Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Мы живем в то время, когда в нашей стране огромное число безработных. Современный рынок труда отягощен множеством проблем. Более 70 лет труд считался обязанностью, невыполнения которой осуждалось обществом. В тоже время воспитание детей и ведение домашнего хозяйства воспринималось как не престижное хозяйство.

Содержание

1. Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан
1.2Сущность рынка труда и её особенности в современных условиях
1.3Проблемы формирования занятости в Республики Казахстан
2. Формирования занятости Республики Казахстан
2.1Преимущества и недостатки рынка труда
3. Анализ ситуации на молодёжном рынке труда в Республике Казахстан
3.1Поддержка и развитие конкурентоспособности молодёжи ,и её приоритет
3.2Роль государства ,решения проблемы трудоустройства молодых специалистов
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эконом теории (правельная).doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

    Следует отметить еще одну важную функцию  рынка труда. Он призван обеспечить экономизацию производства и занятости в государственном секторе, способствовать выделению в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов рабочей силы .

    Сейчас  с определенной долей уверенности  можно утверждать, что переход  от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя трудятся на предприятиях и в организациях честно корпоративного типа.

    Постепенно  из государства заводов-гигантов Казахстана превращаются в страну мелких и средних  предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода .

    Возрастает  роль и усложняются функции территориальных  центров занятости населения. Они  должны вести учет резервов рабочей  силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий другим нанимателям в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучения с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах и республиках. Сложилось и многообразие функции определяет необходимость укрепления материальной базы службы трудоустройства, улучшение ее кадрового и финансового обеспечения .

    Переходная  экономика испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч  бомжей и других обитателей "диа" общества появились на официальном рынке труда. Регистрация безработных представила им возможность легализации, они впервые получили социальный статус, а также право на труд в соответствии с законом о занятости, включая профессиональное обучение и трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное социальные гарантии (пособие и материальное пособие) .

    После официального признания безработицы  в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам  политики на рынке труда.

    Поскольку сложившимся представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования.

    Расходы фонда занятости можно сгруппировать по четырем направлениям.

    1. Средства, расходуемые на пособия  по безработице, это принято  называть пассивной политикой.

    2. Средства, идущие на переподготовку  и общественные работы. Является  обязательными для государственной  службы занятости.

    3. Средства, направленные, на финансовую  поддержку, приобретение ценных  бумаг и прочие расходы. Объединяет  название формы, то что они  не гарантированы законом. При  этом расходы принято относить  к активным формам политики  на рынке.

    4. Средства, предназначенные для развития служб занятости . Переход к рыночной экономике связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствие такого сложного явления как безработица. И хотя в Казахстане она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается.

    Факторы, которые могут способствовать огромному  высвобождению рабочей силы:

    • спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;
    • искусственно созданная неплатежеспособность предприятия;
    • резкое сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестиций у абсолютного большинства юридических и   физических лиц;
    • частная остановка экологических производств;
    • сокращение численности вооруженных сил;
    • конверсия военного производства;
    • изменение форм собственности;
    • усилие миграционных процессов и т.д..

    Что, необходимо сделать, чтобы  преодолеть безработицу?

    Первое. Должны быть разработаны конкретные адресные программы структурной перестройки экономики. При этом государствам следует побеспокоится о судьбе миллионов тружеников, работающих на остановившихся и пере профилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве. Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления:

    прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест;

    формирование  условий, стимулирующих частные  инвестиции, развитие малого бизнеса, само занятости населения;

    прямые  и косвенные меры по обеспечению  занятости подготовка и переподготовка кадров.

    Третье. Нельзя допустить развала единого экономического пространства

     3.Анализ ситуации на молодежном рынке труда  Республики Казахстан.

    3.1 Поддержка и развитие конкурентоспособности  молодёжи, и её приоритеты.

    Поддержка и развитие конкурентоспособности  молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной  политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития  социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания нации, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократии нашей страны. Основополагающим фактором формирования  конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалифицированность и востребованность в условиях рыночной экономики. Такая молодежь формирует активное гражданское общество, составляет  средний класс – основу  любого государства. Наличие в стране активной конкурентоспособной молодежи есть гарант  эффективного функционирования гражданского общества, стабильного  развития среднего класса. Что является  фундаментом  страны  для дальнейшего процветания и укреплении казахстанских позиций в международном сообществе.   Как известно, принята концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015гг.

    В Послании Президента Республики Казахстан  Нурсултана Назарбаева народу "Стратегия  вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран  мира" Глава государства указал на необходимость "проведения оптимизации сети вузов для развития системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров". Безусловно, современная конкурентоспособная молодежь формируется в стенах высшей школы страны. В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений государственной политики является доступ и качество молодежи к высшему образованию.  За годы суверенитета нашей страной было сделано немало в этом направлении, но все же есть ряд моментов, требующих особого внимания.  Что мы понимаем под понятием конкурентоспособная молодежь? Это квалифицированный, востребованный в современных рыночных условиях, мобильный и легкообучаемый молодой специалист с хорошим уровнем английского. Таковы основные требования, предъявляемые к будущему конкурентоспособному специалисту, а ныне молодому выпускнику ВУЗа, уже не студенту, но пока и не специалисту. Работодатель не спешит принимать молодого выпускника со студенческой скамьи по той простой причине, что у дипломированного специалиста нет соответствующего опыта работы. 

    Во-первых, молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. В таком случае, практически неизбежно состояние фрустрации, когда молодой специалист понимает, что ему некуда приложить полученные знания.

    Во- вторых, несмотря на преимущественную тенденцию увеличения  количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей.  Это происходит по следующим причинам:

    учебная программа утверждается чиновниками,  зачастую не компетентными  и не основывающихся на прогнозах в сфере  насущных потребностей рынка;

    преподавателями являются, как правило, теоретики, к  тому же чрезмерно зависимые от администрации вуза и государства;

    происходит  отток качественных преподавательских  молодых кадров из государственных  ВУЗ-ов в частные или в более  высокооплачиваемые структуры;

    ориентация  профессорско-преподавательского состава  на  преподавателей достаточно преклонного возраста от 60 до 70 лет, особенно на гуманитарных факультетах. Дисциплины, проводимые преподавателями преклонного возраста   подаются с призмы субъективной точки зрения, стереотипов социалистического  уклада, и не представляют актуальности. Что не соответствует требованиям индустриально-инновационного рынка нашей страны и  не мотивирует студентов на регулярное посещение  занятий;

    тенденция обновления  состава кафедр прослеживается  эпизодически;

    нет четких механизмов отбора на вакантные должности в университетах. Решения о приеме лиц на ту или иную должность принимаются в коридорах  руководства университета и не являются гарантией качества передаваемых  студентам знаний; 

    в университетах отсутствуют или  мало используются современные, практические ориентированные, методики обучения;

    учебные программы перегружены лишними  дисциплинами и чрезмерно     теоретичны, что не вызывает интереса у студентов;  

      процесс прохождения практики  в ВУЗ-ах приобрел формальный  характер и не связан с реальным привитием практических навыков и умений по освоению специальности, следствие излишней теоретизации учебного процесса.

    Часто теоретические знания дипломированного выпускника ВУЗа не совсем соответствуют  требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях.   Таким образом, приобретаемая студентом квалификация в ВУЗе не отвечает требованиям реального времени.  Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗ-ов либо вынуждена работать не по специальности,  что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность. Студентам, чьи  специальности актуальны на момент окончания ВУЗа в силу меняющейся коньюнктуры, эту проблему еще можно как-то решить. А как быть выпускникам ВУЗ-ов, выходцам из сельских регионов? Ведь, основной состав студенческой молодежи составляют студенты, выходцы из сельской местности нашей страны. Таким дипломированным специалистам трудно найти свою нишу на городском рынке труда в силу дороговизны жизни в таких городах и отсутствием социальных льгот для категории - «молодой специалист». Найти временную работу или работу не по специальности удается еще в крупных городах- мегаполисах, как Алматы. Такое трудоустройство выпускника ВУЗа едва ли   хватает на аренду жилья и питание, не говоря о затратах на получение второго образования. А в городах областного значения найти даже временную работу составляет большую трудность. 

    Такая система обучения таит в себе несколько  рисков.

    1) Студенты, обучающиеся на заочной форме обучения, как правило, работают и причем  не по уже полученной специальности, а там где больше платят. Таким образом, источник денежных доходов, а это  в основном временная работа, может быть вовсе не связан с полученными навыками и умениями в стенах ВУЗ-а.  Дорогая жизнь в мегаполисах (основное количество студентов и сосредоточено в крупных городах, действуя по принципу: большой город – большие возможности) все более способствует расширению такой тенденции. Зачастую такие студенты ограничиваются посещением нескольких занятий в период сессий (2 раза в год), а то и вовсе «процесс освоения специальности» упрощает коррупционная система в ВУЗ-ах. Причем согласно проведенным опросам студентов система взяток одинаково развита как в технических, так и в гуманитарных ВУЗ-ах. И  соотносится прямо пропорционально стоимости оплаты за обучение. Соответственно чем выше плата за обучение, тем больше «спрос» на взятки.

    2) Кроме того, у нас нет единых  стандартов получения второго  высшего образования. В технических ВУЗ-ах, к примеру, если 1-ая специальность соответствует общему профилю второй специальности, то срок обучения составляет  2 или 3 года.  А если первое образование гуманитарное, а второе – техническое, то период обучения составляет и вовсе все 4 или 5 лет.  Таким образом, время и ресурсы, затраченные самим обучающимся на получение специальности  оказываются невостребованными и требуют дополнительных расходов выпускниками для получения более востребованной второй специальности, что в ущерб, как самим выпускникам, так и государству. Тем более, что в настоящее время обзаводиться несколькими дипломами стало модно, но не потому, что абсолютно все навыки могут пригодиться, а хотя бы одна специальность, с помощью которой можно будет занять определенную нишу на городском рынке труда.

Информация о работе Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан