Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат
Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.
Реализация
инвестиционной политики по сути своей
направлена на улучшение социально-
Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.
Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.
Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и неимоверно велика.
Регулирование
трудовых отношений направлено на обеспечение
условий для нормального
Создавая
биржи труда, государство стремится
к улучшению общей и
Особое
и монопольное положение
Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических и социальных отношений. Будучи главной производительной силой общества и носителем всех без исключения общественных отношений, человек становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах.
Таким образом, регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.
Регулирование доходов.
Исходя из приоритета анализа экономики, необходимо, прежде всего, остановиться на регулировании доходов непосредственных участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.
Государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики.
Регулирование развития социальной сферы
Развитие социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие и не исключается. Основное бремя по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет внебюджетные фонды.
Особое
место в государственном
Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.
В
РФ система регулирования
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое
регулирование, осуществляемое
- определение
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, и (или) установление
минимального уровня их
- обеспечение
баланса интересов потребителей
(доступные цены) и регулируемые
предприятий (финансовые
- определение
структуры тарифов на основе
принципов справедливого и
- стимулирование
предприятий к сокращению
- создание
условий для развития
1.4. Инструменты госрегулирования.
Совокупность инструментов госрегулирования включает в себя следующие основные элементы:
- Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер.
-
Составление индикативного
- Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство.
- Применение
инструментария косвенного
- Разработка
и реализация целевых комплексных программ,
по решению наиболее приоритетных задач
социально-экономического развития страны.
2. Госрегулирование экономики в современной России.
2.1. Госрегулирование экономики.
Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. Под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.
Замещают ли институты рынка функции государства в экономике? Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 2.1. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.
Таблица 2.1
Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира
(в %)
Страна | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Россия
Чехия Аргентина Великобритания |
27,4 | 31,6 | 31,1 | 34,1 |
38,3 | 41,9 | 41,6 | 40,0 | |
- | 29,3 | 28,7 | 27,1 | |
39,2 | 41,1 | 42,5 | 42,9 | |
Германия
Дания Франция США Канада Австралия |
47,4 | 48,0 | 48,5 | 47,3 |
54,3 | 55,9 | 56,0 | 56,1 | |
50,6 | 52,5 | 53,1 | 52,9 | |
- | 34,6 | 35,2 | 34,9 | |
- | 38,9 | 38,4 | 37,5 | |
34,4 | 35,7 | 35.0 | 35,1 |