Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ механизмов функционирования рынка образовательных услуг в России и за рубежом и анализ концепций развития российского образования на основе опыта развитых стран, в частности США.
Объектом исследования стали принципы функционирования системы образования и пути решения текущих проблем на опыте США, где степень ориентации рынка образования на потребности рынка труда очень высока, где участники рынка не просто выживают, а еще и развиваются в условиях рыночной экономики.
Введение………………………………….…………………………………………………….…3
1Общая характеристика рынка образовательных услуг……………………..…………...........5
Рынок образования: структура и механизмы функционирования...........................5
1.2 Сегментация рынка образовательных услуг как необходимый инструмент конкурентной борьбы.....................................................................................................................6
1.3 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики................................10
2 Анализ зарубежной системы образования...............................…………………….…………11
2.1 Структура системы образования и принципы ее функционирования....................11
2.2 Организация образовательного процесса...................................................................14
2.3 Рынок образования в условиях конкуренции............................................................17
3 Развитие образования в России: проблемы и перспективы ……………....…………………24
3.1 Оценки системы образования......................................................................................24
3.2 Финансовые аспекты рынка образовательных услуг……........................................26
3.3 Преимущества и возможности развития рынка образовательных услуг.................28
Заключение……………………………………………………………………………….…...…..29
Список литературы…………………………………………………………………….….…........
Обнаруживают себя и новые роли студентов (магистров, аспирантов). Теперь они выступают в качестве клиентов корпорации, покупателей на рынке образовательных услуг, предлагаемых университетом. И хотя известные дисциплинарные ограничения в отношении студенчества по-прежнему существуют, но по всем позициям изменился статус студентов. Корпорация, как никогда ранее, оказывается зависимой от своих клиентов - от их запросов, желаний, жизненных целей и даже капризов. "Покупатель всегда прав!" - эта старая истина, пришедшая к нам из мира торговли, сполна заявляет о себе и в университетах-корпорациях
Университет-корпорация
максимально вовлекают в свою
деятельность все ресурсы расширения
клиентуры. Помимо виртуозно отлаженной
системы привлечения
Финансирование университетской системы
Опыт организации финансирования американских университетов предлагает ряд важных уроков для российской системы высшего образования.
Основным, но далеко не единственным источником финансирования американских университетов является плата за образование, которая существует практически во всех вузах. Однако она редко является главным по объему источником - в частных вузах на ее долю приходится 30-40% поступлений в бюджет вуза, в государственных - менее четверти3. Государственные вузы (которые подотчетны правительству штата, а не федеральным органам) также получают прямые ассигнования от штата, которые дают еще около четверти всех доходов. Важно отметить, что это очень грубые обобщения, так как университеты кардинально различаются друг от друга по всем параметрам, включая финансирование.
Обращает на себя внимание также и значительная доля в доходах университетов, которые они получают от федерального правительства. Речь идет о двух источниках. Первый источник связан с прямыми поступлениями средств, в форме грантов на научно-исследовательскую работу, распределяемых на конкурсной основе. В отличие от США, в большинстве российских университетов эта доля пока ничтожна и связана, как правило, с получением индивидуальных грантов самими преподавателями. В США эти гранты также получаются под конкретные проекты индивидуальных исследователей от множества независимых друг от друга федеральных органов власти (например, Комитет по энергетике может выдать грант на некий исследовательский проект в области атомной энергии). Таким образом, большая часть фундаментальных научных исследований финансируется за счет средств федерального правительства, и эта статья доходов может также составлять около четверти всех поступлений в казну университета. В России, также необходимо существенно увеличить эту составляющую в финансировании университетов, осуществляющих научные исследования, используя механизмы заказов со стороны государственных ведомств и институциональных грантов со стороны научных фондов, распределяемых на конкурсной основе. Особо следует выделить необходимость увеличения официальных накладных расходов университета (около 50 % вместо привычных 10-15 % в российской практике).
Второй важный источник доходов университета, формируемый из средств федерального бюджета, - предоставление стипендий для обучения студентов, будь то на основании низких доходов их семей или их выдающихся способностей, а также гарантий коммерческим банкам под программы образовательных кредитов. Поскольку доля российских студентов, принимаемых с возмещением стоимости обучения, постепенно возрастает, развитие системы стипендий и образовательных кредитов имеет для российского высшего образования принципиальное значение.
При
этом важно отметить, что в Америке
отсутствует такая форма
Из других источников финансовых средств обращает на себя внимание привлечение благотворительных средств от бизнес-структур и частных лиц, которое в России пока развито весьма слабо, В Америке же университеты привлекают еще четверть своих доходов из этого источника. Следует также внимательно изучить опыт работы ассоциаций выпускников американских университетов, которые не только отслеживают жизненные траектории выпускников, но и проводят с ними систематическую работу по сбору благотворительных средств (не чураясь любыми, сколь угодно малыми суммами).
Наконец, важную статью доходов американского университета образуют доходы от продажи продуктов и услуг. Это также далеко не самое сильное место российских университетов, многие из которых предпочитают зарабатывать дополнительные средства путем сдачи в аренду своих помещений. Особо бросается в глаза опыт западных университетских магазинов, торгующих товарами с университетской символикой, успешно выполняя при этом не только зарабатывающие, но и имиджевые функции.
Исследовательские университеты.
В
связи с проблемой
2.2
Организация образовательного
процесса
Корпоративная природа нового образования в США заявляет о себе не только в общих вопросах управления университетами, но в вопросах конкретного формирования учебных программ и управления учебным процессом.
Interdisciplinary и multidisciplinary – два самых популярных понятия, циркулирующих в американских университетах. Они (особенно последний) означают, что практически ни один традиционный предмет преподавания, традиционная специальность или область знания в чистом виде никого не устраивает, прежде всего, студентов. Постоянно и в большом числе требуются новые составные образовательные продукты, которые в любой комбинации будут содержать компонент бизнес - образования и менеджмента.
Содержание преподавания
В России сейчас много обсуждается та проблема, что российское высшее образование не отвечает запросам рынка. Это выражается главным образом в том, что большинство выпускников вузов устраиваются работать не по полученной специальности.
Для
американского образования
Организация программы бакалавриата
Идеология американского образования на уровне бакалавриата заключается в том, что студент должен прослушать курсы по самым разным направлениям, чтобы получить богатое общее образование.
Требования
по остальным курсам, которые составляют
большую часть всей академической
программы, бывают самыми разными. В
некоторых колледжах студенту предоставляется
полная свобода выбора - он может
прослушать любые комбинации курсов,
которые ему кажутся интересными и
полезными. Такая система помогает достаточно
гибко выявлять спрос на различные дисциплины,
так как студенты получают полную возможность
"голосовать ногами", а университеты
и коллежи получают информацию о том, какие
дисциплины нужно развивать и предлагать
в большем количестве.
Организация и содержания магистерских и докторских программ
Хотя
принято считать, что в Америке
трехуровневая система
Именно таким образом в США во многом решается проблема, стоящая сейчас перед нашими вузами, что большинство выпускников вузов в России не работают по полученной ими специальности. В Америке после бакалавра специальности нет (есть исключения, например, инженерные школы), а в магистратуру или аспирантуру можно поступить с практически любым набором курсов бакалавриата. Очень важно отметить, что для того, чтобы поступить в докторантуру, скажем, по экономике, вовсе не обязательно до этого специализироваться в этой дисциплине в колледже. Как правило, достаточно просто прослушать два-три элективных курса, в зависимости от предпочтений приемной комиссии каждой аспирантуры. Медицинские школы, конечно, требуют большей подготовки по биологии и химии, но тоже не так жестко, как в России (а медицинские специализации на уровне бакалавриата отсутствуют вообще). Таким образом, магистерские и докторские программы совершенно не являются естественным продолжением бакалавриата - это отдельные самостоятельные программы, в которые поступают выпускники колледжа со всевозможными специализациями.
Материально-техническое оснащение и инфраструктура
Корпоративные
требования диктуют поддержание
инфраструктуры на высочайшем уровне.
И действительно американские университеты
за последние годы вложили весьма существенные
средства в новое строительство, расширение
и обновление компьютерной базы, пополнение
библиотек. Аудиторный
фонд и офисные площади
факультетов постоянно расширяются.
В целом можно сказать, что университеты-корпорации
растут быстро и зримо на глазах. Каждый
год поднимаются новые аудиторные, лабораторные
корпуса и общежития. Компьютеризация
достигла весьма впечатляющих масштабов.
Доступ студентов и аспирантов к компьютерным
классам чуть ли не 24 часа в сутки.
Исследования и образование
Соединение преподавания и научной работы является не универсальной панацеей, а само представляет собой сложную проблему. Но это - та проблема, без решения которой развитие высшей школы невозможно.
В
целом американские университеты в
современных условиях всемерно снимают
груз обязательств перед штатным
составом профессоров, включая их во
временные междисциплинарные
Перспективные тенденции4
Можно наметить несколько конкретных тенденций в перспективе развития американского университета:
– Отношение студентов и их родителей к университетскому образованию становится все более потребительским.
– Для многих студентов университетское образование потеряло характеристику "судьбоносности". Это всего лишь эпизод в их жизни.
– Университет должен быть удобным, то есть от университета требуется безусловно хороший сервис во всех его компонентах.
– Университет должен находится на гребне технического и технологического прогресса, предлагая студентам самые новейшие достижения в организации учебного процесса и студенческой жизни.
Постепенно трансформируются и другие, казалось бы, вечные формы университетского преподавания. На смену поточным лекциям приходят дискуссии со студентами по типу "ток-шоу", возникает сеть промежуточных форм вовлечения клиентов в университетское образование - семинары для публики и местного сообщества, консультации фирмам и общественным организациям и многое другое. За всем этим стоит принцип: все средства хороши для привлечения новой клиентуры, но при соблюдении высокого стандарта предоставляемых образовательных услуг.
Информация о работе Рынок образовательных услуг в России и за рубежом