Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа
Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет "свое лицо", и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.
Ведение……………………………………………………………………….3
Характеристика рынка и его практические примеры……………..4
Различные ситуации положения фирмы на рынке, равновесие фирмы…………………………………………………………………8
Максимилизация в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………………………………………...11
Чистая конкурентность…………………………………………....15
Функции, преимущества, недостатки и проблемы малого бизнеса, его роль в рыночной экономике……………………………………..19
Особенности развития и специфические проблемы малого бизнеса в России, его законодательное регулирование………………………………………………………33
Статистика численности малых предприятий и их удельного веса в ВВП, в т.ч. по отраслям совокупной занятости………………………………………………………….....34
Заключение…………………………………………………….………..38
Список использованной литературы………………………………...40
MC= MR,
где MC – предельные издержки, MR – предельный доход.
Расчет производственной функции фирмы, стремящейся к достижению указанного условия равновесия, будет сосредоточен на поиске такого варианта, который обеспечит необходимый выпуск продукции при минимальных издержках производства. Минимальные издержки определяются на стадии расчетов производственной функции методом замещения, вытеснения дорогостоящих или возросших в цене факторов производства, альтернативными, более дешевыми.
Замещение
осуществляется с помощью
Методика
подобного поиска основывается
не только на сопоставлении
рыночных цен факторов
Условия максимилизации прибыли конкурентной фирмы.
Фирмы, которые уже не новички в бизнесе, серьезно беспокоятся о прибылях, даже если действия их менеджеров вызывают сомнения в этом. Например, фирма, субсидирующая общественное телевидение, может показаться проникнутой общественным духом и альтруистичной. И все же это благодеяние вполне соответствует долгосрочным интересам фирмы, поскольку оно создает доброжелательное отношение к самой фирме и ее продуктам.
Поскольку кривая спроса для конкурентной фирмы имеет вид горизонтальной прямой, так что
MR = P,
где MR – предльный доход, а P – цена товара, общее правило для максимилизации прибыли в этом случае можно упростить. Совершенно конкурентная фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны цене:
MC (q) = MR = P.
MC (q) – предельные издержки, MR – предльный доход, а P – цена товара. Поскольку конкурентные фирмы принимают цены как данность, это правило используется для установления объема производства, а не цены.
Доминирующая
концепция поведения фирмы
Существует два подхода к изучению проблемы. Первый основан на совокупных показателях, второй - на предельных и средних.
Метод совокупных показателей. Совокупная прибыль фирмы представляет собой разницу между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками
TN = TR - TC.
TN – совокупная прибыль фирмы, TR –совокупный доход, TC – совокупные издержки. Очевидно, что прибыль будет максимальной в том случае, когда разность между совокупной выручкой и совокупными издержками достигает наибольшей величины, где интервал АВ - наибольшее вертикальное расхождение между кривыми TR и ТС - означает величину прибыли.
Теоретически анализ позволяет нам не только определить объем производства, при котором прибыль максимизируется, но и установить величину этой прибыли. Для этого найдем величину средней прибыли, получаемой на единицу продукции:
AN = AR - AC.
AN – величина средней прибыли, AC - средние издержки.
В
условиях совершенной
AN = P - AC.
AN – величина средней прибыли, P – цена товара, AC - средние издержки. В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней прибыли на количество выпущенной продукции:
TN = AN * Q.
TN - совокупная прибыль фирмы, AN – величина средней прибыли, Q – количество выпускаемой продукции.
Рыночная цена Р показывает, на каком уровне проходит горизонтальная линия спроса на продукцию фирмы, она же - кривая предельного и среднего дохода фирмы. Точка пересечения этой горизонтальной линии с кривой предельных издержек - это точка равновесия фирмы (Е), а соответствующий этой точке выпуск продукции QE максимизирует прибыль. Точка Е на рис. 10 расположена по вертикали выше кривой средних издержек, что означает, что AR, или Р, выше средних издержек. Следовательно, вертикальный отрезок ЕК между кривой АVС и точкой равновесия и будет соответствовать величине средней прибыли. Что же касается величины совокупной прибыли, то ее нетрудно определить, умножив среднюю прибыль на выпуск продукции: это площадь прямоугольника PEKN.
Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.
Используя либо первый подход (сравнение валовых дохода и издержек), либо второй (сравнение предельных дохода и издержек), фирма выберет объем производства Q0, который обеспечит ей максимальную прибыль.
Любой объем производства от Q1 до Q2 принесет фирме прибыль (см. рис. 1.а), однако лишь в точке Q0 эта прибыль будет максимальной. Именно при Q0 предельный доход будет равен предельным издержкам (см. рис. 1.б). На участке Q1-Q0 фирма будет недополучать возможную прибыль, а на участке Q0-Q2 предельные издержки превысят предельный доход и прибыль снизится.
рис. 1.а рис. 1.б
Исходим
из того, что фирма предпочтет производить
продукцию даже в случае возникновения
временных убытков, при этом ее задачей
станет их минимизация. Закрытие - крайне
нежелательный вариант. Возможны три
ситуации, с которыми сталкивается
фирма в условиях совершенной
конкуренции. Производя продукцию
в количестве Оо, при котором обеспечивается
равенство цены (предельного дохода)
и предельных издержек, фирма получает
прибыль, поскольку сложившаяся
на рынке цена Р0 превышает минимальные
средние валовые издержки (рис. 1.2).
Рис. 1.2.
Максимизация прибыли фирмой в условиях
совершенной конкуренции
1.3 Чистая конкурентность
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Но понятие конкуренции
Следствием
конкуренции является, с одной
стороны, обострение производственных
и рыночных отношений, а с другой
- повышение эффективности
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией. Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков
Виды конкуренции. Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изденлия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по можности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лиш качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции
Монополистическая конкуренция - распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная (рис. 2.).
Рис. 2. Усиление рыночной власти
Стратегии конкуренции.
Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли.
1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.
2. Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть, если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечиает решение проблемы в большом сегменте рынка.
3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.
При анализе поведения фирмы используется важное теоретическое допущение, что производитель ведет себя рационально. Принцип рациональности поведения производителя аналогичен принципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном случае это прибыль производителя) достигается, когда предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная разница между предельным доходом и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы.
Другими словами, производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае когда MR = MC, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше придельных издержек, а прибыль начнет падать.
Следовательно, МР = МС является условием максимилизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы. Поскольку при совершенной конкуренции Р = М R, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).
Равновесие
фирмы характеризуется
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
Если
типичная фирма в отрасли получает
экономическую прибыль, то в долгосрочном
периоде это привлечет в
Если
в краткосрочном периоде фирма
терпит убытки, но получает операционную
прибыль, то рациональным долгосрочным
решением было бы сокращение объема производства
и последующий уход из отрасли. Естественно,
таким же будет долгосрочное решение
и при убытках, равных величине фиксированных
издержек, т.е. когда нет операционной
прибыли в краткосрочном