Рынок чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет "свое лицо", и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………….3
Характеристика рынка и его практические примеры……………..4
Различные ситуации положения фирмы на рынке, равновесие фирмы…………………………………………………………………8
Максимилизация в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………………………………………...11
Чистая конкурентность…………………………………………....15
Функции, преимущества, недостатки и проблемы малого бизнеса, его роль в рыночной экономике……………………………………..19
Особенности развития и специфические проблемы малого бизнеса в России, его законодательное регулирование………………………………………………………33
Статистика численности малых предприятий и их удельного веса в ВВП, в т.ч. по отраслям совокупной занятости………………………………………………………….....34
Заключение…………………………………………………….………..38
Список использованной литературы………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 257.93 Кб (Скачать документ)

Российская  модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический  реформ и состоящей в том, что  в складывающемся экономической  симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе  ложилась на малые предприятия, которые  зачастую обеспечивали «выживание»  крупных фирм

Как свидетельствует, мировой  опыт, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, ведь ему свойственны некоторые преимущества:

- высокий уровень  адаптации к местным условиям  хозяйствования;

- большая независимость  действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и  оперативность в принятии и  выполнении принимаемых решений;

- большая возможность  для предпринимателя реализовать  свои идеи, проявить свои способности;

- низкая потребность  в первоначальном капитале и  способность быстро вводить изменения  в продукцию и процесс производства  в ответ на требования местных  рынков.

Собственники  малых предприятий больше склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что, естественно, положительно сказывается  на деятельности предприятия. Представители  малого предпринимательства лучше  знают уровень спроса на местных  рынках. Малое предпринимательство  способствует занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями.

Естественно, у малого предпринимательства  есть и недостатки, среди которых  следует выделить самые существенные:

- высокий уровень  риска, поэтому высока степень  неустойчивости положения на  рынке;

- зависимость  от крупных компаний;

- недостатки  в управлении делом;

- повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования и др.

Шансы малого предприятия значительно  повышаются по мере взросления. На живучести  малых фирм сказываются и размеры  финансирования на первом этапе. Чем  больше первоначальный капитал, вложенный  в малое предприятие, тем больше у этого предприятия возможностей сохранения деятельности в кризисные  периоды.

Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики  в целом деятельность малых предприятий  является важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

По мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже  тогда, когда 20-30% граждан страны имеют  собственное дело. В развитых странах  малый бизнес составляет основу среднего класса – влиятельной общественной страты, объединяющей 60-80% населения.

Особенно  важны малые предприятия для  регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических  проблем, прежде всего занятости  и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные  условия для регулирования региональной экономики, так как в большей  степени зависимы от региональных и  местных администраций, чем крупные  и средние предприятия.

Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства  в России на сегодняшний день представляется актуальным.

В каждом регионе предпринимательство развивается  по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.

Основные  факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.

Первую  группу факторов составляют:

– демографические (естественный прирост населения, старение, смертность, миграция, перенаселенность, наличие беженцев и переселенцев, социально-психологический микроклимат, национальный состав мигрантов, половозрастные особенности);

– национально-этнические (условия выживания, социальная обеспеченность и защищенность традиций, особенности  исторически сложившегося уклада жизни);

– социальные (уровень  развития социальной инфраструктуры, курортно-рекреационного хозяйства, возможности  для отдыха, мобильность населения, условия жизни, условия для переподготовки кадров, смены профессии и повышения  квалификации);

– продовольственное  обеспечение (возможности местного производства, наличие свежих продуктов, сезонный или постоянный характер поставки продуктов, нормы потребления продуктов, темпы удорожания жизни, уровень  развития аграрного сектора);

– особенности  расселения (наличие крупных, средних  и малых городов, удобных транспортных связей, уровень развития инфраструктуры, характер освоения региона, степень  интенсивности взаимоотношений  между населенными пунктами, преимущественные факторы размещения промышленных, сельскохозяйственных и других объектов);

– уровень развития сферы государственного и регионального  социального регулирования.

Наряду  со многими проблемами, проблема безработицы, именно та, в решении которой малое  предпринимательство может играть важную роль. Среди мер по борьбе с безработицей нужно предусматривать  меры по стимулированию притока в  регионы частных отечественных  и иностранных инвестиций, расширению программы переобучения работников, в том числе с привлечением различных школ бизнеса, а также  по формированию рынка жилья, как  условия перемещения рабочей  силы из регионов с высоким уровнем  безработицы.

Важной  предпосылкой развития предпринимательства в регионах России является здоровый социально-психологический климат и соответствие мотивационных установок формирующемуся рынку труда. Все это находится в прямой зависимости от формы производственной деятельности, ведомственной политики, движения кадров, степени криминализации, уровня профессиональных качеств, уровня развития потребностей, отношения к инновациям, желания осваивать новые профессии и специальности и т.д.

Второй  блок факторов, которые влияют на специфику регионального развития предпринимательства в России, связан с решением экономических вопросов. В частности, на укрепление экономического федерализма и создание условий для развития частного сектора должна быть направлена государственная политика по формированию новой территориальной организации хозяйства России (включая региональные союзы, ассоциации предпринимателей). В настоящее время принципиально меняются принципы специализации районов в территориальном разделении труда: вместо достижения максимального общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса и конкурентоспособности предприятий различных регионов.

В этих условиях преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, расположенные  рядом с устойчивыми рынками  сбыта, которые имеют квалифицированные  кадры,- Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский  экономический регионы. В то же время  сокращается численность конкурентоспособных  предприятий в северных и восточных  районах. Здесь рентабельными и  конкурентоспособными остаются в основном добывающие отрасли и энергоемкие  производства, связанные с переработкой минерального сырья и леса.

Третья  группа факторов, которые оказывают влияние на территориальное развитие предпринимательства, связана с воздействием экологических условий на воспроизводство природных ресурсов, поддержание нормативного экологического состояния на процессы предпринимательства. Сырьевая направленность развития экспорта обусловила нарушения, например, в зоне Севера, эколого-экономического равновесия. Так, в районах нефтегазодобычи и лесоперерабатывающих комплексов наибольшему экологическому ущербу подвергаются поверхностные воды и земли. При буровых работах распространены случаи значительной вырубки леса, при технологических и аварийных выбросах нефти – загрязнение территории мазутом. Все это, естественно, далеко неположительным образом влияет на природные ресурсы и сокращает территории, на которых ведется хозяйственная деятельность и живут малые народы.

Определенные  ограничения имеет предпринимательская  деятельность в районах, которые  пострадали от аварии на Чернобыльской  АЭС и от других стихийных бедствий. В таких регионах необходимо ограничивать вывоз леса, сельскохозяйственной продукции, строительных материалов, при этом контролировать их пригодность для  использования в хозяйственной  деятельности. Предпринимателей нужно  ориентировать на производство экологически чистой продукции, различных приборов, которые позволяли бы контролировать степень загрязнения окружающей среды, медицинских приборов контроля за состоянием здоровья населения, на производство приборов для очистки территории воды и т.п.

Еще одним  новым видом деятельности для  России является производство рекламных  открыток. Открытки никогда не воспринимались как предмет, который может иметь  практическую ценность, более того – приносить прибыль. Для нас  до сих пор словосочетание «зарабатывать  на открытках» звучит дико. На самом  же деле, рекламные открытки – отличный маркетинговый инструмент.

Помимо  этих необычных для России сфер бизнеса, в Москве пытаются развивать индустрию  развлечений.

«Индустрия  развлечений, которую и составляют парки аттракционов, - это во всем мире гигантская промышленность. Достаточно сказать, что в США ее оборот в  три раза превышает военный бюджет. У нас эта индустрия только начинает развиваться, сейчас она пребывает  в том же состоянии, что и авиация  в 20-е годы», - утверждает вице-президент  Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Борис Рабинович.6 На сегодня в России, по данным РАППА, насчитывается 650 функционирующих парков, из них 30 можно назвать крупными.

Особенностью  развития индустрии развлечений  в России является то, что в ней  активно задействован малый бизнес. Привлекательность этого бизнеса  заключается в довольно-таки быстрой  окупаемости затрат. Развитие его  сдерживается, видимо, из-за одинаковых для всех предпринимателей проблем: отношений с властью, ее нежеланием помочь бизнесу; извечного вопроса  о земле; отсутствия грамотных управленцев; подбора и обучения персонала; обновления материальной базы; кредитной политики.

Какие же прогнозы можно сделать относительно развития предпринимательства в  целом по России?

Центральный экономический район располагает  запасами минерального сырья, что создает  благоприятные условия для развития здесь сети малых предприятий  по выпуску строительных материалов, имеющих широкий и постоянный рынок сбыта. Это обусловлено  высокой степенью плотностью населения  и сохраняющимся дефицитом данной продукции на потребительском рынке. Наличие многочисленных производственных отходов (кожевенного, текстильного, трикотажного производства, полиэтиленовой пленки, крахмального производства, золы, макулатуры и т.д.) может стать сырьевой базой  для создания в регионе новых  малых и средних предприятий. Развитие малого предпринимательства  в пищевой промышленности возможно в направлении производства мясных продуктов, молокопродуктов, а также выращивания рыбы.

В Северо-Западном экономическом регионе имеются  условия для развития таких сфер деятельности, как вывозка круглого леса и переработка древесного сырья  и отходов: производство строительных материалов: переработка сельхозпродукции (молока, мяса), сбор лекарственных трав; развитие рыболовства и рыбоводства; выпуск товаров народного потребления  из отходов производства; создание региональной транспортной инфраструктуры.

Центрально-Черноземный  регион характеризуется высоким  уровнем развития сельскохозяйственного  производства, и мог бы стать мощной продовольственной базой в европейской  части России. Малое предпринимательство  на базе конверсии промышленных предприятий  могло бы развиваться в направлении  создания мини-техники для фермерских и индивидуальных хозяйств, садово-огородных  и дачных участков. Сеть малых предприятий (впрочем, как и средних) может  быть создана на базе переработки  отходов обувного производства, а  также отходов текстильного и  трикотажного производства.

В Волго-Вятском  регионе перспективно развитие частного сектора в направлении выпуска  товаров народного потребления  на базе консервируемых оборонных предприятий, технический потенциал которых  позволит получать высококачественные отечественные товары (радиоэлектронные приборы, бытовую технику).

Информация о работе Рынок чистой конкуренции