Роль государства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание

Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в российской экономике.docx

— 105.42 Кб (Скачать документ)

Вмешательство государства должно отвечать интересам  всех слоев общества, для того чтобы  достичь наиболее эффективного общественного  производства. Общественное производство может считаться эффективным  только тогда, когда происходит гармоничное  развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое  развитие социальной, экономической  и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Инвестиционная  политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и  экономической политики государства.

Реализация  инвестиционной политики по сути своей  направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем  тесно связано с социальными  проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые  специалисты, можно считать важнейшим  направлением социально-экономической  политики государства, позволяющим  добиться поставленных целей посредством  государственного управления финансовыми  средствами независимо от источников их образования.

Важной  тактической формой управления инвестиционными  потоками являются государственные  финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать  развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия  государства в строительстве  предприятий, подготовки площадок для  строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения  государство должно обеспечить высокий  уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного  климата.

  1. Регулирование трудовых отношений

     Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической  системе. Она определяет жизнедеятельность  общества, возможности самовыражения  и самореализации личности. В связи  с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и  неимоверно велика.

     Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение  условий для нормального воспроизводства  рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей). Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей.

     Создавая  биржи труда, государство стремится  к улучшению общей и структурной  сбалансированности спроса и предложения  на рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Регулируя трудовые отношения найма, государство одновременно все больше стимулирует так называемый свободный труд (индивидуальный, семейный, коллективный), развитие мелкого бизнеса, что существенно сокращает уровень и масштаб напряженности в трудовых отношениях и облегчает участь государства как органа, регулирующего взаимодействие труда и капитала.

     Особое  и монопольное положение занимает государство в регулировании  международной миграции трудовых ресурсов. Речь идет притоках как невысококвалифицированной  рабочей силы для выполнения различного вида работ, от которых отказывается местное население, так и высококвалифицированных  специалистов, не требующих ни средств, ни времени для их подготовки в  стране, в которую они иммигрировали.

  1. Социальное регулирование

     Рассматривая  проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность  экономических и социальных отношений. Будучи главной производительной силой  общества и носителем всех без  исключения общественных отношений, человек  становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах.

      Таким образом, регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению  в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению  благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.

      Регулирование доходов.

      Исходя  из приоритета анализа экономики, необходимо, прежде всего, остановиться на регулировании доходов непосредственных участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов,  отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.

        Государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической  и политической стабильности, успешному  росту национальной экономики.

  Регулирование развития социальной сферы

      Развитие  социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных  объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие  и не исключается. Основное бремя  по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет внебюджетные фонды.

  1. Антициклическое регулирование

Особое  место в государственном регулировании  экономики занимает антициклическое  регулирование, которое затрагивает  многие из вышеуказанных аспектов регулирования. Суть антициклического регулирования заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной депрессии.[4]

  1. Госрегулирование в сферах естественной монополии.

Естественная  монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

     В РФ система регулирования монополий  только формируется и предусматривает  лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования  и качество продукции в заранее  определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны  хозяйственной деятельности.

     Органами  регулирования естественных монополий  могут применяться следующие  методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое  регулирование, осуществляемое посредством  определения (установления) цен (тарифов)  или их предельного уровня.

- определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление  минимального уровня их обеспечения  в случае невозможности удовлетворения  в полном объеме потребностей, в товаре производимом (реализуемом)  субъектом естественной монополии,  с учетом необходимости защиты  прав и законных интересов  граждан, обеспечения безопасности  государства, охраны природы и  культурных ценностей. Существует несколько причин экономического регулирования:

- обеспечение  баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемые  предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов  и новых инвесторов)

- определение  структуры тарифов на основе  принципов справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы  для различных типов потребителей

- стимулирование  предприятий к сокращению издержек  и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению  эффективности инвестиций и т.д.

- создание  условий для развития конкуренции  (например, обеспечение открытого  равного доступа конкурентов  к информационным сетям) 

1.4. Инструменты госрегулирования.

Совокупность  инструментов госрегулирования включает в себя следующие основные элементы:

- Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер.

-   Составление индикативного плана  (прогноза) по всему комплексу  хозяйства страны.

- Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство.

-  Применение  инструментария косвенного воздействия  (через экономические рычаги) на  хозяйствующие объекты.

-  Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны. 
 
 
 

2. Госрегулирование экономики в современной России.

2.1. Госрегулирование экономики.

     Вопрос  о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. Под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.

     Замещают  ли институты рынка  функции государства  в экономике? Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 2.1. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.

     Таблица 2.1

 Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира

                      (в  %)

Страна 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Россия 

Чехия

Аргентина

Великобритания 

27,4 31,6 31,1 34,1
38,3 41,9 41,6 40,0
- 29,3 28,7 27,1
39,2 41,1 42,5 42,9
Германия 

Дания

Франция

США

Канада 

Австралия

47,4 48,0 48,5 47,3
54,3 55,9 56,0 56,1
50,6 52,5 53,1 52,9
- 34,6 35,2 34,9
- 38,9 38,4 37,5
34,4 35,7 35.0 35,1

Информация о работе Роль государства в российской экономике