Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:50, курсовая работа
Мы живем в то время, когда в нашей стране огромное число безработных. Современный рынок труда отягощен множеством проблем. Более 70 лет труд считался обязанностью, невыполнения которой осуждалось обществом. В тоже время воспитание детей и ведение домашнего хозяйства воспринималось как не престижное хозяйство.
1. Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан
1.2Сущность рынка труда и её особенности в современных условиях
1.3Проблемы формирования занятости в Республики Казахстан
2. Формирования занятости Республики Казахстан
2.1Преимущества и недостатки рынка труда
3. Анализ ситуации на молодёжном рынке труда в Республике Казахстан
3.1Поддержка и развитие конкурентоспособности молодёжи ,и её приоритет
3.2Роль государства ,решения проблемы трудоустройства молодых специалистов
Заключение.
Литература.
Следует отметить еще одну важную функцию рынка труда. Он призван обеспечить экономизацию производства и занятости в государственном секторе, способствовать выделению в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов рабочей силы .
Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя трудятся на предприятиях и в организациях честно корпоративного типа.
Постепенно из государства заводов-гигантов Казахстана превращаются в страну мелких и средних предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода .
Возрастает
роль и усложняются функции
Переходная экономика испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч бомжей и других обитателей "диа" общества появились на официальном рынке труда. Регистрация безработных представила им возможность легализации, они впервые получили социальный статус, а также право на труд в соответствии с законом о занятости, включая профессиональное обучение и трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное социальные гарантии (пособие и материальное пособие) .
После официального признания безработицы в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам политики на рынке труда.
Поскольку сложившимся представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования.
Расходы фонда занятости можно сгруппировать по четырем направлениям.
1. Средства, расходуемые на пособия по безработице, это принято называть пассивной политикой.
2.
Средства, идущие на переподготовку
и общественные работы. Является
обязательными для
3.
Средства, направленные, на финансовую
поддержку, приобретение
4. Средства, предназначенные для развития служб занятости . Переход к рыночной экономике связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствие такого сложного явления как безработица. И хотя в Казахстане она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается.
Факторы, которые могут способствовать огромному высвобождению рабочей силы:
Что, необходимо сделать, чтобы преодолеть безработицу?
Первое. Должны быть разработаны конкретные адресные программы структурной перестройки экономики. При этом государствам следует побеспокоится о судьбе миллионов тружеников, работающих на остановившихся и пере профилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве. Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления:
прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест;
формирование условий, стимулирующих частные инвестиции, развитие малого бизнеса, само занятости населения;
прямые и косвенные меры по обеспечению занятости подготовка и переподготовка кадров.
Третье. Нельзя допустить развала единого экономического пространства
Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания нации, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократии нашей страны. Основополагающим фактором формирования конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалифицированность и востребованность в условиях рыночной экономики. Такая молодежь формирует активное гражданское общество, составляет средний класс – основу любого государства. Наличие в стране активной конкурентоспособной молодежи есть гарант эффективного функционирования гражданского общества, стабильного развития среднего класса. Что является фундаментом страны для дальнейшего процветания и укреплении казахстанских позиций в международном сообществе. Как известно, принята концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015гг.
В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" Глава государства указал на необходимость "проведения оптимизации сети вузов для развития системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров". Безусловно, современная конкурентоспособная молодежь формируется в стенах высшей школы страны. В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений государственной политики является доступ и качество молодежи к высшему образованию. За годы суверенитета нашей страной было сделано немало в этом направлении, но все же есть ряд моментов, требующих особого внимания. Что мы понимаем под понятием конкурентоспособная молодежь? Это квалифицированный, востребованный в современных рыночных условиях, мобильный и легкообучаемый молодой специалист с хорошим уровнем английского. Таковы основные требования, предъявляемые к будущему конкурентоспособному специалисту, а ныне молодому выпускнику ВУЗа, уже не студенту, но пока и не специалисту. Работодатель не спешит принимать молодого выпускника со студенческой скамьи по той простой причине, что у дипломированного специалиста нет соответствующего опыта работы.
Во-первых, молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. В таком случае, практически неизбежно состояние фрустрации, когда молодой специалист понимает, что ему некуда приложить полученные знания.
Во- вторых, несмотря на преимущественную тенденцию увеличения количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей. Это происходит по следующим причинам:
учебная программа утверждается чиновниками, зачастую не компетентными и не основывающихся на прогнозах в сфере насущных потребностей рынка;
преподавателями являются, как правило, теоретики, к тому же чрезмерно зависимые от администрации вуза и государства;
происходит отток качественных преподавательских молодых кадров из государственных ВУЗ-ов в частные или в более высокооплачиваемые структуры;
ориентация
профессорско-
тенденция обновления состава кафедр прослеживается эпизодически;
нет четких механизмов отбора на вакантные должности в университетах. Решения о приеме лиц на ту или иную должность принимаются в коридорах руководства университета и не являются гарантией качества передаваемых студентам знаний;
в университетах отсутствуют или мало используются современные, практические ориентированные, методики обучения;
учебные
программы перегружены лишними
дисциплинами и чрезмерно
теоретичны, что не вызывает интереса
у студентов;
процесс прохождения практики
в ВУЗ-ах приобрел формальный
характер и не связан с
Часто теоретические знания дипломированного выпускника ВУЗа не совсем соответствуют требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях. Таким образом, приобретаемая студентом квалификация в ВУЗе не отвечает требованиям реального времени. Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗ-ов либо вынуждена работать не по специальности, что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность. Студентам, чьи специальности актуальны на момент окончания ВУЗа в силу меняющейся коньюнктуры, эту проблему еще можно как-то решить. А как быть выпускникам ВУЗ-ов, выходцам из сельских регионов? Ведь, основной состав студенческой молодежи составляют студенты, выходцы из сельской местности нашей страны. Таким дипломированным специалистам трудно найти свою нишу на городском рынке труда в силу дороговизны жизни в таких городах и отсутствием социальных льгот для категории - «молодой специалист». Найти временную работу или работу не по специальности удается еще в крупных городах- мегаполисах, как Алматы. Такое трудоустройство выпускника ВУЗа едва ли хватает на аренду жилья и питание, не говоря о затратах на получение второго образования. А в городах областного значения найти даже временную работу составляет большую трудность.
Такая система обучения таит в себе несколько рисков.
1) Студенты, обучающиеся на заочной форме обучения, как правило, работают и причем не по уже полученной специальности, а там где больше платят. Таким образом, источник денежных доходов, а это в основном временная работа, может быть вовсе не связан с полученными навыками и умениями в стенах ВУЗ-а. Дорогая жизнь в мегаполисах (основное количество студентов и сосредоточено в крупных городах, действуя по принципу: большой город – большие возможности) все более способствует расширению такой тенденции. Зачастую такие студенты ограничиваются посещением нескольких занятий в период сессий (2 раза в год), а то и вовсе «процесс освоения специальности» упрощает коррупционная система в ВУЗ-ах. Причем согласно проведенным опросам студентов система взяток одинаково развита как в технических, так и в гуманитарных ВУЗ-ах. И соотносится прямо пропорционально стоимости оплаты за обучение. Соответственно чем выше плата за обучение, тем больше «спрос» на взятки.
2)
Кроме того, у нас нет единых
стандартов получения второго
высшего образования. В
Информация о работе Рынок труда и проблемы формирования, занятости в Республике Казахстан