Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ механизмов функционирования рынка образовательных услуг в России и за рубежом и анализ концепций развития российского образования на основе опыта развитых стран, в частности США.
Объектом исследования стали принципы функционирования системы образования и пути решения текущих проблем на опыте США, где степень ориентации рынка образования на потребности рынка труда очень высока, где участники рынка не просто выживают, а еще и развиваются в условиях рыночной экономики.
Введение………………………………….…………………………………………………….…3
1Общая характеристика рынка образовательных услуг……………………..…………...........5
Рынок образования: структура и механизмы функционирования...........................5
1.2 Сегментация рынка образовательных услуг как необходимый инструмент конкурентной борьбы.....................................................................................................................6
1.3 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики................................10
2 Анализ зарубежной системы образования...............................…………………….…………11
2.1 Структура системы образования и принципы ее функционирования....................11
2.2 Организация образовательного процесса...................................................................14
2.3 Рынок образования в условиях конкуренции............................................................17
3 Развитие образования в России: проблемы и перспективы ……………....…………………24
3.1 Оценки системы образования......................................................................................24
3.2 Финансовые аспекты рынка образовательных услуг……........................................26
3.3 Преимущества и возможности развития рынка образовательных услуг.................28
Заключение……………………………………………………………………………….…...…..29
Список литературы…………………………………………………………………….….…........
2.3
Рынок образования в
условиях конкуренции
Одной из отличительных черт американского образования по сравнению с российским является высокая степень конкуренции, которая в свою очередь вынуждает вузы совершенствовать качество предлагаемых услуг. Хотя конкуренция обеспечивается в первую очередь большим количеством вузов и высокой степенью мобильности населения (как студентов так и профессоров), тем не менее, есть и определенные традиции в самой образовательной системе, которые позволяют вузам более жестко конкурировать друг с другом.
Во-первых, система приема в университет сама по себе дает студенту больше возможностей выбирать вуз. Поскольку прием документов осуществляется по почте, абитуриент не обязан приезжать непосредственно в университет для поступления. Тесты, которые он сдает, являются стандартизированными и принимаются одновременно во всех крупных городах США. Таким образом, абитуриент может поступить одновременно в несколько вузов в разных частях страны и выбирать, какой из них наиболее ему подходит.
Для того чтобы убедить абитуриента, что именно их вуз является для него лучшим вариантом, члены приемной комиссии вынуждены приводить всевозможную статистику о том, какая карьера ждет выпускников данного вуза. Здесь проявляется второе очень важное свойство американских университетов: для студента нетипично получать магистерскую или докторскую степень в том же университете, где он получил степень бакалавра. Аналогично, выпускники аспирантур практически никогда не устраиваются работать в университет в своем же вузе, где они защищают диссертацию. Дело в том, что, принимая собственных выпускников на работу или дальнейшее обучение, вуз тем самым дает сигнал абитуриентам, что больше их выпускники нигде не востребованы. Поэтому вуз наоборот пытается всеми силами помочь своим студентам в трудоустройстве или поступлении в аспирантуру в других вузах, что потом отражается во всевозможной рекламной статистке.
При такой степени конкуренции вуз крайне заинтересован в том, чтобы в нем учились лучшие студенты, поэтому коррупция при приеме оказывается не в интересах самого вуза - ведь неминуемое ухудшение студенческого состава приведет к потере репутации, худшем трудоустройстве, и спрос на услуги этого вуза понизится.
Важно отметить еще и то, что конкуренция обеспечивается свободой действий университета. В отличие от Российских вузов, американские не связаны никакими госстандартами и прочим излишним государственным регулированием. Даже государственные вузы подотчетны только правительству штата, то есть, можно сказать, региональные правительства конкурируют друг с другом в предоставлении образовательных услуг и привлечении исследователей для научной работы. Федеральные же органы предоставляют университетам практически неограниченную свободу в выборе структуры, методов управления и программ. Без такой свободы конкуренция невозможна, о чем не надо забывать при проведении реформ в России.
Аккредитация
Кроме того, что университет должен продемонстрировать свое превосходство потенциальным студентам и преподавателям, он также фактически обязан получить официальный "знак качества", пройдя процедуру аккредитации. Формально, аккредитация является добровольной, но вуз, не имеющий ее, не может претендовать на финансовую поддержку федерального правительства в виде студенческих займов и исследовательских грантов, что фактически лишает этот университет возможности конкурировать на рынке образовательных услуг.
Необходимо
отметить, что аккредитация в США имеет
два важных отличия от аналогичной процедуры
в России. Во-первых, она осуществляется
не государственными органами, а профессиональными
ассоциациями, то есть, другими вузами.
Во-вторых, для аккредитации вуз не обязан
демонстрировать соответствие их образования
неким формальным стандартам и требованиям.
Скорее, вузу нужно продемонстрировать
наличие достаточно квалифицированного
профессорско-
Ориентация образования на рынок труда (соотношение фундаментальных и прикладных дисциплин)
Высшее
образование находится под
Потребности рынка труда при этом выделяются как определяющие для образования. Необходимо учитывать также, что университеты США тесно контактируют с властями штатов, в которых они расположены, с фирмами, исследовательскими организациями и в большой степени выстраивают свою работу в соответствии с их нуждами, в частности, готовят специалистов для практической деятельности. Не только собственно университеты озабочены учетом требований рынка труда к высшему образованию. Американский Совет по образованию, кроме выполнения других своих функций, контролирует деятельность университетов, следя за тем, чтобы они соответствовали разнообразным требованиям, в том числе - требованиям рынка труда.
Динамичный
рынок труда требует от выпускников
университетов
Междисциплинарные
курсы в состоянии
Академическая свобода и качество образования
В условиях Америки, академическая свобода - сложное, многогранное явление, связанное с широким комплексом экономических, политических, культурных факторов развития страны в целом.
Первая свобода, которая предоставляется студенту, - выбирать организационную форму вуза по собственному вкусу (разумеется, при условии зачисления в выбранный вуз). Эта свобода принципиальна для достижения конкуренции и более высокого качества образования.
Академическая
свобода непосредственно
Другим существенным элементом академической свободы в Америке выступает свободный выбор студентами курсов (за исключением тех, которые относятся к обязательным по данной специальности, хотя число последних невелико). Этот элемент - с точки зрения влияния на качество обучения - имеет следующее значение:
Во-первых, студент фактически получает возможность формировать индивидуальный образовательный модуль, в наибольшей степени отвечающий его личным интересам и представлениям о будущей карьере. Не требуется пояснять, как это сказывается на мотивации студента и серьезности его отношения к делу.
Во-вторых,
свободам выбора курсов студентами означает
реальную конкуренцию между
В-третьих,
та же конкуренция (борьба за студента)
способствует тому, чтобы между студентами
и преподавателями
Особую тему составляет вопрос об интенсивности и преподавательского труда, и интеллектуально-физических нагрузках профессуры. В целом следует признать, что преподавательский труд в американском университете чрезвычайно интенсивен. В целом можно сказать, что преподаватели американских университетов чрезвычайно загружены, подчас выше разумной меры. Поэтому относительно высокие зарплаты даются им не в качестве бонуса, а за конкретный тяжелый труд.
Интернационализация в системе высшего образования США
Интернационализация
высшего образования США
При всей децентрализованности системы высшего образования США, не следует при анализе процесса интернационализации недооценивать роль федерального правительства. Оно через Департамент образования (Department of Education) оказывает заметное влияние на принятие программ, способствующих развитию определенных направлений преподавания (иностранных языков и региональных проблем) и научных (региональных и международных) исследований.
С другой стороны, многие вузы США предпринимают серьезные меры по интернационализации своих учебных программ, исследований и образовательных услуг. В настоящее время их волнуют такие проблемы, как распространение СПИДа, глобализация, разрешение конфликтов, создание гражданского общества в зарубежных странах. По мнению Американского Совета по образованию (American Council on Education), необходимо, чтобы выпускники американских вузов получили достаточные знания и языковые навыки для того, чтобы быть эффективными гражданами мира в третьем тысячелетии. От этого зависит способность США эффективно конкурировать в интеллектуальном и политическом отношении в глобалиующемся мире.
Из-за
финансовых сложностей 1980-х гг. многие
преподаватели иностранных
Россия в США пока что недооценивается и мало изучается. Во всей стране русский язык изучает только около 10 тыс. студентов.
Стоимость обучения в целом одинакова как для граждан США, так и для иностранцев. Исключение существует только в том аспекте, что государственные вузы обычно берут меньшую плату с жителей тех штатов, где она расположены. Кроме того, некоторые вузы берут с иностранцев большую плату за подачу заявки на поступление (application fee) для покрытия дополнительных расходов на работу с заявками иностранцев.
Можно
сказать, что 80% иностранных студентов,
обучающихся в США, финансируют
себя сами. Лишь небольшой объем
финансовой помощи доступен из правительственных
или неправительственных
Информация о работе Рынок образовательных услуг в России и за рубежом