Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Мы живем в то время, когда в нашей стране огромное число безработных. Современный рынок труда отягощен множеством проблем. Более 70 лет труд считался обязанностью, невыполнения которой осуждалось обществом. В тоже время воспитание детей и ведение домашнего хозяйства воспринималось как не престижное хозяйство.

Содержание

1. Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан
1.2Сущность рынка труда и её особенности в современных условиях
1.3Проблемы формирования занятости в Республики Казахстан
2. Формирования занятости Республики Казахстан
2.1Преимущества и недостатки рынка труда
3. Анализ ситуации на молодёжном рынке труда в Республике Казахстан
3.1Поддержка и развитие конкурентоспособности молодёжи ,и её приоритет
3.2Роль государства ,решения проблемы трудоустройства молодых специалистов
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эконом теории (правельная).doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

    Высокими  сохраняются масштабы скрытой безработицы: в состоянии практической безработицы  показаны формально числившиеся  на предприятиях 300-350 тыс. человек, из которых 60-70% уходит в вынужденные отпуска, а остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой безработицы в целом по республике варьировал в пределах 4,5-5,5% от экономически активного населения.

    Напряженное положение на рынке труда в  региональном разрезе с превышением  среднереспубликанского показателя безработицы  сложилось в бывшей Жезказганской области, где число безработных возросло в 3,7 раза, Мангистауской - в три раза, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Атырауской - более, чем в 2,5 раза. В г. Алматы количество незанятых возросло в четыре раза. Особо сложное положение в течение года на рынке труда сохранялось в сельской местности - 44% сельских безработных от общей численности и их увеличение по сравнению с прошлым годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах характеризуется несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах ощущается постоянный недостаток.

    В анализе скрытой безработицы  наибольшие показатели наблюдаются  в Северо-Казахстанской области - 8% от экономически активного населения, бывшей Талдыкорганской - 6,5%, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, бывшей Жезказганской и Костанайской областях - свыше 5%.

    В отраслевом аспекте общая занятость  снизилась во всех отраслях экономики, но преобладающими являются промышленность, строительство и сельское хозяйство. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%.

    Относительно  молодежной безработицы складывается тенденция снижения удельного веса молодежи в общей численности обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства в 1998г. обратились 40,7% незанятых в возрасте 16-29 лет, что ниже аналогичных показателей предыдущих периодов - 46,4% в 1996г. и 43,8% - в 1997г.

    Общественными прогнозами, обусловившими безработицу  и ее устойчивый рост, являются:

    экономический кризис, вызвавший сокращение и закрытие производства;

    несоответствующие прежней квалификации рабочей силы основным требованиям.

    Все это имеет свое отражение в становлении республиканского рынка труда, который формируется на данном моменте.

    Формирование  рынка труда сегодня происходит в условиях дальнейшего углубления кризисных явлений в различных  сферах общественной деятельности, продолжающегося спада производства. И как результат этого - снижение жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство предприятий и организаций вынуждены полностью или частично останавливаться, что приводит к высвобождению работников, росту скрытой и явной безработицы, обострению проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики.

    Большую помощь в становлении рынка труда  в 1993-1994 годах оказали приватизационные проекты. Перестройка существующих структур бывшего государственного сектора сопровождалась развитием малого и среднего бизнеса, появлением холдингов, корпораций и компаний, нуждающихся в квалифицированных кадрах определенных профессий. Эти факторы оказали существенное положительное воздействие на рынок труда. Вместе с тем, при увеличении потребности негосударственных структур в кадрах резерв труда за этот период практически не уменьшился из-за структурного несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда возник дефицит в экономистах, программистах, специалистах, владеющих иностранными языками, юристах и т.п. В то же время образовался огромный избыток станочников, строительных рабочих, управленцев низшего звена, проектировщиков и других категорий работников традиционных специальностей. Одновременно значительно замедлилось движение общей массы безработных в сторону сокращения ее численности в течение 6-8 месяцев, что на республиканском рынке труда привело к превышению предложения над спросом.

    Формирование  рынка труда протекает крайне неравномерно не только в профессионально-квалификационном, по также в региональном и отраслевом аспектах. Так, соотношение спроса и предложения рабочей силы значительно различаются как между отдельными экономическими районами, так и в пределах одного региона. В областях Центрального и Северного Казахстана (Карагандинский и Павлодар - Экибастузский промышленные районы) спрос на рабочую силу в 2-2,5 раза превышает ее предложение. В отдельные периоды в центры занятости малых и средних городов Карагандинской области обращались не более один - два человека в месяц. В Западном Казахстане, напротив, не было свободных рабочих мест для шести тысяч безработных. Особенно велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы в Алматинской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской, Таддыкор-ганской, Южно-Казахстанской областях, где на одно свободное место приходилось от 3 до 10 безработных.

    В числе отмеченных выше кризисных  и структурных факторов, которое  обострили ситуацию на рынке труда, следует указать спад производства, прежде всего в отраслях ВПК, химической промышленности и строительства (до 40-50%) снижение инвестиционной активности и ужесточение мер финансово-кредитной политики. Все это в совокупности с изменением государственной политики занятости в сторону преимущественно пассивных мер, не оказывающих существенного влияния на смягчение конъюнктуры на рынке труда, привело к свертыванию производства и значительному росту безработицы. Пассивность государства в сочетании с острой недостаточностью финансового обеспечения программ помощи по безработице привела к утрате доверия к государственным структурам рынка труда, а именно к центрам занятости.

    Кроме того люди не желают обращаться в государственные  центры занятости. Центры занятости (биржи  труда) - организации, специализирующиеся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли - продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, центры занятости позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы центры занятости выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия по безработице и за его уплатой.

    Центры  занятости кроме трудоустройства  безработных, обычно оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий (в основном это делают модельные центры занятости в Шымкенте и Таразе). В компетенцию центров занятости также относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии.

    Важное  место занимает организация переобучения и трудоустройство инвалидов. Направления  центров занятости не обязательны  для предприятий, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность центров занятости получили международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ.

    На  основе зарубежного опыта, а также  на основе проблем занятости в  настоящее время составим прогноз  развития социально-экономической  модели занятости в Казахстане, ее эффективности. Для этого в начале нужно будет более подробно изучить  перспективы и пути реализации данной модели в жизнь. Базируясь на результатах данного исследования можно будет уже говорить об эффективности моделирования социально-экономических процессов в условиях переходной экономики. Малые и средние предприятия, говорят голландцы, - это "грядки для развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам монополистов". Мы также можем сказать, что появление малых и средних предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать возможность для новых рабочих мест.

    В бывшем Союзе 95% рабочих мест в Казахстане обеспечивало государство. Само собой разумеется, что с переходом на рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как главного работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном секторе, и это делает его основным в управлении социально-экономическими изменениями сегодня и в перспективе.

    Предпринимательство в Казахстане формируется в сложных  и не всегда благоприятных социально-экономических и политических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня. Целый ряд трудностей объективного и субъективного характера препятствуют его динамичному развитию.

    Как отметил Президент Республики Казахстан  Н.А. Назарбаев в своей долгосрочной стратегии "Казахстан - 2030" одним  из долгосрочных приоритетов является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким  уровнем иностранных инвестиций. Главной целью здесь ставится привлечение большого потока зарубежных инвестиций в экономику страны для становления сильной национальной экономики. В основном финансовые средства будут вначале направляться в те отрасли экономики, которые производят экспортную продукцию. Это дает возможность стране вернуть долги, а также аккумулировать капитал для развития внутри страны высокотехнического производства. Многие предприятия будут производить высокотехнологические товары народного потребления и многие другие виды продукции, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному качеству. Однако в этой долгосрочной стратегии мало уделяется внимание развитию малого и среднего предпринимательства.Стратегия борьбы с бедностью и безработицей  будет основываться на:

    внедрении системы микрокредитов;

    развитии  малого и среднего бизнеса;

    приоритетном  развитии трудоемких отраслей и активном привлечении в них иностранных  инвестиций и национального капитала;

    жестком подходе к проблемам занятости при договорах и контрактах” бюджетных документах;

    развитии  общественных работ, прежде всего строительства  дорог и лесопосадок;

    снятии  всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства;

    энергичном  развитии сферы услуг и особенно туризма.

    Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение  критериев малых и средних  предприятий роли и места их в  народнохозяйственном комплексе, в  реализации социально-экономических  государственных программ. Наиболее правомерной является оценка малого и среднего бизнеса по численности работающих: 1-10 человек - мини-предприятия 10-100 - малые предприятия, 100-500 человек - средние предприятия. Их развитие позволит, с одной стороны, постепенно наращивать объемы производства, с другой - обеспечить занятость населения.

    Для финансирования негосударственного сектора  кроме бюджетных средств можно  использовать часть зарубежных кредитов и займов, которые бы пошли на организацию мобильных производственных объектов малого и среднего бизнеса.

 

     2.   Формирования занятости Республики Казахстан.

    1.1  Преимущества и недостатки  рынка труда.

    Что же дает нам рынок  труда? Он ускоряет и облегчает процесс согласования лишних, коллективных и общенародных интересов при размещении труда, придает необходимую гибкость организованному на плановой основе процессу формирования пропорций подготовки и распределения рабочих и специалистов, способствует повышению эффективности за счет рационального размещения работников по отраслям хозяйства и сферам производства. Важно отметить и то, что рынок труда выполняет функцию связующего звена между ее формированием (подготовкой) и использованием. Благодаря рынку происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями с учетом общественных потребностей, выбирается правильность заданных планом пропорций подготовки.

    Кроме того, рынок труда является рыночным рычагом регулирования индивидуальных доходов, приближение их к собственно необходимому уровню с учетом квалификации работников и дефицитности профессии. Он опосредует движение моделей к лучшим условиям оплаты труда и индивидуального воспроизводства постольку, поскольку в новых условиях возникает экономическая состязательность первичных хозяйственных звеньев и конкуренция сфер занятости за привлечение лучших работников. Рынок труда становится так же одним из средств оптимизации потоков ее распределения и перераспределения в народном хозяйстве, необходимым звеном в хозяйственном механизме. Он позволяет управление экономикой на плановой основе с действием стоимостных рычагов. В то же время рынок труда - явление чрезвычайно сложное и противоречивое.

    Развитие  рынка труда не может не сопровождаться возрождением участи населения товарно-денежного  фетишизма, психологии и ценностных ориентаций, чуждых гуманистической задаче всестороннего развития личности.

    Исходным  условием рынка труда служит организация  оперативного изучения и анализа  спроса на рабочую силу и предложение  рабочих мест со стороны государственных  и частных предприятий, а также  выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы. Для регулирования рынка труда в Казахстане необходимо широко использовать финансово-кредитные рычаги, приводить взвешенную политику распределения средств производства. Необходима также система государственного контроля за правильностью и полнотой учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности во всех секторах экономики гибкого из налогообложения, которая предотвратила бы возможность неоправданного обогащения любых производителей за счет потребителя, с одной стороны и ущемления интересов труженика и стимулов к труду у работников государственных предприятий и учреждений, арендаторов индивидуального сектора хозяйства - с другой.

Информация о работе Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан