзность наших намерений строить социальное государство.

     С учетом всех этих обстоятельств можно  считать, что оптимальные размеры государства - это такой уровень его участия в экономике, при котором удаётся найти органическое сочетание, взаимодействие и взаимодополнение рыночного механизма с функциями государства и обеспечить на этом устойчивый экономический рост, эффективность производства, повышение благосостояния и качества жизни людей.

     В настоящее время в России действуют  факторы, которые требуют как некоторого уменьшения участия государства в экономике, так и его усиления. Российский бизнес укрепляется и набирает силу. По целому ряду направлений экономической деятельности он демонстрирует высокую эффективность. В этих условиях целесообразно избавиться от убыточных и малорентабельных предприятий государственного сектора или муниципального хозяйства, передав их в частные руки. Если это делать продуманно, грамотно и целенаправленно, то экономика от этого только выиграет.

     В стране существует огромный нерыночный сектор - ЖКХ. Положение в нем критическое. Отрасль хронически убыточна. Износ основных фондов составляет 70-80%. Постоянное недофинансирование. За годы советской власти было построено 265 тыс. километров тепловых сетей (больше, чем шесть земных экваторов). В них за последние годы вообще не вкладывались средства. Отсюда огромные потери. ЖКХ нуждается в коренной реконструкции и техническом перевооружении. У государства для этого средств не хватает. Отсутствуют они и у местных властей. Население оплатить эти расходы не в состоянии. Поэтому приход в ЖКХ частного капитала весьма желателен. Во всем мире «коммуналка» считается одной из самых прибыльных отраслей.

     Но это не означает, что государство совсем уходит из системы ЖКХ. За федеральными, региональными и местными органами власти остаются такие ключевые рычаги управления, как ценообразование в ЖКХ, установление стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, разработка стандартов качества содержания и т.д.

     Необходимо  повысить роль государства в проведении серьёзных структурных изменений в экономике с учетом требований внутреннего и мирового рынка. Этот процесс болезненный и сложный. В России он затянулся. Инициировать его и придать нужную динамику, призвано государство. Так было во всех странах мира. В своё время советскую экономику критиковали за то, что она сидит на нефтегазовой игле. Рыночные преобразования в стране длятся уже свыше десяти лет, а сырьевая направленность структуры экономики не только сохранилась, но даже усилилась. Отсутствие межотраслевого перелива капитала сохраняет отсталость перерабатывающего сектора экономики. Страна продолжает жить на основе эксплуатации природных богатств. Зависимость российского бюджета и всей экономики от сырьевого экспорта продолжает расти.

Каким образом можно ослабить нашу нефтяную зависимость? Один из стратегических рецептов – создать транспортный коридор  между Европой и Азией. Россия может предложить путь, который будет  связывать побережье Китая и  Роттердама – ключевую точку распределения  всех грузов в Европе. Реализация данного  проекта возможна лишь при определенных усилиях со стороны государства.

     Бизнес  заинтересован в проектах, имеющих  очевидную экономическую привлекательность. Проект такого масштаба, призванный оказать  всестороннее влияние на целые регионы, их экономику, производство, культуру, не может оставить равнодушным дальновидных предпринимателей.

     Если государство начинает подобный проект, то инвестиции под государственные гарантии составляют 4:1. Таким образом, государственных денег потребуется около ¼ от заданной суммы, то есть порядка 20-25 млрд. долларов.[12] Это дело государства, который хочет развиваться и строить инфраструктуру.

     2.5. Пути построения эффективного государства в России.

     Глобальная  экономическая интеграция и демократизация сузили возможности для произвольного  поведения государства. Экономики  становятся открытыми, происходит либерализация  торговли, валютных режимов и рынка  капитала. Все это стимулирует  рост налоговой конкуренции, - перемещение  бизнеса в страны с более благоприятным  налоговым режимом, ограничивает свободу  маневра правительств в формировании своих налоговых систем. Технологические  изменения предоставили новые возможности  для расширения сферы услуг и  открыли дорогу для развития рыночных отношений. Эти изменения также  означали новую роль государства  – оно не должно было больше принимать  на себя обязанности единственного  провайдера, а должно было выступать в роли помощника и регулятора.

     Модель  развития, при которой государство  доминировало, провалилась, но то же самое  происходит, как отметил Всемирный  банк, и с развитием без участия  государства. Развитие без эффективного государства невозможно.

     Для повышения эффективности государства  специалисты Всемирного банка предлагают двухступенчатую стратегию, которая  вполне может быть использована в  России.

     На  первом этапе необходимо привести функции  государства в соответствие с  его потенциалом. Оно должно соизмерять свои действия со своими возможностями. Во многих странах государство все еще не обеспечивает базовые экономические и социальные потребности общества, без выполнения которых невозможно стабильное развитие13:

     - соблюдение закона;

     - формирование благоприятной политико-экономической  среды; 

     - инвестиции в трудовые ресурсы  и инфраструктуру;

     - поддержка незащищенных групп  населения;

     - охрана окружающей среды.

     Вторая  составляющая этой стратегии заключается  в наращивании потенциала государства  путем активизации общественных институтов.

     Таким образом, для оптимизации своей  роли в экономике российскому  государству, следует в первую очередь  сосредоточить свои силы на выполнении перечисленных выше фундаментальных  условий, тем более что оно  еще обладает слабыми институциональными возможностями. Серьезные проблемы создают недобросовестная конкуренция  и частые изменения законодательства. По данным Всемирного банка, в России доля фирм, считающих интерпретацию  норм и правил непредсказуемой, в  последние годы составляет около 75%14.

     Для того чтобы стимулировать фирмы  эффективно распределять ресурсы, повышать производительность и вводить технические  новшества, требуется среда, благоприятная  для развития бизнеса. И если фирмы  не уверены, что политика будет оставаться с течением времени достаточно стабильной, они откажутся от инвестирования, и рост замедлится.

     Также важную роль играет инвестиционный потенциал, т.к. для любой экономики, в каком бы состоянии она не находилась, инвестиции являются важнейшим фактором макроэкономической динамики. От их характера и состояния зависит будущее отдельных фирм и национальной экономики в целом. Формирование инвестиционного потенциала нации и его эффективное использование в значительной степени зависит от государства. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отечественную экономику за 2007 год составил 27797 млн. долларов, и хотя за два года это показатель и вырос более чем вдвое, но на мировом фоне он выглядит более чем скромно. По показателю чистого притока ПИИ Россия уступает США раз в тридцать, крупнейшим европейским странам – в десять раз, Бразилии и Гонконгу – в два-три раза15. Основными причинами такой низкой привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов являются коррупция и административные барьеры.

     Главным направлением содействия иностранным  инвестициям должно стать формирование государством благоприятного национального  режима для инвесторов. Для этого  необходимо: оптимальное налогообложение, защита прав собственности и исполнения контрактов, независимый суд.

Информация о работе Роль государства в российской экономике