Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа
Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет "свое лицо", и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.
Ведение……………………………………………………………………….3
Характеристика рынка и его практические примеры……………..4
Различные ситуации положения фирмы на рынке, равновесие фирмы…………………………………………………………………8
Максимилизация в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………………………………………...11
Чистая конкурентность…………………………………………....15
Функции, преимущества, недостатки и проблемы малого бизнеса, его роль в рыночной экономике……………………………………..19
Особенности развития и специфические проблемы малого бизнеса в России, его законодательное регулирование………………………………………………………33
Статистика численности малых предприятий и их удельного веса в ВВП, в т.ч. по отраслям совокупной занятости………………………………………………………….....34
Заключение…………………………………………………….………..38
Список использованной литературы………………………………...40
Содержание:
Ведение……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………...40
Введение
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях.
В
странах с развитой рыночной экономикой
преимущественно существуют рынки
монополистической конкуренции (производство
одежды, обуви, сфера услуг, торговля
и т.д.), а также олигополии (автомобильная
промышленность, металлургия). Совершенная
конкуренция и чистая монополия
встречаются довольно редко и
скорее являются абстракциями, моделями,
на примере которых можно провести
анализ поведения фирмы, формирования
ее ценовой стратегии и
Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет "свое лицо", и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.
Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.
1 Характеристика рынка и его практические примеры
Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
Рынок чистой конкуренции – это совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товарным продуктом в ситуации, когда ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Близкое понятие – идеальный рынок.
Идеальный рынок – совершенный свободный высококонкурентный рынок, обладающий следующими признаками: отсутствие ограничений на количество участников рынка, значительное число продавцов и покупателей, свободный вход на рынок и выход из него, свободные цены, однородность одноименных представленных продуктов на рынке, отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим.
На рынке
чистой конкуренции ни один отдельный
покупатель или продавец не оказывает
большого влияния на уровень текущих рыночных
цен товаров. Продавец не может запросить
цену выше рыночной, так как покупатели
могут свободно приобрести по ней любое
необходимое им количество товара. Не
будут продавцы запрашивать цену и ниже
рыночной, поскольку могут продать все,
что нужно по существующей рыночной цене.
Спрос абсолютно эластичен. Рынок для
каждой фирмы невелик. Новым фирмам легко
внедриться на рынок, невозможны ограничительные
преимущества, так как товары и цены одинаковы.
Важную роль играет надежная репутация
фирмы. Продавец на этих рынках не тратит
много времени на разработку стратегии
маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок
остается рынком чистой конкуренции, роль
маркетинговых исследований, деятельности
по разработке товара, политики цен, рекламы,
стимулирования сбыта и прочих мероприятий
минимальна. При этом, во-первых, имеется
в виду рынок определенного продукта,
например пшеницы. Во-вторых, все продавцы
предлагают на рынке одинаковый продукт,
т.е. покупатель будет в одинаковой степени
удовлетворен пшеницей, купленной у разных
продавцов, и все покупатели и продавцы
имеют одинаковую и полную информацию
о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия
отдельного покупателя или продавца не
оказывают влияния на рынок. Механизм
функционирования такого
рынка можно проиллюстрировать
на следующем примере. Если цена пшеницы
возрастает в результате увеличения спроса,
фермер прореагирует на это расширением
ее посевов в следующем году. По этой же
причине и другие фермеры засеют большие
площади, равно как и те, кто раньше этим
не занимался. В результате увеличится
предложение пшеницы на рынке, что может
привести к падению рыночной цены. Если
это произойдет, то все производители,
и даже те, кто не расширял посевные площади
под пшеницу, будут испытывать проблемы
с ее реализацией по более низкой цене.
Таким образом, рынком чистой конкуренции
(или совершенным) считается тот, на котором
устанавливается одна и та же цена на один
и тот же продукт в одно и то же время, для
чего необходимы:
Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В России
одним из широко используемых видов
недобросовестной конкуренции является
использование
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству
Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции.»
При
чистой монополии на рынке всего
один продавец. Это может быть государственная
организация (например, почтовое ведомство),
частная регулируемая монополия (например,
«Кон-Эдисон» в США), или частная нерегулируемая
монополия (например, «Дюпон» в период
выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном
случае ценообразование складывается
по-разному. Государственная монополия
может с помощью политики цен преследовать
достижение самых различных целей. Она
может установить цену ниже себестоимости,
если этот товар имеет важное значение
для покупателей, которые не в состоянии
приобретать его за полную стоимость.
Цена может быть назначена с расчетом
на покрытие издержек или получение хороших
доходов. А может быть и так, что цена назначается
очень высокой для всемерного сокращения
потребления. В случае регулируемой монополии
дгосударство разрешает компании устанавливать
расценки, обеспечивающие «справедливую
норму прибыли», которая даст организации
возможность поддерживать производство,
а при необходимости и расширять его. И
наоборот, в случае нерегулируемой монополии
фирма сама вольна устанавливать любую
цену, которую только выдержит рынок. И,
тем не менее, по ряду причин, фирмы не
всегда запрашивают максимально возможную
цену – тут и нежелание привлекать конкурентов,
и стремление быстрее проникнуть – благодаря
невысоким ценам – на всю глубину рынка
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Модели рыночной структуры.
Рыночная
структура, или специфическая конкурентная
ситуация, оказывает доминирующее влияние
на поведение фирмы и выбор
ею рыночной стратегии и тактики.
Поведение фирмы, в свою очередь,
напрямую связано с основополагающими
показателями результатов ее деятельности:
ценой, прибылью, эффективностью. Поведение
и результативность фирмы не могут
не сказаться на функционировании и
преуспевании всей отрасли, а состояние
последней влияет на национальную экономику
в целом. Таким образом, в силу
высокой степени
Структура
рынка поведение фирмы Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации. Всего существует 4 типа рыночных структур. |
|
Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.
Равновесие на рынке совершенной (чистой) конкуренции. Равновесие фирмы, ее устойчивое положение в отрасли достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек. При этом следует иметь в виду, что сам предельный доход равен цене товара. Так получается потому, что увеличение предложения товара на предельно малую величину (единицу) дает прирост дохода, и это прибавит к общей выручке цену одного товара. Значит, предельный доход приравнивается к цене товара.
Итак, равновесие фирмы, в условиях которого она выбирает оптимальный выпуск продукции, предполагает следующее равенство: Р=МС-МК, где Р — цена товара; МС — его предельные издержки; MR — его предельный доход.
Условие равновесия фирмы
Расчет
производственной функции фирмы
– это поиск оптимума, выбор
среди многих вариантов, предусматривающих
различные сочетания факторов производства,
такого, который даёт максимально
возможный объём выпуска