Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат
Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………
Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.
Можно
выделить отрасли с высокой
Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.
Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.
Таким
образом, Россия в своем отношении
к государственному сектору экономики,
все еще идет вразрез с мировыми
тенденциями. В составе государственного
сектора должны быть основные сырьевые
ресурсы, энергетика, металлургия, сфера
обороны и поддержания порядка, значительная
доля здравоохранения, науки и образования.
Управление экономикой должно осуществляться
не только рыночными методами, но и планово-экономическими
или программно-целевыми методами. Использование
планирования и программирования развития
- наиболее эффективный способ управления
государственным сектором, который должен
быть флагманом проведения государственной
экономической политики.[8]
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике.
В
трансформационной экономике
Следует отметить, что нельзя искусственно стимулировать процесс минимизации государства, если не решены крупные социально-экономические проблемы страны. Особенно это касается трансформационного периода. Россия находится на этапе модернизации своей экономики и перевода ее на преимущественно инновационный путь развития. В трансформационной экономике рыночные преобразования в решающей степени зависят от государства. В основе социально-экономической модернизации должны лежать идеи оптимального сочетания рынка и государства.
Укрепить государство можно за счёт расширения государственного сектора и государственной собственности. Так, предлагается вернуть под контроль государства стратегически важные секторы российской экономики. Речь идёт о восстановлении контроля государства над природными ресурсами и топливно-энергетическим комплексом. Сохраняет поддержку идея унитарного государства в России. А «поскольку унитарное государство по определению должно быть централизованным, единым, его экономика должна быть преимущественно государственной, минимум на 70%. И непременно плановой»[10].
Результаты воздействия государства на экономику и условия жизни населения зависят от масштабов и способов его регулирующей деятельности. Одним из основных рычагов влияния на параметры и развитие социально-экономических процессов являются расходы государства и их удельный вес в ВВП.
Институт Экономического анализа провел анализ статистических данных более 160 государств о зависимости государственных расходов и темпов экономического роста и сделал вывод: «Для России критическим значением величины государственных расходов, при превышении которого устойчивый экономический рост прекращается и начинается спад, выступает уровень в 36-38%.
Оптимальными размерами
Необходимо учитывать еще одно обстоятельство. Государство мобилизует через налоги финансовые ресурсы, но затем они частично возвращаются домашним хозяйствам и населению в виде трансфертов или субсидий. А предприятия получают квалифицированных и хорошо подготовленных работников.
Возникает вопрос: почему Россия, с ее огромной территорией и бедным населением должна иметь государственные расходы порядка 18-21% ВВП? На этапе модернизации экономики и социальной сферы для оптимизации уровня участия государства в экономике необходимо аккумулировать не менее 40-45% ВВП. Это приближает нас к европейской модели развития и подтверждает серьёзность наших намерений строить социальное государство.
С учетом всех этих обстоятельств можно считать, что оптимальные размеры государства - это такой уровень его участия в экономике, при котором удаётся найти органическое сочетание, взаимодействие и взаимодополнение рыночного механизма с функциями государства и обеспечить на этом устойчивый экономический рост, эффективность производства, повышение благосостояния и качества жизни людей.
В настоящее время в России действуют факторы, которые требуют как некоторого уменьшения участия государства в экономике, так и его усиления. Российский бизнес укрепляется и набирает силу. По целому ряду направлений экономической деятельности он демонстрирует высокую эффективность. В этих условиях целесообразно избавиться от убыточных и малорентабельных предприятий государственного сектора или муниципального хозяйства, передав их в частные руки. Если это делать продуманно, грамотно и целенаправленно, то экономика от этого только выиграет.
В стране существует огромный нерыночный сектор - ЖКХ. Положение в нем критическое. Отрасль хронически убыточна. Износ основных фондов составляет 70-80%. Постоянное недофинансирование. За годы советской власти было построено 265 тыс. километров тепловых сетей (больше, чем шесть земных экваторов). В них за последние годы вообще не вкладывались средства. Отсюда огромные потери. ЖКХ нуждается в коренной реконструкции и техническом перевооружении. У государства для этого средств не хватает. Отсутствуют они и у местных властей. Население оплатить эти расходы не в состоянии. Поэтому приход в ЖКХ частного капитала весьма желателен. Во всем мире «коммуналка» считается одной из самых прибыльных отраслей.
Но это не означает, что государство совсем уходит из системы ЖКХ. За федеральными, региональными и местными органами власти остаются такие ключевые рычаги управления, как ценообразование в ЖКХ, установление стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, разработка стандартов качества содержания и т.д.
Необходимо повысить роль государства в проведении серьёзных структурных изменений в экономике с учетом требований внутреннего и мирового рынка. Этот процесс болезненный и сложный. В России он затянулся. Инициировать его и придать нужную динамику, призвано государство. Так было во всех странах мира. В своё время советскую экономику критиковали за то, что она сидит на нефтегазовой игле. Рыночные преобразования в стране длятся уже свыше десяти лет, а сырьевая направленность структуры экономики не только сохранилась, но даже усилилась. Отсутствие межотраслевого перелива капитала сохраняет отсталость перерабатывающего сектора экономики. Страна продолжает жить на основе эксплуатации природных богатств. Зависимость российского бюджета и всей экономики от сырьевого экспорта продолжает расти.
Каким образом можно ослабить нашу нефтяную зависимость? Один из стратегических рецептов – создать транспортный коридор между Европой и Азией. Россия может предложить путь, который будет связывать побережье Китая и Роттердама – ключевую точку распределения всех грузов в Европе. Реализация данного проекта возможна лишь при определенных усилиях со стороны государства.
Бизнес
заинтересован в проектах, имеющих
очевидную экономическую
Если государство начинает подобный проект, то инвестиции под государственные гарантии составляют 4:1. Таким образом, государственных денег потребуется около ¼ от заданной суммы, то есть порядка 20-25 млрд. долларов.[12] Это дело государства, который хочет развиваться и строить инфраструктуру.
2.5. Пути построения эффективного государства в России.
Глобальная экономическая интеграция и демократизация сузили возможности для произвольного поведения государства. Экономики становятся открытыми, происходит либерализация торговли, валютных режимов и рынка капитала. Все это стимулирует рост налоговой конкуренции, - перемещение бизнеса в страны с более благоприятным налоговым режимом, ограничивает свободу маневра правительств в формировании своих налоговых систем. Технологические изменения предоставили новые возможности для расширения сферы услуг и открыли дорогу для развития рыночных отношений. Эти изменения также означали новую роль государства – оно не должно было больше принимать на себя обязанности единственного провайдера, а должно было выступать в роли помощника и регулятора.
Модель развития, при которой государство доминировало, провалилась, но то же самое происходит, как отметил Всемирный банк, и с развитием без участия государства. Развитие без эффективного государства невозможно.
Для
повышения эффективности
На первом этапе необходимо привести функции государства в соответствие с его потенциалом. Оно должно соизмерять свои действия со своими возможностями. Во многих странах государство все еще не обеспечивает базовые экономические и социальные потребности общества, без выполнения которых невозможно стабильное развитие13:
- соблюдение закона;
-
формирование благоприятной
- инвестиции в трудовые ресурсы и инфраструктуру;
- поддержка незащищенных групп населения;
- охрана окружающей среды.
Вторая составляющая этой стратегии заключается в наращивании потенциала государства путем активизации общественных институтов.
Таким образом, для оптимизации своей роли в экономике российскому государству, следует в первую очередь сосредоточить свои силы на выполнении перечисленных выше фундаментальных условий, тем более что оно еще обладает слабыми институциональными возможностями. Серьезные проблемы создают недобросовестная конкуренция и частые изменения законодательства. По данным Всемирного банка, в России доля фирм, считающих интерпретацию норм и правил непредсказуемой, в последние годы составляет около 75%14.
Для того чтобы стимулировать фирмы эффективно распределять ресурсы, повышать производительность и вводить технические новшества, требуется среда, благоприятная для развития бизнеса. И если фирмы не уверены, что политика будет оставаться с течением времени достаточно стабильной, они откажутся от инвестирования, и рост замедлится.
Также важную роль играет инвестиционный потенциал, т.к. для любой экономики, в каком бы состоянии она не находилась, инвестиции являются важнейшим фактором макроэкономической динамики. От их характера и состояния зависит будущее отдельных фирм и национальной экономики в целом. Формирование инвестиционного потенциала нации и его эффективное использование в значительной степени зависит от государства. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отечественную экономику за 2007 год составил 27797 млн. долларов, и хотя за два года это показатель и вырос более чем вдвое, но на мировом фоне он выглядит более чем скромно. По показателю чистого притока ПИИ Россия уступает США раз в тридцать, крупнейшим европейским странам – в десять раз, Бразилии и Гонконгу – в два-три раза15. Основными причинами такой низкой привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов являются коррупция и административные барьеры.
Главным направлением содействия иностранным инвестициям должно стать формирование государством благоприятного национального режима для инвесторов. Для этого необходимо: оптимальное налогообложение, защита прав собственности и исполнения контрактов, независимый суд.