Роль государства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Описание

Из мировой практики известно, что в начале 21 века произошла крупнейшая организационно - хозяйственной структурная революция. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется привлекать огромные массы капиталов. Этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущим странам мира (в первую очередь США — России) отводится роль сырьевых стран, как начало мировой экономической системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Госрегулирование экономики……………………………………………..…4
1.1. Необходимость госрегулирования и его основные цели……………….….4
1.2. Цели госрегулирования экономики………………………………..……..…....5
1.3. Направления госрегулирования………………………………………………..6
1.4. Инструменты госрегулирования….…………………………………………..13
2. Госрегулирование экономики в современной России……………………..14
2.1. Госрегулирование экономики………………………………………..……….14
2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования………………..15
2.3. Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России………………………………..18
2.4. Направления оптимизации роли государства в трансформационной экономике……………………...……………………………………………………20
2.5. Пути построения эффективного государства в России……………………..23
Заключение…..…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Роль государства в российской экономике.docx

— 105.42 Кб (Скачать документ)

     Сегодня в России есть необходимые средства для инвестирования.

     Потенциальный источник внутренних инвестиций –  сбережения граждан. Но чтобы он заработал, необходимо восстановление доверия  к государственному и коммерческому  банковскому сектору.

     Особое  внимание заслуживает вопрос о возможности  использования для повышения  инвестиционного потенциала страны Стабилизационного фонда. Государственные  ресурсы могут и должны играть активную роль в стимулировании экономического роста. В русле этой концепции средства, аккумулированные в фонде, рассматриваются в качестве ресурса для инвестирования в экономику и в итоге для расширения будущих налоговых доходов. Средства фонда можно инвестировать в развитие страны, в инфраструктуру – построить новые дороги и мосты, развивать ЖКХ.

     Сегодня главным фактором устойчивого развития общества становится величина и качество человеческого капитала (знания, здоровье, мобильность). В современном мире, где скорость обращения информации огромна, где конкуренция между  производителями постоянно удешевляет производство и где главной ценностью  становится  инновация, открывающая  новое направление деятельности  или бизнеса, настоящим лидером  может быть только государство, способное предложить остальному миру что-то новое, обладающее передовым знанием или опытом. Задел для ускоренного развития российской науки и в целом инновационной сферы есть – это образование. Поэтому увеличение вложений государства и бизнеса в человека – стратегическая линия на повышение эффективности экономики. Кроме того, особый интерес представляют национальные приоритеты в области здравоохранения, образования, строительства жилья и агропромышленного комплекса, которые получили поддержку в обществе.

     Государство в научно-технической сфере сегодня должно сосредоточить усилия на разработке современных институциональных инструментов взаимодействия государства, науки и промышленности. В промышленно развитых странах при взаимодействии государственного сектора науки и промышленности применяются три основных инструмента – грант, государственный контракт, кооперативное соглашение на научно-исследовательскую работу. В России подобных механизмов практически нет. Нет и программ партнерства в проведении исследований  и разработок между госсектором науки и промышленностью.

     Кроме того, в виду преобладающей роли государства в финансировании науки  вполне правомерным было бы усиление исследовательского и инновационного потенциала бизнеса путем передачи ему (например, путем приватизации или  продажи) части государственных  прикладных НИИ, тем самым, оптимизируя  роль государства в этом секторе  экономики.

В России главным источником финансирования науки пока остается государство. Доля его участия в исследованиях  и разработках весьма высока. Средства бюджета составляют (если учитывать  затраты на науку государственной  промышленности) 58,8%, из внебюджетных фондов (за которыми тоже стоит государство) – еще 2,7%. Госсектор науки в  России занимает по доле во внутренних затратах на исследования и разработки 72,2% . В нем работают 77,9 всех российских исследователей. 
 
 
 
 

Заключение. 

          Государство берет на себя всю ответственность за взаимное соперничество предпринимательских фирм, за создание равных условий для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству необходимо направление экономических ресурсов для удовлетворение коллективных потребностей людей, необходимо создание производства общественных товаров и услуг. Государство участвует в экономической жизни посредством принятия мер по сокращению безработицы, надлежащей заботы о детях, инвалидах, стариках, регулирование рынка труда. Во внешней политике оно регулирует платежный баланс и валютные курсы. Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Но в некоторых случаях госвмешательство может существенно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но всё же госвмешательство в рыночную экономику необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.

     В наше время нелегко говорить о РФ как о едином национальном хозяйстве и о ее экономике как о целой системе, которая поддается анализу. Достаточно сложно предугадывать возможности создания функциональных механизмов саморегуляции в экономике России. При экономических преобразованиях создаются  конкретные частички ФЭС. Из них в последующем должны формироваться функциональные механизмы саморегуляции.

     Среди самых главных элементов регулирования, созданных в нашей экономике, отмечают деятельность Госкомитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и др., а также разработанные ЦБ РФ различные инструменты кредитно-денежной политики, установление валютного коридора и др.

     Обеспечение эффективности государства в экономике связано с обязательным учетом двоякого аспекта его экономической роли: с одной стороны, применительно к рыночной экономике государство выступает как правоохранитель существующей системы (защита рынка и конкуренции). С другой, выступает непосредственно как субъект экономики в роли предпринимателя, проводит налоговую политику, инвестирует ресурсы, осуществляет экспортное регулирование.

     На  основе проведенного анализа экономики  современной России можно сделать  следующие выводы:

     Существует  необходимость активного вмешательства  государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

     Должна  быть как можно скорее усовершенствована  политика в отношении предприятий  государственного сектора. Из-за неумелого  управления в нашей стране идет тенденция  окончательной приватизации того, что  еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

     Таким образом, современная система госрегулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

     Были  также показаны пути построения эффективного государства в России и предложены рекомендации для экономической политики: создание благоприятных условий для развития бизнеса (с помощью налоговой и таможенно - тарифной политики, обеспечение свободного доступа к кредитам); использование государственных ресурсов, в частности, Стабилизационного фонда, для стимулирования экономического роста; реформирование органов государственной власти (например, с помощью регулирования зарплаты чиновникам; принятия законов, облегчающих создание общественных организаций).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2.
  2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна.  М.: Фонд «Правовая культура», 2004
  3. Гайдар Е. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. - СПб.: Норма. 1997
  4. Государство в меняющемся мире (Отчет о мировом развитии 1997 г.) / Пер. с англ. М.: Прайм-Тасс, 1997.
  5. Ежемесячный научно-практический журнал «Экономист» -  [сайт]. URL: 

    http://www.economist.com.ru/ (дата обращения 12.05.2010.).

  1. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. № 9.
  2. Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. 2006 г. - № 5.
  3. Интернет-энциклопедия Википедия -  [сайт]. URL:  http://ru.wikipedia.org/

    (дата обращения  10.05.2010.).

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
  2. Кушлин В. – Госрегулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007. №11.
  3. Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ 1999
  4. Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб. / под ред. В.Л. Соколина. /Росстат- M.,Р76     2008.
  5. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007.№1.
  6. Сиваков Д., Рубанов И. Эффект бумеранга // Эксперт. 2006. № 1-2.
  7. См.: Пороховский А.А. Вектор экономического развития. – М.: ТЕИС, 2002.
  8. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением II Экономист, 1996, №9,
  9. Среднероссийский показатель пропорции частных и государственных инвестиций составляет 4:1. См.:  Эксперт. 2006. № 18.
  10. Трибуна. 2003 г. 18 марта.
  11. Федеральная Служба Государственной статистики - [сайт]. URL:  http://www.gks.ru/ (дата обращения 10.05.2010.).
  12. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред. А.С. Булатов. - М.:, 1997.
  13. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  14. Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. - М., Экономическая газета, № 12, 2000.
 

Введение. 

     В экономике нашей страны главным  является централизованное планирование. Экономика России – это в основном рыночная система, в которой правительство  осуществляет значимую роль.

       И все же регулирующие функции  государства приобретают исключительное  значение, т.к. рыночный механизм  не в состоянии разрешить всех  проблем экономического роста.

     Сейчас  около 4/5 ВНП обеспечивает рыночная система, а остальная 1/5 часть производится под покровительством государства. Правительство также ставит в  свой приоритет перераспределение  доходов в частном секторе  экономики. По показаниям статистики налоги и полный объем госрасходов  составляют около 1/3 ВНП.  

Объекты правового регулирования  в экономике страны:

- взаимоотношения  между предпринимателями;

- взаимодействия  государства с частными субъектами 

- взаимоотношения  государства с казенными предприятиями 

Средства  госрегулирования экономики.

а. Управления ограниченными производственными ресурсами.

б. Налоговое регулирование экономики.

в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему. 

Главными  целями социально-экономического развития являются:

-  повышение  благосостояния населения страны,

- решение  проблемы рабочих мест и достижение  рационального уровня занятости,

-соблюдение  социальной справедливости

- создание  и поддержание механизма полной  конкуренции 

Направления госрегулирования. 

  1. Финансовое  регулирование

      Финансовое  регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику.

      Финансовое  регулирование – это регулирование  госбюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга.

Госрегулирование  банковской деятельности.

Одна  из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение  надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. 
 

  1. Регулирование ценообразования

     Регулирование ценообразования связано со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных  рыночных структур,  господством  государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными  и импортными ценами в рамках проведения внешнеэкономической политики.

Информация о работе Роль государства в российской экономике