Роль государства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание

Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в российской экономике.docx

— 105.42 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на то, что в конце 20 в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом. Сегодня среди экспертов и политиков нарастает убеждение в необходимости перехода к более работоспособной системе государственного управления. И это связано с назревшими коррективами в содержании и направленности экономического курса.

     Под влиянием требований времени Министерство экономического развития и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоятельную необходимость «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности». С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.

     Все решения по балансировке, распределению  и перераспределению государственных  ресурсов предопределялись Министерством финансов РФ. Его главное предназначение – осуществлять технологические функции управления госбюджетом и контроль за финансовыми потоками в соответствии с решениями законодательной и исполнительной власти в стране.

   Стране  сегодня нужна долговременная экономическая стратегия, четко выражающая в содержательной, ценностной плоскости критериальный вектор экономического и социально-культурного развития. Среди ключевых целей стратегии государства должна быть ясно представлена совокупность ориентиров, связанных с расширенным воспроизводством производительных сил нации как базы усиления конкурентоспособности страны на мировой арене и устойчивого повышения благосостояния народа России. [5] 

    2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования.

      Одним из ключевых направлений госрегулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

      Уровень потребления материальных благ и  услуг, уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт – включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

   Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - ВВП на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня развитых стран.

   Государство на разных уровнях предпринимает  меры по стабилизации и улучшению  положения социальной сферы. При  этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями.

   С одной стороны, если распределение  в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь  главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в  состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство  полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность  распределения ресурсов.

  Государство должно руководствоваться следующим  принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2007 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы составляет 27,2% (табл. 2.2)

  таблица 2.2

Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2007 г.

                        (в млрд. руб.)

 
Отрасль социальной сферы
Федеральный бюджет Бюджеты территорий Консолидированный бюджет
  млрд. руб. в% к 2006 г. млрд. руб. в% к 2006 г. млрд. руб. в% к 2006 г.
Образование 206 133,3 678,5 106,4 884,5 111,7
Здравоохранение и спорт

Культура, СМИ

145,6 176,4 461,6 115,7 607,2 137,2
 
Социальная  политика
50,4 130,8 103,9 130,6 154,4 130,8
209,9 122 397,6 109,4 607,5 113,4
Всего социальных расходов 611,9 - 1641,6 - 2253,6 -
В % 27,2 - 72,8 - 100 -

     С 2006 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако, даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%»).

  Базовыми  составляющими социальной сферы  являются: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полностью нуждаются в государственной поддержке.

  Реформирование  сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.

  В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.

   В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

  В области послевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки — задача государства.

  В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благополучных стран). Однако на 2007 год расходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государственные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения.

 На  основе проведенного анализа экономики  России можно сделать следующие  выводы:

     - модель социального блока бюджетов  последних лет – это модель  суженного воспроизводства населения:  уменьшения его численности, ухудшения  качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы;

     - существует необходимость активного  вмешательства государства в  процесс развития отраслей социальной  сферы. Наибольшую активность  государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

  В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных  социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.[6] 

  2.3. Модернизация государственного управления экономикой

  Значимость  государственного сектора в современной  России.

   В свете новых вызовов и условий  возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики. В большинстве развитых стран именно этот сектор является авангардным элементом экономики в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособности инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способности и в целом благосостояния этих стран.[7]

   Кроме того, в каждом государстве имеются  нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому актуальным вопросом для Российской Федерации является оптимальное госрегулирование экономики, и прежде всего – деятельности государственного сектора.

  В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для  нее характерен государственный  сектор специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.

  Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской  и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.

     Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправданными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2007 г.) приведены в табл.2.3.

  Таблица 2.3

      Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности, (в %)

  
Отрасль промышленности Относительная производительность труда Относительная фондоотдача Интегральная  эффективность
Государственного  сектора Негосударственного  сектора Государственного  сектора Негосударственного  сектора Государственного  сектора Негосударственного  сектора
Вся промышленность 67,8 105,6 84,9 102 76,3 103,8
В том числе:            
Электроэнергетика 89.4 101.2 131 97.6 110.2 99.4
Топливная 28.7 111.2 81.3 100.9 55 106.1
черная  металлургия 45.6 103.3 66,7 101,4 56,1 102,3
цветная металлургия 93,4 101,3 57,4 115,9 75,4 108,6
химическая  и нефтехимическая 55,2 107,6 59,3 106,4 57,2 107
машиностроение  и металлообработка 96,3 101 101,5 99,6 98,9 100,3
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 49,5 105,9 547 104,8 52,1 105,3
Легкая 79 101,4 87,5 100,7 83,3 101,1
Пищевая 71 103 53,2 106,6 62,1 104,8
Медицинская 86,3 103,1 67,8 109,8 77,1 106,4

Информация о работе Роль государства в российской экономике