Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ механизмов функционирования рынка образовательных услуг в России и за рубежом и анализ концепций развития российского образования на основе опыта развитых стран, в частности США.
Объектом исследования стали принципы функционирования системы образования и пути решения текущих проблем на опыте США, где степень ориентации рынка образования на потребности рынка труда очень высока, где участники рынка не просто выживают, а еще и развиваются в условиях рыночной экономики.
Введение………………………………….…………………………………………………….…3
1Общая характеристика рынка образовательных услуг……………………..…………...........5
Рынок образования: структура и механизмы функционирования...........................5
1.2 Сегментация рынка образовательных услуг как необходимый инструмент конкурентной борьбы.....................................................................................................................6
1.3 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики................................10
2 Анализ зарубежной системы образования...............................…………………….…………11
2.1 Структура системы образования и принципы ее функционирования....................11
2.2 Организация образовательного процесса...................................................................14
2.3 Рынок образования в условиях конкуренции............................................................17
3 Развитие образования в России: проблемы и перспективы ……………....…………………24
3.1 Оценки системы образования......................................................................................24
3.2 Финансовые аспекты рынка образовательных услуг……........................................26
3.3 Преимущества и возможности развития рынка образовательных услуг.................28
Заключение……………………………………………………………………………….…...…..29
Список литературы…………………………………………………………………….….…........
Сегодня аналогичную задачу, но уже не
как стратегическую, а как тактическую,
ставит перед собой Министерство образования
и науки Российской Федерации (таблица
1). Ее успешное решение, в совокупности
с решением других трех поставленных задач,
позволит достичь конечной цели – обеспечения
доступности качественного образования
для всех слоев населения как основы социальной
мобильности и снижения социально-экономической
дифференциации в обществе.
Таблица 1
Система целей Министерства образования и науки Российской Федерации (выдержка)
Цель Минобрнауки России | Тактические задачи
Минобрнауки России, решение которых обеспечивает достижение цели |
Обеспечение
доступности качественного |
1. Разработка и содействие реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услугам. |
2. Повышение статуса педагогических кадров. | |
3. Создание общероссийской системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений. | |
4. Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования. |
Ключевым моментом реформирования сферы образования является установление нормативов финансового обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, в том числе и ГОУ ВПО, на оказание образовательной услуги.
Говоря об образовании как об экономической
субстанции, мы можем представить высшее
учебное заведение как своего рода предприятие,
а образовательный процесс - как производственный
процесс, который длится определенное
время и завершается выпуском уникальной
социально-экономической продукции - специалистов
для разных сфер общественной жизни. Тогда
о студенте можно говорить как о продукции,
находящейся в стадии производства, а
о выпускнике — как о конечном продукте.
Таким образом, результат функционирования
образовательной системы - это человек,
получивший образование определенного
уровня и качества в соответствии с утвержденными
федеральными государственными образовательными
стандартами и программами. Как и любое
производство, “образовательно-
Величина расчетного базового подушевого
норматива является гарантированной минимальной
стоимостью бюджетной образовательной
услуги, которая, с учетом контрольных
цифр приема обучающихся на очередной
учебный год, подлежит обязательному применению
при формировании федерального бюджета.
От обоснованности нормативов, определяющих
финансовое положение реформируемых образовательных
учреждений, во многом зависит не только
судьба этих учреждений, но и успех проводимых
реформ в целом.
3.3
Преимущества и возможности
развития рынка образовательных
услуг
Старт реформирования рынка образования был положен еще в 1992 году, когда наша страна перешла к рыночной экономике. Российский рынок образования обладает огромным потенциалом (как кадровым так и научным). С развитием экономики в стране развивается и рынок образования, т.к. образовательные услуги как товар приобретают все большую ценность. Переход к новой концепции образования требует постепенного и комплексного реформирования всей системы, причем не только образования. С каждым годом российский рынок становится все более открытым, расширяется сотрудничество с другими государствами, как в количественном, так и в качественном отношении. Ориентация образования на потребности рынка в комплексе с ослаблением государственного регулирования расширит круг возможностей всех участников рынка образовательных услуг, будет способствовать повышению конкуренции на рынке, а значит и мотивации участников. Что в свою очередь окажет влияние на развитие самого образования и экономики страны в целом.
Наш
рынок развивается. Он будет развиваться
и дальше при условии активного
и четко спланированного реформирования.
Качественные изменения в экономике не
оставят в стороне и рынок образования
как один из стратегически важных, и наоборот
– развитие образования будет способствовать
развитию экономики за счет разработки
и внедрения качественно новых идей развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время Россия взяла курс на интеграцию в международное сообщество. Не останется в стороне и рынок образовательных услуг. Активно идут процессы реформирования рынка. Сложность заключается в том, что рынок ОУ тесно связан со всеми сферами жизни общества. Любые нововведения на рынке образования так или иначе требуют определенных изменений в обществе, в частности на рынке труда и в социальной политике государства. Невозможно, и не нужно делать образование платным, не проведя соответствующих изменений в обществе. Наше образование никогда не сможет быть таким, как, например, в США. Это объясняется очень просто: их образование ориентировано на потребности их общества. Значит нужно в нашем обществе создать такие потребности. А потребности базируются на возможностях. Возможности США определяются их долей в мировом хозяйстве (а это 30-45% по разным оценкам). Принимая во внимание, что существует еще более 100 стран, а ресурсы на планете ограничены, Россия физически не сможет выйти на такой уровень (если, конечно, мы не научимся делать «все из ничего»). Поэтому модели США и других стран Россия использует не как идеал, к которому нужно слепо стремиться, а как источники опыта для проведения реформ на местном уровне.
Основная проблема рынка образования в России заключается в том, что рынок не дает экономике того, что может, потенциал образования и науки используется далеко не полностью. В Советское время образование и наука финансировались государством, и вся экономика получала колоссальную отдачу от этого. Сейчас государство имеет другую роль в экономической системе страны, поэтому необходимо перейти к иной концепции финансирования. А это уже повлечет за собой глубокие изменения в жизни общества, вплоть до отношения людей к высшему образованию и способам его финансирования. Это довольно длительный процесс, затрагивающий человека и экономику страны в целом. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Увеличивается количество грантов и фондов, все больше банков предоставляют долгосрочные кредиты на образование, все больше предприятий финансируют целевую подготовку специалистов и т.д. Создаются программы, направленные как на решение отдельных проблем, так и на формирование новых концепций образования, что способствует развитию рынка. С начала 2006 года ведущими вузами страны начата программа по введению модели инновационного университета, разработанной в 2005 году специалистами ассоциации инженерного образования России, при участии ректоров и профессоров ведущих европейских и американских вузов и других специалистов разных стран. Суть концепции инновационного университета заключена в семи принципах7, каждый из которых имеет ряд оценочных критериев и представляет собой отдельное направление деятельности вуза. Эта модель лучше других иллюстрирует применение положительного опыта других стран (в основном США) в области организации рынка образовательных услуг в сочетании с сохранением многовековых традиций российского образования.
Проблема
рынка образовательных услуг - не только
проблема экономики, и не только проблемы
рынка. Это еще и социально-политическая
проблема. И вообще, все, что связано
с образованием, так или иначе воздействует
на будущее как отдельных людей, так и
страны и мирового сообщества в целом.
Поэтому проблемы изучаются и решаются
на всех уровнях: начиная от школьников
и студентов, заканчивая государством.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Рынок образовательных услуг в России и за рубежом