Рынок чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет "свое лицо", и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………….3
Характеристика рынка и его практические примеры……………..4
Различные ситуации положения фирмы на рынке, равновесие фирмы…………………………………………………………………8
Максимилизация в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………………………………………...11
Чистая конкурентность…………………………………………....15
Функции, преимущества, недостатки и проблемы малого бизнеса, его роль в рыночной экономике……………………………………..19
Особенности развития и специфические проблемы малого бизнеса в России, его законодательное регулирование………………………………………………………33
Статистика численности малых предприятий и их удельного веса в ВВП, в т.ч. по отраслям совокупной занятости………………………………………………………….....34
Заключение…………………………………………………….………..38
Список использованной литературы………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 257.93 Кб (Скачать документ)

Подобные  решения принимает не единичная  фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных  друг с другом, действий рынок преодолевает экстремальные ситуации убыточного и сверхприбыльного производства, и  все возвращается «на круги своя», т.е. к условиям получения всеми  только нормальной прибыли. Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная  прибыль побуждает предприятия  расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения  отрасли сдвигается вправо, что ведет  к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что  фирмы принимают решение закрыть  производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при  прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать  до тех пор, пока цена не установится  на уровне, достаточном лишь для  получения всеми фирмами отрасли  нормальной прибыли. Этот механизм характеризует  «невидимую руку рынка», о которой  говорил Смит. Свободная конкуренция  выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).

Одновременно  данная цена будет и равновесной  ценой рынка (фирмы не приходят в  отрасль и не выходят из нее).

В точке  долгосрочного равновесия фирма  имеет наиболее эффективные масштабы производства, и минимизируют долгосрочные средние издержки. Равенство Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

Масштаб производства может иметь положительные  и отрицательные последствия  для фирмы. Эффект масштаба может, в  свою очередь, быть внутренним и внешним. Внутренний эффект масштаба обусловлен изменением размеров производства самой  фирмы. Внешний эффект масштаба для  фирмы связан не с ее собственным  уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширяется, сокращается  и цена, а значит, долгосрочные средние  издержки фирмы падают. Для фирмы  это означает внешний положительный  эффект масштаба.

  1. Функции, преимущества, недостатки и проблемы малого бизнеса, его роль в рыночной экономике
 

Малый бизнес — это то, что будет иметь смысл всегда, так как людям нужны услуги, штучные товары, питание, развлечения и многое другое. Развитие малого бизнеса — важная проблема, которая актуальна в любом государстве, в России же его становление имеет свои особенности и сложности, но и преимущества для владельца малого предприятия тоже.

К основным функциям малого предпринимательства относятся: инновационность, противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, противодействие безработице и создание новых рабочих мест, повышение совокупного дохода широких слоев населения  и соответственно расширение  потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков, духа, традиций как очень существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации.

Способность к созданию и распространению  инноваций является важнейшей функцией современного малого предпринимательства. Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом  развитии ведущих стран мира.

В последние два-три десятилетия  малые предприятия прочно заняли место лидера прорывных научно-технических  разработок. В приложении к таким  инновационным предприятиям возник новый термин — венчурный (рисковый) бизнес. Смысл его заключается в организации в форме малого предприятия группы исследователей, инженеров, ученых для разработки той или иной научной идеи, проекта. Широко известны ныне крупнейшие и преуспевающие фирмы, в частности «Майкрософт» и «Ксерокс», выросшие из венчурных малых предприятий.

Итак, что можно отнести к первоочередным проблемам малого бизнеса? В основном проблема банальна – вечный поиск и недостаток денег для открытия собственного дела. Поэтому разделим причины недостатка денег на группы.

  • Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. 
    Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов.
  • Кредиты также малодоступны
    Поскольку у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить, и банки неохотно идут на подобное
    кредитование малого бизнеса даже в рамках различных программ.
  • Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. 
    Причем по этим же причинам, да и первые взносы достаточно высоки для большинства начинающих предпринимателей.

Как мы видим ситуация для начинающего  предпринимателя сложная, но небезвыходная. В противном случае, малый бизнес России стоял бы на месте и не развивался.

В чем преимущества малого бизнеса в России? В том, что он достаточно гибкий. Вы можете воспользоваться следующими формами ведения малого бизнеса: домашний и семейный бизнес, франчайзинг. Остановимся на каждой форме малого бизнеса подробнее.

Домашний  и семейный бизнес - это тоже частное предпринимательство. Возможно, это ваш вариант малого бизнеса. Преимущества его заключаются, прежде всего, в том, что вы сами себе хозяин, бухгалтер и босс. Вы самостоятельно принимаете решения и сами за них отвечаете. Ваши доходы в ваших руках. И, наконец, в случае неудачи вы не подводите наемных работников, так как их роль выполняют члены семьи. Этот факт для многих людей немаловажен.

Во  всем мире существует практика франчайзинга, или покупки торговой марки, брэнда. Это значит, что вы покупаете у правообладателя право производить продукцию под его маркой, которая уже имеет спрос, разрекламирована и, скорее всего, в скором времени начнет приносить доход. Правда, Для России такая практика пока является новинкой, но получить информацию об этом способе при желании можно очень просто. Преимущества очевидны - товар уже адаптирован на рынке, технология отработана, рынки сбыта ясны. Остается взять кредит, который в этом случае получить проще, и не испортить начатое дело.

Если  вы хотите официально стать предпринимателем, вам придется зарегистрироваться в налоговой инспекции, получить необходимые лицензии, вести отчетность (и все это самому, иногда пользуясь разовыми консультациями бухгалтера или аудитора). Часть личных расходов вам разрешат списать на производственные нужды. Это могут быть расходы на содержание автомобиля, почтовые расходы и телефонные счета, в отдельных случаях — часть коммунальных платежей и аренда офиса.

К трудностям предпринимательской деятельности малого (в том числе семейного) бизнеса, в частности, относится то, что ваш рабочий день ненормирован, функции ваши также не определены, вы будете сами делать все, что в давно существующей фирме делают разные люди. Ваши домашние могут по-разному отнестись к тому, что вы работаете дома.

Роль  малого бизнеса в  рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и  средним компаниям, а тесно взаимодействует  с ними, участвует в ускорении  инновационного процесса и в структурной  перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших  местных источников сырья и отходов  крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств

Малое предпринимательство – необходимый  элемент рыночной экономики, позволяющий  решать важные социально-экономические  задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Роль  малого бизнеса в  России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности развития и специфические  проблемы малого бизнеса  в России, его законодательное  регулирование

Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели способы и  экономические механизмы образования  малых предприятий

В первый период значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный

Другая  часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.

Третья  группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

  Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Пятая часть российского ВВП создается в торговле.

Также российскому рыночному  хозяйству присущи малые инновационные фирмы – это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

В итоге можно сделать  следующие выводы, определяющие роль российского  малого предпринимательства.

Крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, поскольку «востребованность» малого предпринимательства со стороны  крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого  рационального соотношения между  ними) пока не очень значительна. Это  обусловлено недостаточно благоприятными, сложившимся вокруг него экономическим  климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

Рациональное  соотношение между крупным и  малым предпринимательством различно для разных экономических условий  и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним (кроме перечисленных  выше) относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в  странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится  семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический  фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости  ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.

Информация о работе Рынок чистой конкуренции