Рынок чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет "свое лицо", и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………….3
Характеристика рынка и его практические примеры……………..4
Различные ситуации положения фирмы на рынке, равновесие фирмы…………………………………………………………………8
Максимилизация в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………………………………………...11
Чистая конкурентность…………………………………………....15
Функции, преимущества, недостатки и проблемы малого бизнеса, его роль в рыночной экономике……………………………………..19
Особенности развития и специфические проблемы малого бизнеса в России, его законодательное регулирование………………………………………………………33
Статистика численности малых предприятий и их удельного веса в ВВП, в т.ч. по отраслям совокупной занятости………………………………………………………….....34
Заключение…………………………………………………….………..38
Список использованной литературы………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 257.93 Кб (Скачать документ)

И так  далее…

Законодательное регулирование малого и среднего бизнеса  в 2009 году.

В настоящем  сообщении приводится информация о  возможных законодательных новеллах в 2009 году. информация подготовлена на основании ПЛАНА УЧАСТИЯ ОПОРЫ  РОССИИ  В РАЗРАБОТКЕ И ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ В 2009 ГОДУ.

№ Наименование проекта федерального закона

I. Проекты федеральных  законов, внесенные  на рассмотрение 

в Государственную  Думу ФС РФ:

1 Проект Федерального закона № 471693-4 «О внесении изменения в ст.2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

(отмена  обязанности применения  контрольно-кассовой  техники для плательщиков  ЕНВД).

2 Проект Федерального закона № 480013-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

(сокращение  функций органов  внутренних дел  по составлению  протоколов и рассмотрению  дел об административных  правонарушениях  на потребительском  рынке).

3 Проект Федерального закона № 92982-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности»

(замена  лицензирования некоторых  видов деятельности  и введение упрощенного  порядка продления  действия лицензии).

4 Проект Федерального закона № 87124-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия».

5 Проект Федерального закона № 48384-5 «О передаче технологий»

6 Проект Федерального закона № 75357-5 «О развитии промышленности»

7 Проекты Федеральных законов № 436076-4 и 469971-4 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

(внесение  изменений в ЖК  РФ (статьи 154 и 162): снять с управляющей  организации обязанность  обеспечивать жителей  многоквартирного  дома коммунальными  услугами (помимо  содержания и ремонта  общего имущества)  и предоставить  собственникам квартир  право заключать  договоры на коммунальные  услуги напрямую  с ресурсоснабжающей организацией).

8 Проект Федерального закона № 406329-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(совершенствование  процедур изъятия,  хранения, оценки  и реализации вещественных  доказательств по  делам о преступлениях  в сфере экономики).

9 Проект федерального закона № 70443-3 «О кредитной кооперации»

II. Проекты федеральных  законов, находящиеся  на стадии разработки  в ответственных  министерствах и  ведомствах или  планируемые к  внесению в Государственную  Думу ФС РФ:

10 Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

11 Проект федерального закона «О микрофинансовых организациях»

12 Проект федерального закона «О бухгалтерском учете»

13 Проект федерального закона «Об административных регламентах и стандартах государственных и муниципальных услуг»

14 Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

(государственным  учреждениям науки  и образования  предоставляется  право:

§        учреждать малые инновационные предприятия;

§        вносить в качестве вклада в уставной капитал таких предприятий объекты интеллектуальной собственности и части средств, полученных от приносящей доход деятельности).

15 Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части совершенствования процедуры регистрации юридических лиц)

16 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты» и проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» («второй антимонопольный пакет»)

17 Проект федерального закона «Об упорядочении применения административных наказаний в виде штрафов за правонарушения, совершаемые субъектами малого предпринимательства»

18 Проекты федеральных законов, разработка и принятие которых предусмотрена «Комплексом мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства», одобренного Правительственной комиссией по развитию малого и среднего предпринимательства (протокол № 1 от 10 апреля 2008 года)

    1. Статистика  численности малых  предприятий и  их удельного веса в ВВП, в т.ч. по отраслям совокупной занятости

По  данным официальной статистки на начало 2008 года в Москве начитывалось порядка 214,5 тыс. малых предприятий (МП), что на 3,2% больше, чем на начало 2007 года (табл. 1.1).  
 
Среди восьми анализируемых видов деятельности МП г. Москвы наибольший темп прироста количества предприятий на 01.01.2008 г. имели МП сферы «транспорт и связь» (14,2% по сравнению с 01.01.2007 г.). Сократилось количество предприятий по следующим видам деятельности:  
 
- обрабатывающие производства (на -0,3%),  
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на -1,3%),  
- здравоохранение и предоставление социальных услуг (на -6,0%).
 
Количество МП сферы «здравоохранение и предоставление социальных услуг» уменьшалось также в 2006 году.

Хотя  темп прироста количества всей совокупности МП Москвы на протяжении последних  лет находится примерно на одном  и том же уровне, по отдельным  видам деятельности ситуация более  неравномерная. Например, по группе МП сферы «финансовая деятельность»  прирост данного показателя в 2006 году составил более 20%, а в 2007 году –  только 2%. По группе МП сферы «строительство»  в 2006 году темп прироста количества предприятий  составил всего чуть более 2%, а к  концу 2007 года – уже более 8%.  
 
МП восьми выбранных для анализа видов деятельности в сумме своей дают порядка 97% суммарного количества МП г. Москвы, и этот показатель за последние 3 года не изменялся (рис. 3.).

Рис 3. – структура  основных видов деятельности МП г. Москвы по данным официальной статистики. 
 

Большинство МП г. Москвы работает в сфере «торговли» (48,9% на начало 2008 года). На втором месте  по численности МП сферы «операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг» (17,9%), на третьем  – МП сферы «обрабатывающие производства» (9,5%).  
 
Существующая сегодня структура видов деятельности МП г. Москвы остается стабильной на протяжении достаточно длительного периода времени. В настоящий момент лишь закладываются предпосылки дальнейших изменений. Так за 2005-2007 гг. наибольшим образом поменялась доля в суммарном количестве МП г. Москвы по сфере «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». За 3 года данный показатель изменился примерно на 1,4% в сторону уменьшения. В то же время, к положительным тенденциям можно отнести некоторое увеличение доли в суммарном количестве МП таких значимых для города видов деятельности, как «транспорт и связь» и «строительство».  
 
Подавляющее преобладание торговых МП в Москве – обычное явление для крупных мегаполисов. Население крупных городов формирует высокий постоянный спрос на услуги розничной торговли. Кроме того, открытие торгового предприятия изначально требует меньше финансовых, трудовых и иных нематериальных затрат, чем, например, открытие производственного предприятия. Это подтверждают и данные социологических исследований.  
 
По данным исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве в 2007 г.», проведенного НП «МЦРП» совместно с Межрегиональным маркетинговым центром (ММЦ), стартовая сумма, необходимая для открытия МП розничной торговли и общественного питания в Москве, составляет 379 тыс. долл., оптовой торговли - 316 тыс. долл., а производственного МП – 524 тыс. долл., т.е. существенно больше.  
 
Кроме того, для предприятий мелкой розничной торговли не требуется больших площадей нежилой недвижимости (что является постоянной проблемой в Москве), тогда как промышленных МП нехватка и дороговизна производственных площадей заставляют переносить производство в область.  
 
Для г. Москвы наиболее приоритетными сферами деятельности являются строительство, промышленность, ЖКХ и другие социально-значимые услуги населению. В связи с этим, властями города оказывается всесторонняя поддержка предприятиям малого бизнеса этих сфер. Однако так как отраслевая характеристика малого бизнеса на протяжении многих лет является жестко фиксированной, для качественных структурных изменений требуется время.  
 
По данным официальной статистики в 1 полугодии 2008 года (*2) общее количество малых предприятий с численностью работников от 16 до 100 человек (согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ) составило 28,8 тыс. единиц или 13% от суммарного количества МП с численностью работников от 1 до 100 человек на 01.01.2008 г.  
 
Таким образом, опираясь на данные официальной статистики, можно предположить, что в Москве действуют в основном микропредприятия.  
 
Оценка динамики данного показателя в 2008 году будет не в достаточной степени объективной. В связи с особенностью представления квартальных данных Мосгорстатом в течение года наблюдаются существенные колебания по показателям деятельности МП г. Москвы.  
 
В 2008 году не опубликована информация о деятельности МП сферы «финансовая деятельность».  

Как видно  из таблицы 1.2, с учетом ограничения  по количеству работников на 1 МП, введенного Федеральным законом от 24.07.07г. №209-ФЗ, значительно уменьшилась доля МП торговли в суммарном количестве предприятий малого бизнеса в  Москве. Это указывает в первую очередь на то, что среди торговых предприятий большое количество микропредприятий.  
 
Практически неизменной осталась доля МП сфер «обрабатывающие производства» и «строительство», а количество МП видов деятельности «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и «торговля» практически сравнялось. Подводя итог всему вышесказанному можно отметить, что отраслевая структура МП с численностью работников от 16 до 100 человек (без учета микропредприятий) существенно отличается от отраслевой структуры МП с численностью работников от 1 до 100 человек. Оценить данное различие в полной мере в настоящее время затруднительно ввиду ограниченности временных точек наблюдения всего двумя кварталами 2008 года.  
 
Ранее исследования группы микропредприятий отдельно от малых предприятий не проводилось, в связи с чем, необходимо более детальное изучение данного вопроса, в том числе с использованием альтернативных источников информации (например, от налоговых органов).

 

    Заключение

     Совершенная конкуренция характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход в отрасль и выход из нее  фирм абсолютно свободный, каждая фирма  имеет свободный доступ к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько  мала, что ее решение о повышении  или понижении цены не отразится  на рыночной цене, поэтому она является для фирмы заданной извне.

     Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами  при любых рыночных условиях. Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и  цены. Если рыночная цена установлена  выше минимальных средних валовых  издержек фирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже минимума средних  валовых издержек, но не ниже средних  переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация  своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность.

     В условиях совершенной конкуренции  фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует  точке пересечения кривых рыночного  спроса и предложения. Кривая предложения  каждой фирмы является отрезком кривой ее предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменных издержек.

     Чистая  монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска.

     Кривая  спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

     Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного  спроса. Чем выше эластичность, тем  меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

     В реальной жизни чистая монополия, так  же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются  условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.

     При монополистической конкуренции  множество мелких фирм производит разнообразную  дифференцированную продукцию; вступление новых фирм в отрасль не сложно Легкое вхождение новых фирм в  отрасль приводит к тенденции  получения нормальной прибыли в  долгосрочном периоде, когда экономическая  прибыль стремится к нулю.

     Олигополистические  отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных  фирм в области объема выпуска  продукции и цены на нее. Существуют разные модели, описывающие поведение  олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все  многообразие поведения фирм, нет.

Список  использованной литературы

  1. Экономика: Учебник. 3-е изд.,перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова.-М.:Экономистъ,2003.-896с.
  2. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. И. Видянина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. Егорова Н.Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. – М.: ЦЭМИ РАН ИСЭПП РАН, 2001
  4. Экономическая теория:Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. –М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-592с.:ил.
  5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М.2007.-495с.
  6. Микроэкономика. Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А. В. Сидоровича. - М.: ДИС, 2002.
  7. Шестоперов О. Современные тенденции развитя малого предпринимательства в России. – вопросы экономики, 2001, №4
  8. http://www.fnimb.org
  9. http://www.cemi.rssi.ru
  10. Сайт журнала «Эксперт», 2005

Информация о работе Рынок чистой конкуренции