Рынок труда и трудовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание

В данной работе я ставлю перед собой целью решение следующих задач:

1) сформировать представление о сущности рынка труда;

2) показать структуру и функционирование рынка труда;

3) рассмотреть дифференциацию рынка труда

4) раскрыть особенности российского рынка труда

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Сущность рынка труда.

1.1 Сущность рынка труда……………………………………………...5

1.2 Структура рынка труда………………………………………..........7

1.3 Особенности функционирования рынка труда…………………..12

2. Механизм регулирования трудовых отношений.
Вопросы регулирования трудовых отношений на современном этапе………………………………………………………………...19

2.2 Трудовой договор как способ правового регулирования

трудовых отношений…………………………………………………..21

2.3 Взаимодействие заинтересованных сторон в регулировании

трудовых отношений…………………………………………………………24

3. Роль рынка труда в становлении рыночной экономики в России………27

Заключение……………………………………………………………………33

Список литературы…………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Хабибрахманов курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     Статьи 2,4 Трудового кодекса РФ запрещают  применение принудительного труда. Термин "принудительный, или обязательный, труд", согласно статье 2 Конвенции  МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.), означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Статья 4 Трудового кодекса РФ по смыслу повторяет положения Конвенции, в части толкования понятия принудительного труда, при этом конкретизируя случаи наказания. Из определений можно сделать вывод, что принудительным трудом признается труд, который гражданином не избран добровольно. При таком толковании приведенную выше ситуацию можно рассматривать как применение принудительного труда, который заключается в направлении окончившего учебное заведение выпускника на работу, при его нежелании, на предприятие, платившее за обучение. Выходом из такой ситуации будет служить, по нашему мнению, предварительно подписанный договор, в котором предусматривается возможность для молодого специалиста, при выплате денежной компенсации предприятию, отказаться от работы.

     В соответствии с Трудовым кодексом РФ запрещается допускать к работе в ночное время инвалидов, независимо от медицинского заключения и согласия самого инвалида. И теперь многие из них, работающие сторожами, охранниками, оказываются в безвыходном положении. Но правильнее было бы предоставить право инвалидам работать в ночное время при наличии соответствующего медицинского заключения.

     Статьей 68 Трудового кодекса РФ предусматривается оформление приема на работу приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключения трудового договора. Реальность такова, что многие работники трудоустраиваются на работу у частных предпринимателей без надлежащего оформления трудовых отношений. Трудовой договор с наемным работником предприниматель не заключает, тем самым освобождая себя от соблюдения прав работника, в том числе на отдых, на безопасные условия труда, на установленный 8-часовой рабочий день, и закрепляет возможность в любой момент в одностороннем порядке уволить работника. Выходом из данной ситуации будет привлечение федеральных инспекций труда к проверкам индивидуальных предпринимателей в области трудоустройства и соблюдения прав и гарантий работающего персонала.

     Возникает проблема и с прописанным в  Трудовом кодексе таким принципом  правового регулирования трудовых отношений, как обеспечение права  каждого работника на своевременную  и в полном размере выплату  справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В Трудовом кодексе РФ узаконен расчет по заработной плате натуральным продуктом, не превышая 20-ти процентов, тем самым возвращая нас в архаичные времена. А каким продуктом будут получать свою часть зарплаты чиновники? Оговорка о том, что выплата доли заработной платы в неденежной форме может производиться только с письменного согласия работника, приводит к сомнениям, поскольку работодатель может под угрозой увольнения заставить работника написать такое заявление.

     Прогрессивной следует признать норму о том, что при задержке выплаты зарплаты более 15 дней работник имеет право  в соответствии со ст. 142 Трудового кодекса РФ приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, известив при этом работодателя в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных в Трудовом кодексе РФ. При этом, однако, законодатель не прописал процедуры приостановления работы. По логике, работник должен прийти к работодателю и написать заявление о том, что ему не производится оплата труда, поэтому он прекращает работу. Проблема заключается в том, должен ли работник находиться на рабочем месте либо написать заявление и покинуть его.

     Остается  также невыясненным вопрос по оплате времени приостановления работы, поскольку работник не выполняет  своих трудовых обязанностей, и работодатель может отказаться начислить ему  заработную плату за этот период. Это  проблема, решить которую необходимо путем принятия соответствующих нормативных правовых актов либо внесения дополнений в действующий Трудовой кодекс РФ. Икроножная мышца.

     Все вышеприведенные примеры позволяют  прийти к выводу о том, что работнику  необходимо заключать индивидуальный трудовой договор с работодателем и как можно точнее указывать все условия данного договора. Только заключив трудовой договор, работник вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения всех условий и предоставления всех социальных гарантий и льгот. Трудовой договор как юридическая форма трудовых отношений призван способствовать реализации конституционного права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Законодателю необходимо привести свои нормативные акты в соответствие с действующей практикой и устранить пробелы. 

     2.3.Взаимодействие  заинтересованных сторон в регулировании 

     трудовых  отношений 

     Уровень общей безработицы в РФ соответствии с методикой МОТ составляет 16 %, тогда как уровень регистрируемой безработицы – 1 %. На рынке труда остро проявляется противоречие между спросом и предложением на рабочую силу по профессиональному, половозрастному составу, по уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы. Более 80 % вакансий на рабочие места – для мужчин, тогда как около 70 % состоящих на учете в службе занятости – женщины. Более 35 % вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума, не хватает специалистов рабочих профессий. Профессия репортер всей России.

     В этой обстановке служба занятости должна не только помогать адаптации граждан к рыночным условиям, быть не только флюгером, показывающим направление рыночных ветров, но и координатором, связующим элементом всех заинтересованных сторон в работе по решению проблем занятости населения. Сегодня добиться положительных результатов в сфере занятости можно только объединив усилия.

     В РФ имеется опыт взаимодействия Департамента ФГСЗН с организациями, министерствами и ведомствами. Тому пример – план совместных первоочередных мероприятий по реализации постановления Правительства РФ № 659 "О мерах по поддержанию занятости населения", подписанный в октябре текущего года Департаментом ФГСЗН, Министерством образования и Министерством по делам молодежи и спорту. В рамках этого плана с целью оказания содействия в трудоустройстве, социальной адаптации студенческой и поствузовской молодежи проводится совместная работа по внедрению в учебных заведениях студенческих кадровых агентств, целевых программ содействия трудоустройству выпускников. Технический университет при поддержке департамента принял участие в объявленном Минобразованием России и Минтрудом России конкурсе проектов "Создание системы содействия трудоустройству и переподготовке незанятых выпускников учреждений профессионального образования". При Центре занятости молодежи совместно с Министерством по делам молодежи и спорту создано Бюро вторичной занятости студентов, которое осуществляет координационную работу, взаимодействие со студенческими кадровыми агентствами. У него 80%.

     В настоящее время необходимо более  гибкое регулирование объемов и  профилей подготовки кадров, в первую очередь, это касается отраслевых учебных  заведений. В условиях отсутствия долгосрочных прогнозов развития экономики, потребности  отраслей в специалистах сделать это крайне сложно. И все же мы должны исходить из принципа разумного подхода. На сегодняшний день большинство состоящих на учете в службе занятости выпускников имеет экономическое образование, тогда как в банке данных вакансий для них практически нет. По специальности службе занятости удается трудоустраивать не более 20 % от состоящих на учете выпускников вузов, имеющих специальность экономического профиля, до 10 % выпускников средних специальных учебных заведений и лишь 5 % выпускников профтехучилищ. И именно поэтому совместно с Министерством образования пришли к решению создать координационную группу по рассмотрению вопросов об упорядочении подготовки специалистов с учетом требований рынка труда. В России есть рынок труда.

     В связи с реформированием частей и соединений Вооруженных Сил РФ возникают серьезные проблемы по трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. С целью обеспечения их занятости создана система координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон. В нашей стране существует несколько рынков.

     В России активно используется институт социального партнерства. Между  Правительством, Федерацией профсоюзов и Союзом товаропроизводителей ежегодно заключается трехстороннее соглашение, в мероприятиях по реализации данного соглашения отражены разделы по занятости населения РФ. Всесторонний комплексный подход, подключение заинтересованных структур к решению проблем занятости населения дают положительные результаты. Все показатели активной политики занятости населения на 2007 год выполнены и перевыполнены. В текущем году службой занятости в России трудоустроено на 21,3 % больше показателя прошлого года. С начала года численность регистрируемой безработицы сократилась на 20,4 %. Рынок труда рынок труда рынок труда.

     По  сравнению с прошлым годом в 2008 году количество участвующих в общественных работах возросло на 78,2 %, в программе "Молодежная практика" – на 16,7 %, в программе "Временная занятость подростков" – на 11,1 %. Число лиц, направленных на профессиональное обучение, возросло по сравнению с предыдущим годом на 14,8 %. Почти в два раза возросло количество вакансий, поступивших в службу занятости от работодателей. Напряженность на рынке труда уменьшилась за год в два раза и коэффициент составляет на сегодняшний день 1,1. На 60 % увеличилась сумма поступления страховых взносов, что позволило в одиннадцать раз сократить в текущем году задолженность по выплате пособий. Рынок труда.

  В 2009 году планируется увеличить все показатели активной политики. Залог успеха виден  в активном взаимодействии всех заинтересованных сторон, в объединении их усилий, направленных на реализацию активной политики занятости населения РФ. Рынок  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Роль рынка труда  в становлении  рыночной экономики  в современной  России.

       В период рыночных реформ российский рынок труда также развивался в основном нестандартно. В его становлении можно выделить два этапа. Первый (1991 – 1998 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти на целое десятилетие и обусловившей сокращение занятости, рост открытой безработицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкое падение реальной заработной платы. Второй (1999 – 2005 гг.) связан с энергичным пост трансформационным подъемом, сопровождающимся положительной динамикой базовых индикаторов рынка труда. Курсовая работа.

     Отметим, что в России формирование новых  отношений в сфере занятости  протекало во многом иначе, чем в  странах ЦВЕ. Это позволило говорить о существовании двух альтернативных моделей переходного рынка труда. Курсовая сложная работа, в которой необходимо много мозгов.

     Однако  первоначально ничто не предвещало, что развитие российского рынка  труда пойдет по иному сценарию и  приведет к возникновению специфической  национальной модели. Вслед за другими  реформируемыми экономиками Россия «импортировала» стандартный набор институтов, действующих в данной сфере. Было разработано новое законодательство о минимальной заработной плате, создана система страхования по безработице, легализована забастовочная деятельность, сформирована сложная многоступенчатая система коллективных переговоров, установлены налоги на фонд оплаты труда, внедрена политика налогового ограничения доходов, предпринимались попытки индексации заработной платы.

     Эти меры, подчеркнем, не содержали ничего «атипичного». Отсюда и вполне закономерные ожидания, что в России рынок труда будет «работать» примерно так же, как в других постсоциалистических странах. Правда, с учетом большей глубины трансформационного спада можно было предполагать, что масштаб и острота проблем окажутся иными: предприятия будут активнее «сбрасывать» рабочую силу, уровень безработицы станет выше, трудовые конфликты – многочисленнее, инфляционное давление со стороны издержек на рабочую силу усилится и т. д. К тому же, обретя дополнительные «ребра жесткости» в виде вновь введенных институтов, российский рынок труда сохранил немало законодательных норм и ограничений, действовавших при прежней системе. Неудивительно, что первые годы реформ в российской экономике прошли под знаком ожидания скорой катастрофы, которая, как представлялось большинству наблюдателей, неминуемо должна была разразиться в сфере занятости. Я не могу больше.

     Однако  этим катастрофическим прогнозам так  и не суждено было сбыться. Как  же в действительности повел себя российский рынок труда в новых экономических и институциональных условиях? Остановимся на некоторых наиболее существенных характеристиках российской модели с точки зрения развития нестандартной занятости1. Афины в Греции.

  1.   Несмотря на глубокий трансформационный кризис, российской экономике удалось избежать масштабного сокращения рабочей силы и занятости, которое наблюдалось во многих странах ЦВЕ (наиболее яркий пример - Венгрия). Первоначальное падение уровня занятости с 67 до 53 % сменилось последующим его восстановлением до 60%. Если этот показатель пересчитать для населения в возрасте 15 – 64 лет (что является стандартным в международных сопоставлениях), то его значение повышается до 65%. Снижение занятости в российской экономике было явно непропорциональным масштабом сокращения ВВП, которое в нижней точке кризиса достигло 40%.

Информация о работе Рынок труда и трудовые отношения